7. Государственное регулирование развития сельской местности.
Политика развития сельской местности заключается в целенаправленном сельскохозяйственном и общеэкономическом её развитии, диверсификации производства и содействии расширению предпринимательства.
Цель региональной политики – эффективное использование экономического потенциала, структурная перестройка, создание благоприятных условий для оперативной адаптации предприятий к меняющимся условиям, привлечение в регион инвестиций и развитие сельской местности.
Общие условия развития сельской местности включают:
* региональное планирование;
*децентрализованное управление территориями;
*проведение комплексных мероприятий по развитию территорий.
Возможными методами стимулирования регионального развития явл-сятся: прямое государственное регулирование; стимулирование сектора услуг; развитие малого и среднего предпринимательства; создание специальных экономических зон.
Разработана следующая типизация сельских регионов.
1. Экономически интегрированные – находятся вблизи хозяйственных центров и характеризуются относительно высокой плотностью населения, значительным предложением рабочих мест, а также хорошо развитой инфраструктурой.
2. Переходные со средним развитием – имеют сравнительно благоприятные экономические условия, так как в большинстве случаев расположены в местах, связанных с транспортными магистралями.
3. Отдалённые от центров экономической активности – характеризуются низкой плотностью населения, низкими его доходами и высокой зависимостью от сельского хозяйства, неблагоприятной демографической структурой.
Согласно классификации ОЭСР регионы могут быть охарактеризованы по доле населения, проживающего в городах и сёлах:
преимущественно сельская местность;-хорошо выраженная сельская местность;
преимущественно городские территории.
Следует выделить три фактора, оказывающих воздействие на динамику развития сельских систем расселения: особенности регионального социального и экономического развития; удалённость от городских центров, крупных англомераций; размеры сельских населённых пунктов.
При разработке политики по развитию сельских регионов используется так называемый принцип «bottom-up». Суть его состоит в вовлечении в анализ социально-экономического процесса или явления людей, непосредственно в нём участвующих. Данный принцип включает следующие основные элементы:
- проведение идеи партнёрства на национальном, региональном и локальном уровнях между участвующими институтами по вопросам раздела ответственности и организации;
- использование методов программного и стратегического планирования, которые делают возможным вовлечение в оборот локальных ресурсов;
- проведение идеи по привлечению дополнительных средств при осуществлении финансирования программ по развитию села;
- выработку у участников процесса осознания необходимости создания локальных производственных и сервисных мощностей своими силами.
- 1. Государственное регулирование апк: сущность, задачи, методы, принципы
- 2.Сущность, факторы формирования и инструменты аграрной политики
- 3.Цели, задачи и приоритеты аграрной политики.
- 4.Позитивный теоретический анализ аграрной политики.
- 5. Экономический механизм обоснования аграрной политики
- 6.Программно-целевое государственное регулирование аграрного сектора экономики.
- 7. Государственное регулирование развития сельской местности.
- 8.Государственное регулирование агропродовольственных рынков.
- 9. Экономические методы регулирования агропромышленного сектора
- 10. Ценовая и структурная аграрная политика
- 11.Государственное регулирование интеграционных отношений в апк
- 12.Методы оценки эффективности аграрной политики
- 13. Измерение уровней государственного регулирования агропромышленного сектора
- 14. Государственное регулирования аграрного сектора в зарубежных странах
- 15.Государственное регулирование внешнеторговой аграрной политики. Таможенно-тарифное регулирование.
- 16.Государственное регулирование внешнеторговой аграрной политики. Нетарифные меры регулирования.
- 17.Всемирная торговая организация (вто): основные принципы, функции и преимущества для стран-участниц. Возможности государственного регулирования аграрного сектора после вступления Беларуси в вто.
- 17.Всемирная торговая организация (вто): основные принципы, функции и преимущества для стран-участниц. Возможности государственного регулирования аграрного сектора после вступления Беларуси в вто.
- Преимущества членства в вто
- 18.Денежно-кредитное регулирование и его влияние на сельское хозяйство
- 20 Налоговое регулирование агропромышленного сектора