Введение
Лабораторный практикум по низшим растениям предусматривает изучение их видового разнообразия, систематики, биологических и экологических особенностей, размножения и циклов воспроизведения.
Содержание и объём программного материала вызывает у студентов определённые затруднения, которые усугубляются недостаточным количеством основных учебников и учебных пособий.
Предлагаемые методические разработки призваны способствовать оптимизации самостоятельной работы студентов, повышению уровня подготовки к занятиям и лучшему усвоению курса систематики растений.
Методические указания включают 14 тем по изучению водорослей, грибов и лишайников. Они составлены в соответствии с учебной программой (в которую внесёны дополнения и изменения) и направлены на приобретение студентами навыков и приёмов исследовательской работы. По каждой теме приводятся систематическое положение представителей (Жизнь растений, 1976-1977), последовательность изучения типичных объектов, необходимые методические подходы и литература. Задания рассчитаны на выполнение их как непосредственно на занятиях под руководством преподавателя, так и дома, самостоятельно. Постановка контрольных вопросов по темам имеет целью помочь студентам лучше сориентироваться в обилии материала при проработке учебников, конспектов лекций и дополнительной литературы. Контрольные вопросы домашних заданий обращают внимание студентов на наиболее важные или трудные для понимания разделы теоретического курса.
Большое внимание уделяется проблемам классификации растений, сравнительной характеристике таксонов и изучаемых объектов, положению их в филогенетической системе.
После выполнения практической части даётся краткая характеристика изученных представителей по определённому плану:
1) особенности строения таллома;
2) клетка;
3) биологические особенности (рост, движение и др.);
4) размножение;
5) образ жизни;
6) распространение;
7) экология;
8) значение.
Следует обратить особое внимание на виды, встречающиеся в нашей местности. При описании промысловых водорослей важно привести практические рекомендации по их рациональному использованию и охране. При изучении грибов – паразитов культурных растений необходимо указать меры борьбы с ними.
В конце настоящего руководства содержится список рекомендуемой литературы по низшим растениям. Литература, необходимая для выполнения заданий, указана в каждой теме с сокращениями: автор и/или название книги, страницы. Например, Горбунова Н.П., Ключникова Е.С., Комарницкий Н.А. и др. Малый практикум по низшим растениям. М.: Высшая школа, 1975 в тексте выглядит так: Горбунова Н.П. и др. С. 79-84.
Для письменных ответов на некоторые контрольные вопросы и оформления разного рода домашних заданий у каждого студента должна быть тетрадь и на лабораторных занятиях для зарисовок и необходимых записей – альбом. Обязательным моментом самостоятельной работы студентов на занятиях является составление схем циклов воспроизведения типичных представителей. После составления схемы цикла необходимо записать краткие выводы, придерживаясь следующего плана:
1. Наблюдается ли в цикле воспроизведения смена поколений? Какой тип смены поколений (изоморфный или гетероморфный)?
2. Какая ядерная фаза преобладает (в случае отсутствия смены поколений)?
3. Какой тип мейоза? Имеется ли бесполое размножение? Как оно осуществляется?
4. Какой тип полового размножения?
Для выполнения данных заданий можно использовать Приложение 1.
Проверка выполнения заданий на лабораторных занятиях осуществляется путём опроса, просмотра зарисовок и записей в альбомах, проведения контрольных работ, распознавания низших растений по гербарным образцам, живым пробам, микропрепаратам и т.д.
Контроль за выполнением самостоятельной работы студентов проводится путём проверки письменных работ, рефератов, собеседования, индивидуальных консультаций, тестирования.
Оборудование и материалы к занятиям: микроскопы, лупы, предметные и покровные стёкла, пипетки, препаровальные иглы, лезвия, салфетки, чашки с водой, полоски фильтровальной бумаги, учебные таблицы, коллекции, практикумы и изучаемые объекты (живые, фиксированные, распаренные или сухие), гербарий, микропрепараты.
- Министерство образования российской федерации
- Введение
- Методические указания
- I. Подготовка и выполнение задания.
- II. Оформление работы.
