2. Бюджетная система
млн. рублей
Показатели | 2013 г. | 2013 г. в % к 2012 г. | Справочно | |
2012 г. | 2012 г. в % к 2011 г. | |||
Поступило налоговых платежей – всего | 120287,2 | 102,8 | 116982,9 | 109,1 |
в т.ч.: в федеральный бюджет | 69923,4 | 107,8 | 64884,8 | 104,7 |
Удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет, % | 58,1 | + 2,6 п.п. | 55,5 | - 2,3 п.п. |
в консолидированный бюджет Республики Коми | 50363,8 | 96,7 | 52098,1 | 115,2 |
Удельный вес налоговых поступлений в консолидированный бюджет, % | 41,9 | - 2,6 п.п. | 44,5 | + 2,3 п.п. |
в республиканский бюджет Республики Коми | 39056,4 | 94,8 | 41213,6 | 113,1 |
в местный бюджет | 11307,4 | 103,9 | 10884,5 | 124,0 |
Задолженность в бюджет, всего | 6310,2 | 66,8 | 9452,2 | 92,1 |
в т.ч.: по налоговым платежам | 4660,2 | 72,0 | 6476,4 | 93,2 |
по пеням и налоговым санкциям | 1650,0 | 55,4 | 2975,8 | 90,0 |
Государственный долг Республики Коми | 17947,8 | 165,8 | 10828,2 | 139,0 |
Исполнение консолидированного бюджета Республики Коми |
|
|
|
|
доходы | 62190,9 | 92,7 | 67085,5 | 115,5 |
расходы | 74619,0 | 108,1 | 69020,4 | 116,3 |
профицит (дефицит) | -12428,1 | в 6 р. | -1935,0 | х |
Основные итоги.
На 1 января 2014 года в консолидированный бюджет Республики Коми поступило доходов на общую сумму 62190,9 млн. рублей, или 93,6% от запланированных доходов на 2013 финансовый год. Из них налоговые и неналоговые доходы составили 54675,8 млн. рублей, что на 2413,5 млн. рублей, или на 4,2% меньше по сравнению с уровнем доходов, полученных за 2012 год.
Из общей суммы поступлений консолидированного бюджета Республики Коми 87,9% приходится на налоговые и неналоговые доходы, 12,1% – на безвозмездные поступления.
На 1 января 2014 года расходы консолидированного бюджета Республики Коми составили 74619,0 млн. рублей, что на 8,1% больше, чем в 2012 году.
Основная доля (68,5%) расходов консолидированного бюджета Республики Коми направлена на финансирование отраслей социально-культурной сферы: образование (32,7%), здравоохранение и спорт (18,7%), социальную политику (13,0%), культуру, кинематографию и средства массовой информации (4,1%).
Таким образом, за 2013 год консолидированный бюджет республики исполнен с дефицитом в сумме 12428,1 млн. рублей.
По информации Управления федеральной налоговой службы России по Республике Коми, за 2013 год налоговые платежи в бюджеты всех уровней составили 120287,2 млн. рублей, из них в федеральный бюджет поступило 69923,4 млн. рублей, или 58,1% от общего объема, в консолидированный бюджет Республики Коми – 50363,8 млн. рублей, или 41,9%.
К уровню 2012 года налоговые платежи увеличились на 2,8% (на 3304,3 млн. рублей), в том числе в федеральный бюджет – на 7,8% (на 5038,6 млн. рублей), а в консолидированный бюджет Республики Коми налоговые платежи снизились на 3,3% (на 1734,3 млн. рублей).
Относительно уровня 2012 года снижение поступлений в федеральный бюджет отмечается по налогу на добавленную стоимость – на 38,5% (на 4974,6 млн. рублей).
Рост поступлений налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от налогоплательщиков Республики Коми отмечается по следующим видам налогов: налог на добычу полезных ископаемых – на 15,4% (на 7747,8 млн. рублей); налог на доходы физических лиц – на 7,5% (на 1594,5 млн. руб.); земельный налог – на 11,1% (на 28,4 млн. рублей); налог на имущество организаций – на 36,3% (на 1717,3 млн. рублей); акцизы – на 11,8% (на 807,4 млн. рублей); транспортный налог – на 19,4% (на 106,3 млн. рублей).
В структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет наибольший объем поступлений приходится на налог на добычу полезных ископаемых – 82,8%, за 2012 год на налог на добычу полезных ископаемых приходилось 77,1%.
За 2013 год около 92% (46556,9 млн. рублей) всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Коми обеспечили налог на доходы физических лиц (45,1%), налог на прибыль организаций (24,2%), налог на имущество организаций (12,8%), акцизы (10,3%).
В республиканский бюджет Республики Коми за 2013 год поступило налогов в сумме 39056,4 млн. рублей, или 77,5% от общего объема поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Республики Коми (за 2012 год – 79,1%), в местные бюджеты – 11307,4 млн. рублей, или 22,5% (20,9%).
По информации Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми, задолженность по налоговым платежам, а также по пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года составила 6310,2 млн. рублей, в том числе задолженность по налоговым платежам – 4660,2 млн. рублей (73,9% от общей суммы задолженности), задолженность по пеням и налоговым санкциям – 1650,0 млн. рублей (26,1%).
По сравнению с уровнем на 1 января 2013 года общая задолженность в бюджет снизилась на 33,2%, в том числе задолженность по пеням и налоговым санкциям снизилась на 44,6%, по налоговым платежам – на 28,0%.
По состоянию на 1 января 2014 года задолженность по налоговым платежам превысила сумму задолженности по пеням и налоговым санкциям в 2,8 раза.
В 2013 году объем государственного долга Республики Коми увеличился на 7119,6 млн. рублей и составил 17947,8 млн. рублей, или 39,7% к утвержденному общему годовому объему доходов республиканского бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Расходы на обслуживание государственного долга Республики Коми по состоянию на 1 января 2014 года составили 832,1 млн. рублей, или 1,4% от объема расходов республиканского бюджета Республики Коми за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Обслуживание долговых обязательств Республики Коми производилось в соответствии с заключенными договорами и соглашениями в пределах бюджетных ассигнований. Просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Коми нет.
Положительные факторы.
1. Рост поступлений налоговых доходов по сравнению с уровнем прошлого года по: налогу на имущество (133,4%); государственной пошлине (114,2%); налогу на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (107,6%); налогу на доходы физических лиц (107,5%); налогу на совокупный доход (105,7%).
2. В части неналоговых доходов – рост поступлений по платежам при пользовании природными ресурсами – на 348,5 млн. рублей, по доходам от оказания платных услуг (работ) – на 2841,6 млн. рублей.
3. Досрочное погашение кредитов кредитных организаций в размере 800,0 млн. рублей, а также бюджетного кредита в размере 360,0 млн. рублей; плановое погашение 4 кредитов, полученных от кредитных организаций в сумме 800,0 млн. рублей, и погашение амортизационной части облигационного займа Республики Коми 2004 года в сумме 500,0 млн. рублей. Это положительно отразилось на объеме расходов по обслуживанию государственного долга.
Кроме того, произошло уменьшение объема обязательств по государственным гарантиям Республики Коми на 35,2 млн. рублей в результате самостоятельного исполнения принципалами обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, согласно утвержденным графикам погашения.
Отрицательные факторы.
Дефицит консолидированного бюджета Республики Коми в размере 12428,1 млн. рублей. Это обусловлено не только увеличением расходов бюджета по сравнению с уровнем прошлого года, но и сокращением суммы доходов консолидированного бюджета Республики Коми на 7,3%.
На снижение доходов консолидированного бюджета Республики Коми по сравнению с уровнем 2012 года оказало влияние уменьшение поступлений основного доходного источника – налога на прибыль организаций. Сокращение суммы данных поступлений на 5528,7 млн. рублей (на 31,2%) обусловлено снижением платежей от налогоплательщиков, входящим в состав консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).
Кроме того, снизились доходы консолидированного бюджета Республики Коми по налогу на добычу полезных ископаемых на 84,3 млн. рублей, или на 22,2% по сравнению с уровнем 2012 года.
Также уменьшение доходов консолидированного бюджета Республики Коми связано с сокращением суммы безвозмездных поступлений на 24,8%, в том числе субсидий – на 19,7%, субвенций – на 4,3%, иных межбюджетных трансфертов – на 49,6% и уменьшения неналоговых доходов на 8,7% за 2013 год по отношению к уровню прошлого года. Снижение поступлений по таким видам неналоговых доходов, как доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, произошло на 204,1 млн. рублей, по штрафам, санкциям и по возмещению ущерба – на 3390,8 млн. рублей.
