Обращение к читателю
До последнего времени поведение собаки рассматривали с сугубо утилитарной точки зрения: как использовать ту или иную природную поведенческую особенность, как вынудить животное в большинстве случаев поступать полезным для хозяина образом. Собаку рассматривали как некий инструмент либо игрушку и относились соответственно: не будет же психически здоровый человек задаваться вопросами: а что испытывает во время работы лопата или рубанок? – точно так же игрушка должна развлекать, забавлять, но характер забавы выбирает, разумеется, играющий. Лишь общая гуманизация общества, повышение культуры вызвали интерес к естественному поведению животного, к корням этого поведения и к возможностям более тонкого взаимопонимания с собакой. Это принципиально новый подход к отношениям человек – собака, он только начинает завоевывать свое место под солнцем. Совершенно неверно полагать, что если собака заведена «для души», то не надо прилагать никаких усилий для достижения гармоничных отношений: пусть любимица лежит на диване, вкусно ест, сладко пьет и радуется жизни. Да не будет она радоваться жизни: собака – животное деятельное, ей необходима некая цель, на которую она могла бы направить свою физическую и психическую энергию. И долг хозяина – найти ей такое дело: удобное и приятное для них обоих, так чтобы оно соответствовало ее возможностям и способностям. Если этого не сделать, собака найдет занятие сама, а вот понравится ли оно хозяину – вопрос, конечно, интересный… Жизнь бок о бок с другим существом не может проистекать бесконфликтно: несогласие по разным вопросам – это норма, а вот оставлять проблемы нерешенными – грубейшая ошибка. Даже совершеннейший на первый взгляд пустяк может стать началом цепи конфликтов: обиды, непонимания, – стычки будут накапливаться в памяти обоих партнеров и рано или поздно приведут к взрыву. Да и жить в состоянии эмоционального дискомфорта тоже не сахар! Постоянный фон отрицательных эмоций чреват такими неприятностями, как психосоматические заболевания: язвы желудка, мигрени, усиление метеопатии, – этим страдают и люди, и собаки. Конфликты чаще всего уходят корнями в незнание психологии, особенностей поведения собаки, когда ее владелец ведет себя с ней непонятно, неправильно, несправедливо с точки зрения животного. Раздающиеся с недавних пор призывы: «Думайте по-собачьи», конечно, хороши и правильны, только для этого надо уметь наблюдать, надо обладать определенной научной базой, позволяющей выделять существенное, сопоставлять и связывать, казалось бы, разнородные проявления. К тому же всегда остается совершенно справедливый вопрос: «А то, что делает моя собака, – это нормально? Другие делают то же самое или нет?» Логичным представляется обращение к специальным пособиям по воспитанию и дрессировке собак: уж их-то авторы не дилетанты, они умеют наладить контакт с животными, добиться своего и имели дело не с одной собакой. Все верно, за исключением одной детали: подавляющее большинство пособий написано практиками, которые какие-то свои приемы переняли от предшественников, что-то нашли сами, но почему это работает, зачастую объяснить затрудняются. Во все времена появлялись люди, которым общение с животными давалось легко, они понимали четвероногих – будь то собаки или крокодилы – на подсознательном уровне, чисто интуитивно зная, что нужно сделать сейчас, а чего нельзя делать никогда. Такие талантливые люди готовили собак для различных служб, в первую очередь, конечно, для войны, охоты; они могли подробно описать, как работать с собакой, не объясняя, почему именно так. Серьезные владельцы, осознающие свою ответственность не только за собаку, но и перед ней, стараются избегать ошибок, учась на чужих примерах, изучают специальную литературу. К сожалению, старания этих людей далеко не всегда приводят к желаемым результатам. Сейчас в среде собаководов часты стали разговоры о проверках ВНД (типов высшей нервной деятельности), об условных рефлексах, агрессии, иерархии и прочих научных понятиях. Беда только, что частенько научные термины применяют буквально по поговорке: «Слышал звон, да не знает, где он». Допустим, прочел человек какую-нибудь научно-популярную статью либо слышал разговор, доклад профессионалов, где ему встретилось «умное» слово, которое, исходя из контекста, обозначало некое понятие, – и все, процесс завершен! Отныне он свято, что называется, до конца дней своих уверен, что агрессия – это драка и очень плохо (либо очень хорошо, в зависимости от породы), а беготня за