logo search
методичка для агрономов

Механизация, электрификация и автоматизация

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Составители

Дыдикова Тамара Владимировна

Вологжанин Константин Эдуардович

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины 3

II. Методические советы по изучению содержания разделов курса 9

Раздел 1, Тракторы и автомобили. 9

Раздел 2. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины 24

Раздел 3. Эксплуатация машинно-тракторного парка 37

Раздел 4. Механизация животноводства 43

Раздел 5. Электрификация сельскохозяйственного производства 46

Раздел 6. Автоматизация технологических процессов сельскохозяй-

­ ственного производства 50

III. Методические указания и задания для выполнения контроль-

ных работ 51

1. Методические указания и задания для выполнения конт­роль-

ной работы № 1 51

2. Методические указания и задания для выполнения конт­роль-

ной работы № 2

I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

В связи с внедрением новых форм организации труда, заинтересовывающих работников сельского хозяйства в конеч­ных результатах, агрономы должны научиться эффективным методам использования сельскохозяйственной техники в этих условиях, освоить прогрессивные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, умело применять новые формы организации использования техники, а также изыскивать все новые пути для повышения урожая, сохранения полученной продукции после переработки и доведения ее до потребителя, С учетом этих требований в данной дисциплине изучаются все средства механизации и электрификации сельскохозяйст­венного производства и методы их эффективного использова­ния.

Для того, чтобы эффективно использовать современную сельскохозяйственную технику надо знать устройство, работу и основные регулировки тракторов и сельскохозяйственных машин; методы повышения производительности и качества работы техники как в полеводстве, так и в животноводстве; основные принципы использования электрической энергии.

Дисциплина «Механизация, электрификация и автоматиза­ция сельскохозяйственного производства» ставит своей целью дать агрономам необходимые технические знания для реше­ния производственных задач. Она состоит из шести разделов: тракторы и автомобили, сельскохозяйственные машины, экс­плуатация машинно-тракторного парка, механизация живот­новодческих ферм, электрификация сельскохозяйственного производства, автоматизация технологических процессов сель­скохозяйственного производства.

Тракторы и автомобили. При работе над разделом студент должен ознакомиться с содержанием каждой темы по про­грамме и методическими указаниями, изучить учебный мате­риал по литературным источникам и кратко законспектиро­вать его; для проверки усвоения учебного материала дать от­веты на вопросы, приведенные в методических указаниях по каждой теме. При этом следует иметь в виду, что в период лабораторно-экзаменационной сессии в лекциях и на лабора­торных занятиях освещаются только наиболее сложные воп­росы данного раздела.

Изучение программного материала целесообразно прово­дить не по отдельным маркам машин, узлов и агрегатов, а по их типичным конструкциям. Это обусловлено тем, что агроно­мы являются технологами, организаторами сельскохозяйст­венного производства, поэтому им необходимо знать общие конструктивные особенности используемых машин.

За основной объект изучения рекомендуется принять уни­версально-пропашные тракторы тягового класса 1, 4; гусенич­ные тракторы тягового класса 3 и грузовые автомобили ГАЗ и ЗИЛ, выпускаемые в настоящее время.

Самостоятельная работа над разделом завершается вы­полнением контрольной работы.

Если при изучении раздела у студента возникнут вопросы, на которые нет разъяснений в литературе, то ему следует об­ратиться в институт за консультацией.

Сельскохозяйственные машины. Начинать изучение машин рекомендуется с наиболее распространенной модели. Особое внимание надо обращать на рабочие органы и их регулиров­ки, так как от этого зависит качество работы.

После освоения основной модели необходимо установить отличия других аналогичных машин от изученной. Начинать изучение сельскохозяйственных машин рекомендуется в та­кой последовательности: назначение, агротехнические требо­вания к машине, технологическая схема машины, устройство, работа, основные регулировки и правила установки, провер­ка и оценка качества работы, требования техники безопасно­сти, тенденции развития сельскохозяйственных машин.

Эксплуатация машинно-тракторного парка. Агроном явля­ется технологом, организатором производства, он должен

уметь правильно использовать находящуюся в хозяйстве тех­нику, так как от производительности и качества работы ма­шин зависят сроки выполнения работ, урожайность, качество и себестоимость получаемой продукции. Без знания основ эксплуатации машинно-тракторного парка не могут быть пра­вильно решены вопросы нормирования работ, перспективного планирования, подсчета эффективности работы машин в хо­зяйстве, разработки мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Механизация животноводческих ферм. Одним из основных условий превращения животноводства в высокоразвитую от­расль народного хозяйства является перевод его на промыш­ленную основу. Поэтому агроном должен иметь понятие о ме­ханизации основных процессов животноводческих ферм и ком­плексов: водоснабжения, приготовления и раздачи кормов, доения и первичной обработки молока, удаления навоза и стрижки овец.

Электрификация сельскохозяйственного производства и ав­томатизация технологических процессов сельскохозяйственно­го производства- Агроному необходимо знание основ электри­фикации в растениеводстве, животноводстве и в других от­раслях сельского хозяйства. В соответствии с этим, целью раздела является изучение возможностей комплексной элек­трификации и автоматизации технологических процессов для повышения эффективности сельскохозяйственного производст­ва.

Основным методом изучения для студентов-заочников яв­ляется самостоятельная систематическая работа над учебным материалом.

Контрольные и курсовые работы, которые студенты обяза­ны выполнить:

— по специальности 110201 — «Агрономия» — контрольную работу № 1 на 2 курсе, контрольную работу на 3 курсе;

Студент должен выполнить контрольные задания в соот­ветствии со своим шифром. Контрольные задания, выполнен­ные не по шифру, не рецензируются.