8.1. Сельское хозяйство
Производство продукции в хозяйствах всех категорий
| 2013 г. | 2013 г. в % к 2012 г. | Справочно: 2012 г. в % к 2011 г. |
Скот и птица на убой (в живом весе), тыс. тонн | 31,0 | 97,7 | 103,3 |
Молоко, тыс. тонн | 57,3 | 92,9 | 98,9 |
Яйца, млн. шт. | 117,7 | 88,3 | 90,8 |
Картофель, тыс. тонн | 116,9 | 104,4 | 98,4 |
Овощи, тыс. тонн | 22,1 | 98,0 | 101,4 |
Основные итоги.
В 2013 году индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимой оценке к уровню 2012 года) составил 97,9%, в сельскохозяйственных организациях – 96,6%.
В хозяйствах всех категорий на 1 января 2014 года насчитывалось 36,1 тыс. голов крупного рогатого скота (95,5% от поголовья на 1 января 2013 года), в том числе 15,7 тыс. голов коров (92,6%), свиней – 24,2 тыс. голов (109,0%), птиц – 1708,5 тыс. голов (99,3%).
На 1 января 2014 года в сельскохозяйственных организациях насчитывалось 19,8 тыс. голов крупного рогатого скота (96,8% от поголовья на 1 января 2013 года), в том числе 8,8 тыс. голов коров (94,4%). Поголовье свиней увеличилось на 23,7% в сравнении с уровнем на 1 января 2013 года и составило 18,9 тыс. голов, поголовье птиц снизилось на 0,7% (1680,2 тыс. голов).
В 2013 году хозяйствами всех категорий произведено 31,0тыс. тонн скота и птиц на убой (в живой массе) (97,7% к уровню 2012 года), 57,3 тыс. тонн молока (92,9%), 117,7млн. штук яиц (88,3%). За 2013 год собрано 116,9 тыс. тонн картофеля (104,4% к уровню 2012 года), 22,1 тыс. тонн овощей (98,2%).
В 2013 году сельскохозяйственными организациями произведено 25,4 тыс. тонн скота и птиц на убой (99,3% к уровню 2012 года), 34,4 тыс. тонн молока (93,9%), 113,7 млн. штук яиц (88,0%), собрано 4,6 тыс. тонн картофеля (97,9%), 4,8 тыс. тонн овощей (88,9%).
Среднесписочная численность работников организаций в сфере сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях в январе-ноябре 2013 года составила 5,1 тыс. человек (95,4% к уровню января-ноября 2012 года).
Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций в сфере сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях в январе-ноябре 2013 года составила 19842 рубля (107,7% к уровню января-ноября 2012 года).
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций в сфере сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях в январе-ноябре 2013 года сложился в виде 266,1 млн. рублей прибыли (46,7% к уровню января-ноября 2012 года).
Положительные факторы.
1. Оказываемая господдержка в сфере развития сельского хозяйства.
Заключено 469 соглашений между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и сельхозтоваропроизводителями республики о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на 2013-2015 годы (в том числе 130 – с юридическими лицами, 339 – с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями).
Государственная поддержка агропромышленного комплекса в 2013 году осуществлялась в рамках реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» на 2013-2020 годы. В целом за 2013 год на реализацию мероприятий программы из консолидированного бюджета Республики Коми направлено 1555,1 млн. рублей, в том из федерального бюджета – 176,1 млн. рублей.
В течение 2013 года были увеличены бюджетные ассигнования на:
- повышение ставок субсидий на комбикорма во II и III кварталах 2013 года, предоставляемые через ставки субсидий на яйца яичных кур промышленного стада, в 5,3 раза (со 143 до 755 рублей за тыс. штук);
- повышение ставок субсидий на комбикорма для крупного рогатого скота с III квартала 2013 года на 30%;
- возмещение части затрат, связанных с удорожанием приобретенных кормов, товаропроизводителям, осуществляющим производство свинины, мяса птиц и яиц (разовая выплата за счет средств федерального бюджета);
- строительство и реконструкцию животноводческих помещений;
- техническое и технологическое перевооружение животноводства и кормопроизводства;
- прирост поголовья коров по состоянию на 1 октября 2013 года (разовая субсидия в размере 15 тыс. рублей на 1 голову прироста в сравнении с уровнем на 1 октября 2012 года);
- приобретение оборудования для площадок по убою крупного рогатого скота и овец в размере 70% его стоимости (новый вид поддержки, связанный с требованием Таможенного союза к условиям забоя скота).
Продолжена грантовая поддержка фермерских хозяйств: выдано три гранта (22,2 млн. рублей) по итогам конкурсного отбора семейных животноводческих ферм (федеральная программа «Развитие семейных животноводческих ферм»), пять грантов (5,4 млн. рублей) – по итогам конкурсного отбора начинающих фермеров (федеральная программа «Начинающий фермер»).
С 2013 года введено софинансирование из республиканского бюджета Республики Коми расходов по реализации муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по развитию сельского хозяйства и обновлению основных средств крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
2. Индивидуальная работа с «неустойчивыми» организациями.
