Соло-транспортировка к.Б. Серафимов. Перепечатка из журнала "Турист". Комментарии к приведенной ниже перепечатке
Статья написана в начале периода "внедрения" в советскую спелеологию техники СРТ, одним из ведущих спелеологов того периода и пропагандиста этой тактики и техники - Константином Борисовичем Серафимовым. Так как найти этот номер журнала сейчас нелегко, а тема не потеряла актуальность, мы решили воспроизвести статью на нашем сайте. Несколько пожеланий спелеологам, решившим воспользоваться на практике этой разработкой: Приведенное описание техники солотранспортировки, это один из приемов, который может пригодиться при спасработах. Но, в первую очередь, надо помнить, что одному вытащить человека очень сложно. Лучше все же ориентироваться на коллективные действия, иначе можно навредить, а не помочь пострадавшему. Приведенные же ниже приемы, целесообразней всего использовать для того, чтобы снять пострадавшего с навески, доставить к ближайшему горизонтальному участку, где ему можно оказать первую помощь, согреть и дожидаться либо врача, либо группу спасателей, а лучше и тех и других. Прежде чем предпринимать какие-либо шаги по соло-транспортировке не забудьте выяснить какова травма пострадавшего, если для него есть риск получить болевой шок, то, возможно лучше, дождаться группу спасателей и врача. Также надо помнить и о морфологии пещеры, так, например, первая попавшаяся узость или сложный меандр сведут все ваши усилия на нет. Не надо забывать и о том, что висение вдвоем на одном крюке и перемещение по веревке не доставит Вам радости и потребует от Вас значительно больших физических усилий, нежели перемещение только себя самого. Поэтому, прежде чем начинать действовать, надо хорошо подумать и оценить свои силы и возможности. И еще одна рекомендация (хотя Серафимов в своей статье указывает на этот аспект - повторить никогда не вредно) - все указанные приемы необходимо до автоматизма отработать на практике (на тренировках), тогда в экстремальных условиях у Вас не будет шанса растеряться, запаниковать и совершить ошибку. Сергей БЕЛОУСОВ
СОЛО-ТРАНСПОРТИРОВКА |
Оптимальная тактическая единица техники одинарной веревки (СРТ) - это двойка спортсменов. Каждый движется абсолютно автономно, если не считать периодической визуальной и голосовой связи между партнерами. Если с одним из двойки случилось несчастье, перед вторым возникнет проблема: что делать - оказать посильную помощь и отправляться за спасотрядом или же попытаться предпринять самостоятельную транспортировку. Применяющий технику одинарной веревки должен в совершенстве владеть приемами солотранспортировки. Ее методика исходит из того, что оба партнера имеют стандартный набор индивидуального снаряжения техники СРТ для осуществления подъема способом "дэд", включающий: три зажима (ведущий "пуани", грудной "кроль" и вспомогательный "блоккер"), фрикционное спусковое устройство (ФСУ) "каталка", пять карабинов, из которых два (для крепления "кроля" и ФСУ) обязательно с муфтой, блок-ролик, самостраховачная система "ус-прусик), стремя "педаль" и веревка (трансреп) для транспортировки груза. Проводящий солотранспортировку использует только свое индивидуальное снаряжение и пострадавшего напарника, а также висящую на отвесе веревку. Если один завис на веревке в положении спуска (на самоблокирующем спусковом устройстве или самостраховке) либо в положении подъема - на грудном зажиме, необходимо выяснить его состояние, чтобы принять решение о транспортировке. Единственная веревка на отвесе натянута весом пострадавшего. Как подойти к нему? Если спасатель оказался ниже напарника - подъем к нему не отличается от обычного. Если же выше - то спуститься к пострадавшему по натянутой веревке можно медленно на зажимах, либо быстро на спусковом устройстве, встегнув его, как показано на рис.1. Для этих целей пригодно ФСУ - "каталка". Поскольку двое находятся на одной веревке, то все действия должны быть максимально мягкими, без жестких динамических нагрузок. Если ситуация требует скорейшего спуска пострадавшего на ближайшую площадку, применяется ФСУ одного из спортсменов. Выполнение необходимых технических операций требует определенных навыков, особенно при преодолении промежуточных закреплений веревки на отвесе. Организовать подъем пострадавшего сложно, но можно способом одновременной или раздельной солотранспортировки. В первом случае необходимо прицепить пострадавшего при помощи трансрепа к замковому карабину "майон рапид" своей беседки аналогично транспортировочному мешку. Подъем со столь тяжелым грузом в течение продолжительного времени возможен только способом "ларокко"рис.2 . Для этого стремя "педаль" пропускают через карабин (а лучше через блок-ролик) ведущего зажима и верхним концом присоединяется к замковому карабину беседки. Таким образом организуется противовес, облегчающий