logo search
ИиПАД 9 Лекция 16,17

1.2. Проложение трассы в болотистых районах

Строительство дорог через болота обходится значительно дороже, чем в обычных условиях. Поэтому всегда целесообразно обходить болота, если это не вызывает значительного удлинения и извилистости дороги. Болота следует стремиться пересекать в наиболее узком и мелком месте. При пересечении сплавинных болот следует избегать проложения трассы в местах, где дно водоема имеет большие поперечные уклоны, по которым возможно сползание земляного полотна. Точно соблюсти эти рекомендации не всегда удается. Часто в наиболее узком месте болото имеет большую глубину. Поэтому всегда следует намечать несколько вариантов трассы, из которых лучший выбирают на основе технико-экономического сравнения.

Необходимо внимательно изучить гидрологический режим болот, пересекаемых дорогами, и предусмотреть его стабильность, При этом следует учитывать, что насыпь, прорезающая торф или уплотняющая его своим весом, создает препятствие проходу воды, может вызвать застой воды с верховой стороны и активизировать процессы заболачивания.

Трассу намечают на основе детального изучения карт крупного масштаба в горизонталях с последующим осмотром на местности назначенных вариантов.

Известное представление о типе болота, стадии его развития и возможной глубине. можно составить при изысканиях на основе визуального осмотра по типам растительности.

Пока болото питается грунтовыми водами, на нем развиваются болотные травы, преимущественно осоки, тростник, камыш, кустарники и зеленые мхи. Карликовые чахлые сосны, багульник и сфагнум указывают на то, что болото верховое и находится в последней стадии своего развития, в связи с чем можно предполагать значительную толщину торфа. Смешанный

лес (березы, осины, сосны) вырастает при сравнительно небольшой мощности торфа. Болота без кустарника и леса, но покрытые бурыми мхами, имеют большую глубину, чем болота травяные, поросшие осокой и тростником .На сплавинных болотах большая толщина сплавины наблюдается на участках, защищенных oi действия господствующих ветров. Обычно .за выступающими над поверхностью болота островами минерального грунта ниже их по течению располагаются участки болот со слабой несущей способностью сплавины.

Для полного представления об условиях проложения трассы и выбора лучшего ее направления должен быть снят план болота в горизонталях с изолиниями мощности слоев слабых грунтов Масштаб плана и высоту сечений горизонталей назначают в зависимости от размеров болота и ширины заснятой полосы обычно в масштабе 1:1000—1:2000 с сечением горизонталей 0,25—05м