44. Арх Борисоглебской церкви в Новогрудке
Я ркий образец православной готики Великого княжества Литовского XVI века. Первоначально представлял собой трёхнефнуючетырёхстолпную церковь с широкой пятигранной апсидой. Внутренний основной объём (23,5 × 16 м, пролёт ок. 14 м) разделён четырьмя столпами и системой подпружных арок на девять равновысоких травей, перекрытых звёздными нервюрными сводами. В каркасной структуре сводов присутствуют в основном дробные элементы — тьерсероны и лиерны.
Башни на фасаде были добавлены позже, при ренессансной перестройке.
В плане церковь очень напоминает ранние католические храмы княжества (напр., Троицкий костёл в Ишкольди), но в исполнении готических элементов и оформлении фасада чувствуется мощное влияние православно-византийской традиции. Шаг столпов и компоновка сводов выделяют в системе перекрытий попарно равноконечный крест — некое сочетание равноконечного греческого креста с «базиликальной» композицией. В центре наоса выразительно выделяется квадрат средокрестия, что и стало причиной того, что при перестройке в XIX веке его свод разобрали, а на его месте возвели глухой псевдорусский купол. Нервюрный свод центральной травеи был возвращён при реконструкции в начале XX века.
Все три нефа одинаковой ширины, наос и широкая алтарная апсида соединяются тремя стрельчатыми арками почти равной высоты, что, вероятно, имитирует каноническую православную трёхапсидность. Ризница и жертвенник в храме отсутствуют. Опорные столпы в сечении крестовидные, с небольшими выносами, на которые опираются стрельчатые подпружные арки. В связи с неточной разбивкой наружных стен подпружные арки в плане не параллельны друг другу, что потребовало серьёзной корректировки при возведении сводов. Нервюры сводов не отделяются от опорных столпов горизонтальными тягами, а протягиваются вертикальными группами. Внутри тонкие стены почти на всю высоту укреплены разгрузочными арочными нишами.
Снаружи стены основного объёма и углы апсиды укреплены контрфорсами, но не ступенчатыми или прямоугольными в плане, как в готических костёлах, а более утончёнными, многогранными, одинакового сечения по всей высоте, завершающимися многоскатными навершиями. Кроме гранёных контрфорсов, на боковых фасадах присутствуют плоскиелопатки, возможно, это стёсанные позднее контрфорсы. На южном фасаде сделан дополнительный вход в виде полуциркульной арки. Своеобразный декоративный мотив создаётаркатура из вертикальных кирпичных тяг, завершённых стрельчатыми арочками. Верхнюю часть фасада здания опоясывают ажурные кружева из трёх ярусов переплетённых стрельчатых арочек. Поток вертикалей аркатуры, граней контрфорсов, больших стрельчатых окон создаёт неповторимый облик этого выдающегося памятника белорусской готики.
- 2. Каменная вежа
- 3. Машикули
- 5. Каплица в Кухтичах
- 7. Арх костела в Ишкольде 29, планировка
- 8.Замковое строительство
- 9. Герса в замковом строительстве
- 38, Арх костела в Мире
- 11. Костел в Сморгони
- 12. Устройство бойниц в оборонительных сооружениях
- 13. Арх замка в Крево.
- 18. Контрфорсы
- 19. Арх ренессанса в Беларуси
- 48. Костел в Несвиже, устройство фонарика
- 49. Бенедектинский монастырь в несвиже
- 52. Ратуша в Несвиже. 51 планировка торговых рядов
- 64. Слуцкая брама
- 32. Арх костела в Новом Свержне
- 34. Арх замка в Лиде
- 35. Арх костела в Деревной
- 40. Арх замкового комплекса в Любче
- 41. Коложская церковь в Гродно 54. Декор убранство
- 44. Арх Борисоглебской церкви в Новогрудке
- 47. Арх руин замка в Смолянах
- 53. Арх дома-крепости в Гайтюнишках
- 55. Арх замка в Быхове
- 56. Арх Софийского собора в Полоцке
- 57. Устройство сигнатурки
- 59. Костел во Вселюбе
- 61. Замок в Ляховичах
- 64. Кальвинский сбор в койданово
- 73. Арх петропавловского собора в Минске
- 74. Арх фарного костела в новогрудке
- 76. Арх Благовещенской церкви в Витебске
- 80. Арх костела в Вишнево
- 81. Византийская кладка стен
- 84. Синагога в Быхове
- 85. Арх костела св Михаила в Гнезно.
- 88. Арх успенской церкви в новом свержне.
- 89. Петропавловский костел в Ивье.