- Лабораторный практикум
- Тема 1. Изучение типичных представителей сине-зелёных водорослей
- Тема 2. Изучение типичных представителей протококковых водорослей
- Работа I. Род Гидродикцион, или водяная сеточка
- Работа II. Род Хлорелла
- Тема 3. Изучение типичных представителей улотриксовых и сифоновых водорослей
- Класс Улотриксовые (Ulothrichophyceae) Порядок Ульвовые (Ulvales)
- Тема 4. Изучение типичных представителей коньюгат и жёлто-зелёных водорослей
- Тема 5. Изучение типичных представителей харовых водорослей
- Тема 6. Изучение типичных представителей диатомовых водорослей Отдел Диатомовые водоросли (Bacillariophyta, или Diatomeae)
- Тема 7. Изучение типичных представителей бурых водорослей
- Тема 8. Изучение типичных представителей красных водорослей
- Тема 9. Изучение типичных представителей порядков мукоровых и эндомицетовых грибов Отдел Грибы (Mycota, или Fungi)
- Тема 10. Изучение типичных представителей аспергилловых, мучнисторосяных и спорыньёвых грибов
- Тема 11. Изучение типичных представителей базидиальных грибов. Определение грибов.
- Тема 12. Изучение типичных представителей головнёвых грибов
- Тема 13. Изучение типичных представителей ржавчинных грибов
- Тема 14. Изучение типичных представителей лишайников
- Отдел Зелёные водоросли – Chlorophyta
- Отдел Зелёные водоросли – Chlorophyta
- Отдел Зелёные водоросли – Chlorophyta
- Отдел Зелёные водоросли – Chlorophyta
- Отдел Жёлто-зелёные водоросли – Xanthophyta
- Отдел Харовые водоросли – Charophyta
- Отдел Диатомовые водоросли - Bacillariophyta, илиDiatomeae
- Класс Перистые, или Пеннатные диатомеи –
- Pennatae, илиPennatophyceae
- Род Цимбелла – Cymbella
- Отдел Диатомовые водоросли - Bacillariophyta, илиDiatomeae
- Отдел Красные водоросли – Rhodophyta
- Класс Бангиевые – Bangiophyceae
- Порядок Бангиевые – Bangiales
- Род Порфира – Porphyra
- Отдел Красные водоросли – Rhodophyta
- Отдел Красные водоросли – Rhodophyta
- Отдел Красные водоросли –Rhodophyta
- Отдел Слизевики, или Миксомицеты – Myxomycota,
- Myxomycetes
- Класс Миксогастровые, или Собственно слизевики –
- Myxogasteromycetes
- Отдел Слизевики, или Миксомицеты – Myxomycota, илиMyxomycetes Класс Плазмодиофоровые – Plasmodiophoromycetes
- Отдел Грибы - Mycota, или Fungi
- Род Синхитриум - Synchytrium Рак картофеля (Возбудитель Синхитриум эндобиотикум – s.Endobioticum)
- Класс Хитридиомицеты – Chytridiomycetes Порядок Моноблефаридовые - Monoblepharidales Моноблефарис - Monoblepharis
- Класс Оомицеты - Oomycetes Порядок Сапролегниевые - Saprolegniales Сапролегния - Saprolegnia
- Класс Оомицеты - Oomycetes
- Класс Аскомицеты, или Сумчатые грибы – Ascomycetes
- Класс Аскомицеты, или Сумчатые грибы – Ascomycetes
- Класс Аскомицеты, или Сумчатые грибы – Ascomycetes
- Класс Аскомицеты, или Сумчатые грибы – Ascomycetes Группа порядков Дискомицеты Порядок Пецицевые - Pezizales
- Класс Базидиомицеты –Basidiomycetes Подкласс Холобазидиомицеты –Holobasidiomycetidae Группа порядков Гименомицеты
- Класс Базидиомицеты –Basidiomycetes
- Семейство Тиллециевые – Tilletiaceae Твёрдая головня пшеницы - Tilletia tritici
- Класс Базидиомицеты – Basidiomycetes
- Рекомендуемая литература основная
- Дополнительная
- Содержание