7. Малое и среднее предпринимательство
Основные итоги.
Малый и средний бизнес в Республике Коми по состоянию на 1 октября 2013 года представляют 35352 хозяйствующих субъекта, в том числе 118 средних предприятий, 1136 малых предприятий, 10951 микропредприятие (по состоянию на 1 января 2013 года) и 23147 индивидуальных предпринимателей.
Основная доля средних предприятий задействована в таких видах экономической деятельности, как: торговля – 20%, строительство – 18%, операции с недвижимым имуществом – 14%, обрабатывающие производства – 13%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 12%.
Малые предприятия (с учетом микропредприятий) распределились по видам экономической деятельности следующим образом: торговля – 28%, операции с недвижимым имуществом – 23%, строительство – 15%, обрабатывающие производства – 8%, сельское хозяйство – 6%.
Доля индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в торговле, составила 44%, транспорте и связи – 18%, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 12%.
По состоянию на 1 октября 2013 доля субъектов малого бизнеса в общем обороте розничной торговли по территории Республики Коми составила 73%, в общем объеме платных услуг – 29%, в пассажирских перевозках – 67%.
Положительные факторы.
Оказание государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2013 году государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики».
Подпрограммой предусмотрена реализация мероприятий по финансовой, имущественной, кадровой, информационной, организационной и консультационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечению деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, а также софинансирование муниципальных программ, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на 1 января 2014 года финансовая поддержка оказана 445 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 105,6 млн. рублей.
В 2013 году наиболее востребованным формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства явились:
- субсидирование части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) – за 2013 год поддержка оказана 258 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 80,3 млн. рублей;
- субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях (80 субъектам на сумму 18,8 млн. рублей);
- субсидирование части расходов, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства по участию в межрегиональных и общероссийских выставочно-ярмарочных мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства (27 субъектам на сумму 1,3 млн. рублей);
- субсидирование части расходов, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям (мощностью до 500 кВт) (11 субъектам на сумму 1,2 млн. рублей);
- субсидирование части затрат на проведение обязательного подтверждения соответствия продовольственного сырья и пищевой продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих продовольственное сырье и пищевую продукцию (52 субъектам на сумму 2,5 млн. рублей).
Муниципальным образованиям оказана финансовая поддержка реализации муниципальных программ по развитию предпринимательства на условиях софинансирования из республиканского бюджета Республики Коми в объеме 8,4 млн. рублей, кроме того, выделена субсидия из федерального бюджета в объеме 30,1 млн. рублей.
В целях повышения доступности заемных средств продолжили деятельность организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: ОАО «Микрофинансовая организация Республики Коми» (далее – Микрофинансовая организация), а также ОАО «Гарантийный фонд Республики Коми» (далее - Гарантийный фонд), созданный для предоставления гарантий (поручительств) субъектам малого и среднего предпринимательства при привлечении кредитов в кредитных организациях.
Отрицательные факторы.
1. Изменение федерального законодательства в сфере малого бизнеса: с 1 января 2013 года страховые взносы, уплачиваемые страхователями, не производящими выплаты физическим лицам, в Пенсионный фонд Российской Федерации увеличены более чем в два раза.
2. Конкуренция со стороны пришедших из-за пределов республики крупных сетевых торговых компаний (чем ощутимей присутствие на рынке торговых сетей, тем меньше удельный вес малого предпринимательства в формировании оборота торговли).
3. Изменения федерального законодательства в сфере обращения подакцизных товаров, а также введение дополнительных ограничений к организации розничной продажи алкогольной продукции.
Проблемы.
Ухудшение условий ведения предпринимательской деятельности и высокий уровень налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды.
Прогноз развития в 2014 году.
Позитивных изменений в сфере малого и среднего предпринимательства следует ожидать со вступлением с 1 января 2014 года в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с данным Законом вводится дифференцированный подход к установлению размеров страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в зависимости от их дохода (оборота): для индивидуальных предпринимателей с годовым оборотом до 300 тыс. рублей устанавливается фиксированный размер страховых взносов, исходя из одного минимального размера оплаты труда, а в случае превышения вышеуказанной суммы дохода – дополнительно 1% с суммы дохода, превышающей 300 тыс. рублей.
В 2014 году развитие малого и среднего предпринимательства будет направлено на повышение его роли в экономическом и социальном развитии республики, обеспечение максимально возможной занятости трудоспособного населения, развитие производственного и инновационного секторов экономики. Планируется дальнейшее оказание государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Выводы.
Длянивелирования негативного влияния обозначенных проблем на показатели малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить реализацию мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, прежде всего, в форме финансово-инвестиционной и информационной поддержки в муниципальных образованиях республики, и направить их на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Предложения по решению проблем для принятия конкретных решений.
1. Повышение уровня подготовки субъектов малого предпринимательства для эффективного ведения бизнеса посредством оказания кадровой поддержки.
2. Развитие инфраструктуры в муниципальных образованиях, поддержка деятельности Удорского Бизнес-инкубатора и ГУП РК «РП «Бизнес-инкубатор».
3. Активизация органов местного самоуправления по участию в реализации мер поддержки малого бизнеса и содействие органам местного самоуправления по формированию муниципальной системы поддержки предпринимательства, в том числе за счет софинансирования расходных обязательств местных бюджетов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми и привлекаемых на конкурсной основе средств из федерального бюджета.
4. Дальнейшее оказание финансовой поддержки, а также имущественной и кадровой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики».
- 1. Общая характеристика социально-экономической ситуации
- 2. Бюджетная система
- 3. Инвестиции
- 4. Банковский сектор
- 5. Развитие промышленных комплексов
- 5.1. Нефтегазовый комплекс
- 5.2. Горнодобывающий комплекс
- 5.3. Лесопромышленный комплекс
- 5.4. Машиностроение
- 5.5. Легкая промышленность
- 5.6. Энергетика
- 6. Транспорт
- 7. Малое и среднее предпринимательство
- 8. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс
- 8.1. Сельское хозяйство
- 8.2. Производство пищевых продуктов
- 8.3. Рыболовство, рыбоводство
- 9. Жилищное строительство
- 10. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 11. Туризм
- 12. Социальное развитие
- 12.1. Демография
- 12.2. Доходы и социальная защита населения
- 12.3. Занятость населения
- 13. Цены
- 13.1. Потребительские цены
- 14. Правонарушения