8.2. Производство пищевых продуктов
| 2013 г. | 2013 г. в % к 2012 г. | Справочно: 2012 г. в % к 2011 г. |
Мясо, включая субпродукты пищевые убойных животных, тыс. тонн | 4,2 | 107,4 | 105,5 |
Мясо, включая субпродукты пищевые домашней птицы, тыс. тонн | 15,5 | 98,3 | 102,9 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. тонн | 26,7 | 101,0 | 106,9 |
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн | 41,1 | 93,4 | 97,2 |
Спиртные напитки, тыс. дкл | … 1) | 81,6 | 103 |
Пиво, кроме отходов пивоварения, дкл. | … 1) | 106,5 | 90 |
1) Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций.
Основные итоги.
По итогам 2013 года индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, составил 101,2% к уровню 2012 года.
Увеличилось производство мяса, включая субпродукты убойных животных, на 7,4%, производство цельномолочной продукции – на 1,0%, макаронных изделий – 15,6%, пива – на 6,5%, вод минеральных – на 8,2%. В то же время сократилось производство спиртных напитков на 18,4%; хлеба и хлебобулочных изделий – на 6,6%; мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы – на 1,7%, колбасных изделий – на 9,8%.
Среднесписочная численность работников организаций в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки, в январе-ноябре 2013 года составила 4,1 тыс. человек (95,7% к уровню января-ноября 2012 года).
Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки, в январе-ноябре 2013 года составила 24677 рублей, или 107,8% к уровню января-ноября 2012 года.
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки, в январе-ноябре 2013 года сложился в виде прибыли в сумме 214,7 млн. рублей (97,5% к уровню января-ноября 2012 года).
Положительные факторы.
Значительные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми в развитие перерабатывающих производств.
С 2010 года осуществляется государственная поддержка в форме предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми организациям на реализацию проектов по реконструкции и технологическому перевооружению объектов переработки сельскохозяйственной продукции. Объем государственной поддержки за 2013 год составил 25,7 млн. рублей. С 2013 года в перечень проектов, на реализацию которых оказывается государственная поддержка из республиканского бюджета Республики Коми, включены проекты по переработке птицы.
За 2013 год в муниципальных образованиях введено в эксплуатацию 8 объектов по переработке сельскохозяйственной продукции (Койгородский, Прилузский, Ижемский, Усть-Цилемский, Усть-Куломский и Сысольский районы, города Воркута и Сыктывкар): 3 – по переработке молока, 4 – по убою скота и переработке мяса, 1 – по переработке дикоросов.
В 2013 году 12 хозяйствующих субъектов получили субсидии на техническое перевооружение хлебопечения в сумме 2,2 млн. рублей.
Отрицательные факторы.
1. Зависимость показателей развития мясной и молочной промышленности от показателей развития сельского хозяйства. Так, уменьшение поголовья птицы в сельскохозяйственных организациях и производства птицы на убой, снижение объемов производства молока привели к сокращению производства мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы и цельномолочной продукции.
2. Снижение потребления произведенной в республике хлебобулочной продукции населением. Уменьшение покупательского спроса на местную хлебобулочную продукцию вызвано изменением структуры рациона питания населения в сторону снижения потребления хлеба и хлебобулочных изделий и повышения потребления других продуктов (мяса, овощей, молочных продуктов), а также завозом хлебобулочных изделий из-за пределов республики.
3. Снижение спроса на алкогольную продукцию в связи с резким ростом цен из-за увеличения налоговых ставок акциза (с 1 января 2013 года – на 33,3%).
Проблемы.
1. Высокий уровень конкуренции со стороны продукции, ввозимой из-за пределов республики, цены на которую ниже цен на производимую местную продукцию.
2. Сезонные колебания поставок сырья на переработку, что создает проблемы с разработкой ассортимента и реализацией продукции.
3. Высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов (износ оборудования большинства перерабатывающих предприятий составляет более 50%).
4. Отсутствие или недостаток перерабатывающих производств в ряде муниципальных образований, имеющих сырье и потребность в конкретных продуктах его переработки.
5. Недостаток собственных средств у хозяйствующих субъектов на внедрение новых технологий и техническое перевооружение и модернизацию производств.
6. Недостаток квалифицированных кадров.
7. Слабое развитие службы логистики организаций, отсутствие маркетинговой деятельности.
Прогноз развития в 2014 году.
Меры государственной поддержки, направленные на развитие животноводства, увеличение ставок субсидий на товарное молоко, поставляемое в зимний период, введение субсидий на софинансирование муниципальных программ, предусматривающих компенсацию части транспортных расходов производителей сельскохозяйственной продукции и организаций потребительской кооперации по доставке произведенной продукции из труднодоступных и (или) отдаленных сельских населенных пунктов в пункты ее реализации, будут способствовать развитию сырьевой базы и, следовательно, росту объемов производства пищевой продукции.
Выводы.
За счет увеличения бюджетных ассигнований на финансирование сельского хозяйства в IV квартале 2013 года в сельскохозяйственных организациях наметилась тенденция роста объемов производства продукции животноводства, и, следовательно, роста поставок сырья на переработку.
Требуется продолжение технического переоснащения производства с целью выпуска качественной, конкурентной продукции, расширения ассортимента выпускаемой продукции, а также разумная маркетинговая политика.
Предложения по решению проблем для принятия конкретных решений.
Реализация мероприятий подпрограммы «Развитие производств и регулирование рынка пищевой продукции» Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми», в том числе направленных на обновление основных средств производителей пищевой продукции.
- 1. Общая характеристика социально-экономической ситуации
- 2. Бюджетная система
- 3. Инвестиции
- 4. Банковский сектор
- 5. Развитие промышленных комплексов
- 5.1. Нефтегазовый комплекс
- 5.2. Горнодобывающий комплекс
- 5.3. Лесопромышленный комплекс
- 5.4. Машиностроение
- 5.5. Легкая промышленность
- 5.6. Энергетика
- 6. Транспорт
- 7. Малое и среднее предпринимательство
- 8. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс
- 8.1. Сельское хозяйство
- 8.2. Производство пищевых продуктов
- 8.3. Рыболовство, рыбоводство
- 9. Жилищное строительство
- 10. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 11. Туризм
- 12. Социальное развитие
- 12.1. Демография
- 12.2. Доходы и социальная защита населения
- 12.3. Занятость населения
- 13. Цены
- 13.1. Потребительские цены
- 14. Правонарушения