logo search
Географическое позиционирование Ярославской обл

Географическое позиционирование Ярославской области

Дата образования области - 20 октября 1932 г.

Центр - г. Ярославль (603,3 тыс. жителей), основан в 1010 г.

Расстояние от Москвы до Ярославля 282 км.

Ярославская область - высокоурбанизированный и староосвоенный регион. Преобладающее население - русские. Численность населения уменьшается вследствие низкой рождаемости и высокой общей смертности.

Ярославская область является частью историко-культурного ядра России. Ярославль, тысячелетие которого будет отмечаться в 2010 году, внесен в 2005 году в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Города Ярославль, Ростов, Углич и Переславль-Залесский входят в туристическое «Золотое кольцо» России.

 Область включает 17 муниципальных района и три городских округа: Г. Ярославль, г. Рыбинск и г. Переславль-Залесский. Главные экономические центры области: Ярославль, Переславль-Залесский (42,7 тыс. жителей), Ростов (34,1 тыс. жителей), Рыбинск (222,7 тыс. жителей), Тутаев (42,6 тыс. жителей), Углич (38,3 тыс. жителей).

Ярославская область с населением 1333,3 тыс. жителей по многим показателям является типичным «средним» субъектом федерации, занимая 30-40 места среди 88 регионов России по многим количественным показателям «базовых» предпосылок развития: площади территории, населению и другим социально-экономическим параметрам.

В современной России происходит формирование основных полюсов экономического  развития: Москва, Санкт-Петербург, Поволжье, Урал и Юг, связанных между собой главными осями экономического развития и разделенными периферийными и полупериферийными зонами. Одновременно на этих осях происходит ускоренное формирование «промежуточных» центров (концентров) экономического роста (Тверь, Владимир, Тула и др.). В ряду этих центров «второго порядка» Ярославль и Ярославская область занимают выдающееся место. Исторически Ярославль конкурировал с Москвой в качестве важнейшего транспортного узла европейской части России. И сейчас его транспортно-географическое положение лишь ненамного хуже Москвы, однако он значительно уступает столице по наличию объектов транспортной инфраструктуры. Выгодное положение Ярославской области, прохождение через ее территорию основных осей экономического развития, позволяет позиционировать область в системе транспортных коммуникаций как узловой регион «второго порядка», а Ярославль как наиболее крупный город Северо-востока Европейской России с населением более 600 тыс. жителей, с полным правом может претендовать на роль «северных ворот Москвы» и «столицы Верхневолжья» для близлежащих областей периферийной зоны (Ивановской, Костромской и Вологодской областей).

Значительным современным преимуществом области является высокая развитость внутренних путей сообщения и дорожной сети по сравнению с большинством близлежащих соседей. Так, по густоте железных дорог общего пользования она занимает 33 место в стране, а по плотности автодорог с твердым покрытием – 20 место.

Как историческое, так и современное позиционирование Ярославской области как узлового региона предопределяет в качестве одного из приоритетных направлений ее развития выполнение роли главной транспортно-распределительной и торговой зоны на Северо-Востоке России.