Распоряжением Главы Республики Коми от 11 июня 2013 года № 166-р в целях стабилизации функционирования ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» создана рабочая группа, в соответствии с предложениями которой реализуются мероприятия по нормализации финансово-хозяйственной деятельности общества.
Отрицательные факторы.
1. Снижение объемов производства сельскохозяйственными организациями обусловлено следующими факторами:
- недостаток оборотных средств в связи с продолжающимся ростом цен на используемые в процессе производства материальные ресурсы (комбикорма, нефтепродукты, удобрения, семена) и расходов на уплату налогов при ограниченной доступности кредитных ресурсов;
- низкий уровень инвестиционной привлекательности по причине больших сроков окупаемости вложений в сельское хозяйство;
- сложное финансовое положение производителей сельскохозяйственной продукции. Прекращена производственная деятельность ФГУП «Северное» Россельхозакадемии. Введена процедура банкротства в ООО «Сыктывкарская птицефабрика» (на базе имущества птицефабрики производство яиц осуществляет организация-арендатор);
- усиление конкуренции на рынке мяса птиц, что стало причиной вынужденного сдерживания его производства.
2. Общая зависимость сельского хозяйства в республике от природных факторов и сезонности производства.
Проблемы.
1. Низкие темпы обновления основных фондов и модернизации сельскохозяйственного производства.
2. Недостаток квалифицированных специалистов и рабочих, связанный и с тяжелыми условиями труда, и со значительным разрывом в уровнях комфортности сельской и городской жизни.
3. Высокий уровень издержек по доставке произведенной сельскохозяйственной продукции из труднодоступных и отдаленных сельских населенных пунктов.
4. Отсутствие у сельхозтоваропроизводителей правоустанавливающих документов на используемые ими сельскохозяйственные угодья – земли используются без оформления и юридического закрепления прав на них.
Прогноз развития в 2014 году.
По оценке, в 2014 году в растениеводстве прогнозируется валовой сбор картофеля и овощей ниже уровня предыдущего года. В животноводстве сохранятся объемы производства продукции на уровне 2013 года. Сохранится отставание по уровню производства яиц.
Позитивная динамика развития сельского хозяйства возможна в случае привлечения и закрепления квалифицированных специалистов и рабочих кадров, что напрямую зависит от создания благоприятных условий для жизни и труда в сельской местности. С 2014 года предусматривается комплексный подход к территориальному развитию села с учетом следующих направлений:
улучшение условий труда и создание новых рабочих мест на селе, ключевая роль будет отведена реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства;
обеспечение самозанятости сельского населения, направленное на развитие малых форм хозяйствования на селе;
создание условий для развития жилищного строительства, социальной и инженерной инфраструктуры села.
С целью привлечения средств федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств республиканского бюджета Республики Коми в 2014 году для участия в конкурсном отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации разработаны проекты ведомственных целевых программ «Развитие молочного скотоводства в Республике Коми (2014-2016 годы)» и «Развитие производства картофеля и овощей в Республике Коми (2014-2016 годы)».
Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» с бюджетной заявкой, значительно превышающей уровень финансирования 2013 года, прошла конкурсный отбор.
Выводы.
Сельское хозяйство является значимой и в то же время проблемной отраслью республики, которой уделяется значительное внимание со стороны Правительства Республики Коми.
В 2013 году развитие животноводства в республике оставалось приоритетным направлением. Государственная поддержка, в первую очередь, предоставлялась хозяйствам, реализующим крупные и наиболее эффективные, увязанные по всему технологическому циклу (от производства до прилавка) инвестиционные проекты в молочном животноводстве, птицеводстве и свиноводстве. Сохранялся высокий уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования.
За счет увеличения бюджетных ассигнований на финансирование отрасли в IV квартале 2013 года удалось переломить негативную тенденцию снижения объемов производства молока и яиц в сельскохозяйственных организациях, стабилизировать ситуацию в проблемных организациях.
Предложения по решению проблем для принятия конкретных решений.
1. Участие органов местного самоуправления в Республике Коми в реализации Государственной программы Республики Коми «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми» на 2013-2020 годы» через разработку и реализацию муниципальных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
2. Органам местного самоуправления ускорить реализацию мер, необходимых для юридического закрепления прав сельхозтоваропроизводителей на земли сельскохозяйственного назначения.
- 1. Общая характеристика социально-экономической ситуации
- 2. Бюджетная система
- 3. Инвестиции
- 4. Банковский сектор
- 5. Развитие промышленных комплексов
- 5.1. Нефтегазовый комплекс
- 5.2. Горнодобывающий комплекс
- 5.3. Лесопромышленный комплекс
- 5.4. Машиностроение
- 5.5. Легкая промышленность
- 5.6. Энергетика
- 6. Транспорт
- 7. Малое и среднее предпринимательство
- 8. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс
- 8.1. Сельское хозяйство
- 8.2. Производство пищевых продуктов
- 8.3. Рыболовство, рыбоводство
- 9. Жилищное строительство
- 10. Жилищно-коммунальное хозяйство
- 11. Туризм
- 12. Социальное развитие
- 12.1. Демография
- 12.2. Доходы и социальная защита населения
- 12.3. Занятость населения
- 13. Цены
- 13.1. Потребительские цены
- 14. Правонарушения