нарушителем с финальным хватанием собакой рукава и есть проверка ВНД, и ежели она рукав берет, то ВНД сильная, а ежели нет – то слабая. Не ясно, правда, какие тогда еще остались проблемы у институтов, изучающих эту самую ВНД, но это уже нашего «научно подковавшегося» владельца не интересует. Хаотическое извлечение терминов для объяснения поведенческих феноменов плохо еще и тем, что разные научные школы, изучающие поведение, под одним и тем названием могут понимать разные вещи, а одни и те же явления именовать по-разному. Наконец, современная наука часть терминов, встречающихся в литературе, может не использоваться, поскольку с течением времени стало понятно, что они неинформативны. И самое главное – существующие исследовательские школы возделывают, образно говоря, научное поле в разных его частях и в разных направлениях, поэтому одни ученые больше внимания уделяли одним группам явлений, другие – другим, изучали их под разными углами зрения. Разобраться во всем этом неподготовленному читателю оказывается просто невозможным, он запутывается в терминах. Исходя из этого, авторам представляется необходимым создать сводку поведения домашней собаки, показав, как важные для собаковода понятия корреспондируются друг с другом. В свое время объектами наших собственных научных исследований были не только различные породы собак, но и их дикие сородичи из семейства Волчьих (Псовых в устаревшей номенклатуре): самих волков, лисиц, песцов, шакалов, енотовидных собак. Сопоставление поведения близкородственных видов помогло лучше понять основы поведения собаки; отличия, связанные с тем, что она – животное домашнее, приблизили нас к пониманию, как функционирует сложнейшая программа, именуемая поведением. Однако, на наш взгляд, необходимо создать не просто сводку, учитывающую, кто из известных физиологов, бихевиористов, этологов, зоопсихологов что сказал о собаке. Этого недостаточно: с одной стороны, слишком много белых пятен остается, с другой стороны, практику-собаководу вряд ли когда пригодятся сведения по цитоархитектонике (особенностях клеточной структуры) головного мозга, либо по полиморфизму белков главного комплекса гистосовместимости. Нужна модель поведенческого акта, адаптированная для практического применения. В модель, предлагаемую нами, укладываются все наблюдавшиеся авторами феномены, более того, применение ее для анализа при работе с так называемыми проблемными собаками позволяло добиваться отличных результатов. Возникновение взаимопонимания, умение знать заранее, что сделает собака, почему и как именно она среагирует на действия другой собаки или человека, раскрывают перед владельцем поистине новые горизонты. Это, пожалуй, единственный надежный способ научиться не только «думать по-собачьи», но и «говорить с ней на одном языке». Применение модели бессмысленно без знания того, что есть норма поведения для собаки, что именно присуще ей от природы. Необходимо выделить основные поведенческие блоки или сложные комплексы поведения, посмотреть, как они развиваются, видоизменяются и взаимодействуют по мере взросления собаки. Без представления онтогенеза (процесса индивидуального развития) поведения бывает сложно понять, как возникает та или иная поведенческая реакция, насколько она важна для нормального функционирования психики собаки, как развивается патология. Мы не ставили своей целью создать исчерпывающую теорию поведения животных и, конечно, не претендуем на знание истины в последней инстанции. Если бы одна из крупнейших научных задач нашего столетия решалась легко, то не было бы, наверное, такого количества институтов во всем мире, занятых именно проблемами поведения животных, и не работали бы над этой задачей ведущие биологи. В круг наших задач входило следующее: – создать логически непротиворечивую модель поведенческого акта, обладающую прогностическими возможностями; – дать возможность собаководам, не преодолевая серьезных терминологических сложностей, ознакомиться с современными работами по поведению; – указать на ряд антинаучных представлений, сохраняющихся в собаководстве; – предложить некоторые общие подходы к обучению и дрессировке собак. Мы будем весьма признательны читателям, которые смогут обнаружить неточности, опишут явления, которые выпали из нашего поля зрения, и ситуации, в которых модель не сработала при анализе.
- Обращение к читателю
- Союз человека и собаки
- Некоторые биологические особенности собаки
- Факторы, обеспечившие возможность заключения союза человека и собаки
- Моно– или полифилия?
