Агробизнес и аграрная политика
Отечественная экономическая наука до настоящего времени не выработала однозначного определения агропромышленного комплекса, его границ и структуры. Агробизнес, будучи новой экономической категорией, пришедшей к нам из западной рыночной экономики, тем более нуждается в уточнении.
Западные экономисты считают, что комплексный характер производства и использования сельскохозяйственной продукции и продовольствия служит основой формирования агробизнеса как предпринимательской деятельности во всех сферах агропромышленного комплекса, которая ведется на принципах экономической выгоды. Цель агробизнеса - максимизация дохода в условиях наиболее полного обеспечения спроса на сельскохозяйственную продукцию.
Как экономическая категория агробизнес представляет собой деятельность в аграрной сфере экономики аграрного хозяйства, ориентированную на рынок (потребителя) через рыночную цену. Рыночная цена, аккумулируя спрос на производимую в этой сфере продукции, должна иметь норму прибыли, обеспечивающую предпринимателю успешный процесс воспроизводства затраченных на товар ресурсов.
В западной экономической литературе агробизнес определяют как совокупность рыночных операций, направленных на производство и распределение услуг в области снабжения сельского хозяйства, обеспечения производственных процессов непосредственно в сельскохозяйственном производстве, проведение операций по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и предметов потребления, созданных на его основе.
Следует отметить, что экономическое содержание агропромышленного комплекса, излагаемое в отечественной экономической литературе, практически равнозначно толкованию агробизнеса в западной литературе.
Вместе с тем существуют и некоторые особенности. Агропромышленный комплекс народного хозяйства, как правило, рассматривается с позиций формирования его отраслевой, функциональной, продуктовой и других структур, является объектом планирования )а возможно - и управления) сверху балансов по ресурсам, темпам развития, объемам производства и работ. Агробизнес же рассматривается как процесс интегрирования отдельных хозяйствующих субъектов в многоотраслевые предприятия (агрофирмы, торговые кооперативы, конгломераты) с целью достижения максимальной прибыли и ее успешной материализации.
Сферы агробизнеса:
1. Производство сельскохозяйственной продукции:
- производство растениеводческой продукции;
-производство животноводческой продукции.
2. Переработка сельскохозяйственной продукции:
- переработка растениеводческой продукции;
- переработка животноводческой продукции.
3. Хранение сырья и продуктов его переработки:
4. Торговля сельскохозяйственным сырьем и продуктами его переработки
5. Производственный агросервис:
-агрохимические, транспортные, торгово-снабженческие услуги;
- консультационные производственные услуги и т.д.
6. Социальный агросервис:
- Предприятия потребительской кооперации;
- учреждения культуры на селе;
- медицинские учреждения на селе и т.д.
Практический агробизнес соотносится, как правило, с конкретным рынком того или иного продукта (региональным, национальным, мировым). Например, агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции структурно можно представить следующим образом.
Агробизнес на рынке зерна и зерновой продукции:
-агробизнес в сфере производства зерна;
- агробизнес в сфере переработки зерна;
- агробизнес в сфере хранения зерна и зерновой продукции;
- агробизнес в сфере транспортировки зерна и зерновой продукции;
- агробизнес в сфере торгово-коммерческой деятельности на рынке зерна.