3. Увеличение государственного долга за счет:
- привлечения в течение года кредитов кредитных организаций в размере 10375,0 млн. рублей;
- привлечения бюджетного кредита из федерального бюджета на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных учреждений в размере 41,3 млн. рублей;
- предоставления новых государственных гарантий Республики Коми на реализацию проекта «Организация авиаперевозок на воздушном судне L-410» в размере 148,5 млн. рублей, а также на реализацию проекта «Развитие застроенных территорий МО ГО «Сыктывкар» на 2013-2017 годы» в сумме 100,0 млн. рублей.
4. Увеличение возвратов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет по сравнению с уровнем 2012 года в 1,3 раза, или на 64,8 млн. рублей.
5. В связи с наличием обязательств, учитываемых в иностранной валюте, – рост курса доллара США по отношению к российскому рублю.
Проблемы.
1. Значительное снижение поступлений основного доходного источника – налога на прибыль организаций.
2. Сокращение суммы безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
3. Уменьшение поступлений неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми.
Прогноз развития в 2014 году.
Прогнозируется увеличение объема государственного долга за 2014 год на 47,1% по сравнению с уровнем 2013 года. Согласно программе заимствований, утвержденной Законом Республики Коми от 3 декабря 2013 г. № 120 «О республиканском бюджете Республики Коми на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», в 2014 году планируется привлечь на покрытие дефицита республиканского бюджета средства от размещения облигационного займа Республики Коми в объеме 10 млрд. рублей и кредиты кредитных организаций в размере 3480,0 млн. рублей.
Выводы.
Консолидированный бюджет Республики Коми исполнен в соответствии с параметрами, утвержденными Законом Республики Коми от 29 ноября 2012 г. № 88-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и решениями о бюджетах муниципальных образований Республики Коми.
По-прежнему, бюджетообразующими источниками являются налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, удельный вес которых в общем объеме налоговых поступлений консолидированного бюджета республики составляет 72,5%.
Отмечается снижение поступлений по отдельным налоговым и неналоговым доходам и по безвозмездным поступлениям по сравнению с уровнем прошлого года. Планомерно увеличивающиеся расходы в большей мере имеют социальную направленность.
Объем государственного долга Республики Коми находится на экономически безопасном уровне. Все ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации в части государственного долга субъекта Российской Федерации и расходов на его обслуживание, соблюдаются Республикой Коми в полном объеме.
Предложения по решению проблем для принятия конкретных решений.
1. Активизация работы по привлечению средств федерального бюджета в республику, в том числе своевременное формирование и представление органами исполнительной власти Республики Коми в федеральные органы власти бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета для финансирования мероприятий федеральных целевых программ (подпрограмм), действующих на территории Республики Коми, обеспечение участия в конкурсах по реализации мероприятий федеральных целевых программ (подпрограмм) на территории Республики Коми.
2. Проведение анализа исполнения консолидированного бюджета Республики Коми главными распорядителями бюджетных средств с целью сокращения неэффективных расходов и перераспределения финансирования с учетом приоритетных направлений развития.
- 1. Общая характеристика социально-экономической ситуации
- 2. Бюджетная система
- 3. Инвестиции
- 4. Банковский сектор
- 5. Развитие промышленных комплексов
- 5.1. Нефтегазовый комплекс
- 5.2. Горнодобывающий комплекс
- 5.3. Лесопромышленный комплекс
- 5.4. Машиностроение
- 5.5. Легкая промышленность
- 5.6. Энергетика
- 6. Транспорт
- 7. Малое и среднее предпринимательство
- 8. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс
- 8.1. Сельское хозяйство
- 8.2. Производство пищевых продуктов
- 8.3. Рыболовство, рыбоводство
- 9. Жилищное строительство
- 10. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 11. Туризм
- 12. Социальное развитие
- 12.1. Демография
- 12.2. Доходы и социальная защита населения
- 12.3. Занятость населения
- 13. Цены
- 13.1. Потребительские цены
- 14. Правонарушения