- Пути заключения союзов Путь территориального союзника
- Путь охотника
- Что такое поведение
- Бихевиоризм
- Этология
- Зоопсихология
- Физиология высшей нервной деятельности необходимые понятия
- Безусловные рефлексы
- Условные рефлексы
- Возбуждение и торможение
- Срывы высшей нервной деятельности
- Представление о типах высшей нервной деятельности
- Сила нервных процессов
- Уравновешенность процессов возбуждения и торможения
- Подвижность нервных процессов
- Слабый и сильный типы внд
- Практическое использование типологии
- Проверки поведения
- Проверка силы нервной системы
- Реакция на громкий звук
- Лобовая атака
- Подвижность процессов возбуждения и торможения
- Уравновешенность
- Обучаемость
- Ранние проверки поведения
- Рассудочная деятельность животных
- Модель поведенческого акта
- Компоненты поведения
- Необходимые термины
- Обучение
- Методы обучения Традиционный
- Проб и ошибок
- Подражательный
- Нежелательные стереотипы
- Рассудочная деятельность и дрессировка
- Подкрепление
- Отрицательное подкрепление
- Наказание
- Положительное подкрепление
- Дрессировка
- Команда
- Несколько дополнительных замечаний
- Формирование мировосприятия
- Классификация явлений
- Социальное облегчение в семье-стае
- Основные поведенческие характеристики собаки, значимые для владельца
- Половой диморфизм поведения
- Слагаемые поведенческого портрета
- Поведенческие портреты групп пород
- «Идея породы»
- Психофизиологические признаки и тип использования собаки
- «Дело жизни»
- «Проблемные» собаки
- Ошибки владельца
- Мнимые нарушения поведения
- Ошибки воспитания, ведущие к проблемам
- Ошибки в коррекции поведения
- Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения Слабость нервной системы
- Трусость
- Коррекция поведения Формирование желательного поведения при воспитании
- Изменение сформированного нежелательного поведения
- Сообщества
- Территория Основные стации
- Территория и социальные контакты
- Использование территории
- Естественная стая Основные функции
- Структуры стай собак
- Почему существуют жесткая и гибкая иерархии?
- Иерархия кобелей
- Иерархия сук
- Личность и стая
- Приобретение молодняком социального статуса
- Неполные стаи
- Стая женихов
- Прогулочная стая
- Человеческая семья как заменитель стаи для собаки
- Основные поведенческие комплексы собаки и человеческая семья
- Статус собаки в человеческой семье
- Социализация детство животного
- Психофизиологические этапы развития щенка
- Неонатальный период (период новорожденности)
- Переходный период
- Период первичной социализации
- Ювенильный период
- Период полового созревания
- Критические периоды социализации
- Первый период социализации
- Второй период социализации
- Третий период социализации
- Социальная депривация
- Депривация во время второго периода социализации
- Депривация во время третьего периода социализации
- Депривация взрослого животного
- Социополовое поведение
- Половое поведение кобелей
- Сексуальные игры
- Наступление половой зрелости
- Сезонность половой активности
- Половое поведение сук
- Спаривание Моно– и полигамия у собак
- Образование брачной пары
- «Собачья свадьба»
- Особенности спаривания при домашнем содержании
- Нарушения полового поведения, вызванные ошибками воспитания
- Роль полового опыта
- Родительское поведение материнское поведение Подготовка к родам
- Поведение при родах
- Раннее послеродовое поведение
- Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков
- Позднее материнское поведение
- Отцовское поведение
- Отношение к подсосным щенкам
- Отношение к щенкам на второй стадии социализации
- Родительское поведение по отношению к подросткам
- Отношения со взрослыми детьми
- Особенности материнского поведения при домашнем содержании Ложная щенность
- Нарушения материнского поведения, вызванные заводчиком
- Отбор на нормальное социополовое поведение
- Игровое поведение
- Игры физического развития
- Социальные игры
- Обучающие игры
- Исследовательские игры
- Псевдодеятельность
- Исследовательское поведение
- Поведение мечения суть мечения
- Мечение мочой Мечение у кобелей
- Мечение у сук
- Мечение калом
- Пищевое и пищедобывающее поведение питание
- Собирательство
- Охотничье поведение
- Охотничье поведение волка
- Охотничье поведение собаки
- Пастушеское поведение
- Волкодавы
- Гуртогоны
- Истинные овчарки
- Особенности пастьбы пугливых животных
- Агрессия
- Определение
- Основные типы агрессии
- Социополовая агрессия (тестостеронзависимая агрессия)
- Территориальная и межгрупповая агрессия
- Адреналинзависимая агрессия
- Инструментальная агрессия
- Немотивированная агрессия
- Агрессия на человека
- Агрессия и доместикация
- Скорость агрессии
- Агрессия и взаимопонимание
- Социальный инфантилизм
- Патологии социального поведения и агрессии
- Словарь физиологических и этологических терминов
- Аннотированный список литературных источников