подъем. Шаг и скорость подъема падают вдвое по сравнению с обычным, но зато получается значительный выигрыш в усилии. В случае раздельной солотранспортировки сначала необходимо отцепить веревку внизу от промежуточных зацеплений, а также взять у пострадавшего ненужные ему карабины и другое снаряжение, которое может понадобиться при дальнейшей транспортировке. Затем спасателю предстоит последовательно решить несколько технических задач. На ближайшем над пострадавшим крюке из индивидуального снаряжения организуется система для подъема рис.3. Спасатель зависает на самостраховочном усе 3, непосредственно на крюке 1 через навесочный карабин 2. Зажим 7 (грудной "кроль" или запасной "блоккер" на сцепке из двух карабинов 5 и 6) устанавливается в петлю узла навески 4 и вводится в основную веревку, как показано на рисунке. Два карабина применяют для облегчения введения зажима 7 в веревку, натянутую весом пострадавшего. В верхнее отверстие зажима 7 устанавливается карабин 8, через который пропускают стремя "педаль" 11, соединенное с ведущим зажимом "пуани" 10 через карабин 9 самостраховочного прусика 3. Для уменьшения трения в карабине 9 на него желательно установить блок-ролик. Подъем производиться по принципу противовеса. Во время первого цикла веревка протягивается над зажимом 7 через карабин 6 петлей 12. Наступая на стремя 11, спасатель одновременно подтягивает рукой зажим 10 и выбирает веревку через стопорный зажим 7. Пострадавший при транспортировке висит на своем грудном зажиме 13. В результате подъема должен наступить момент, когда зажимы 10 спасателя и 13 пострадавшего сойдутся. Теперь спасатель должен при помощи уса 15 подвесить пострадавшего на крюк 1 через карабин 2, освободив грудной зажим 13 от веревки для выполнения дальнейших операций. Для этого необходимо провести ряд последовательных подтягиваний партнера, сначала вставив стремя 11 вместо карабина 8 в более высоко расположенные карабины 5 и 2, а затем использовать для подтягивания вместо зажима 10 прямое зацепление обвязок пострадавшего карабином 9. В результате можно присоединить ус 15 партнера в карабин 2 на крюке 1, одновременно освободить от веревки его грудной зажим 13. После этого выдается стремя 11 и вес пострадавшего переносится на ус 15. Система подъема разгружается и может быть разобрана. Спортсмены остаются на самостраховочных усах, зависнув на крюке 1. Следующая задача - перенесение веса пострадавшего с крюка 1 на верхний участок веревки, чтобы отцепить ее от крюка 1 и продолжить транспортировку. Спасатель перестегивает зажимы для подъема дальше. Здесь особенно важно, чтобы "корем", то есть провис веревки у крюка еще в стадии навешивания, был достаточен, позволял свободно маневрировать. Пристегнувшись сам, спасатель вставляет веревку под собой в грудной зажим 13 партнера, пропустив ее через соединительный карабин 14 рис.4. Таким образом, образуется полиспаст с двойным выигрышем в усилии. Используя свое снаряжение, спасателю достаточно подтянуть руками веревку на несколько сантиметров, чтобы вес пострадавшего перешел с крюка 1 на грудной зажим 13. Ус 15 ослабевает, его легко отцепить от крюка 1, а затем можно ликвидировать промежуточное закрепление веревки, освободив карабин 2 и развязав узел 4. Теперь ситуация как бы повторяется, поэтому цикл манипуляций дублируется - спасатель поднимается к следующему крюку, организует систему подъема, поднимает пострадавшего к себе, подвешивает его на крюк и т.д. Система солотранспортировки разработана французскими спелеологами около 40 лет назад и позволила спасти немало спортсменов. Помните! Мало теоретически знать, как выполнить ту или иную операцию на отвесе - надо уметь ее практически осуществить. К. СЕРАФИМОВ.
Продолжим наш конспект семинара.
Пострадавший въехал в узел на спуске
Это мог быть просто молодой спелеолог, въехавший в узел на спуске и незнающий, что делать дальше.
Спасатель спускается к нему на зажимах.
а) Встегивает в пострадавшего свой короткий ус. Встегивает в рапель жумар пострадавшего.
б) В 1 м под узлом, в который он въехал, вяжем узел «восьмерка» и встегиваем его в жумар посрадавшего. Далее все манипуляции представляют собой просто прохождение перестежки. Только вся нижняя ветвь навески оказывается навешенной за жумар.
в) Встегиваем второе спусковое устройство ниже перестежки.
г) Через карабин этого же жумара пропускаем педаль пострадавшего, отстегнув её от жумара, и пристегиваем её за верхнее отверстие кроля пострадавшего. В начальный момент должно быть 10-15 см от узла педали вблизи верхнего отверстия кроля пострадавшего до карабина на жумаре, сквозь который пропущена эта педаль.
д) Встаем на свою педаль и выстегиваем кроль из рапели. Встегиваем кроль в педаль пострадавшего.
е) Поднимаем пострадавшего противовесом, подталкивая его руками за бедра и зад. Выстегиваем его спусковое устройство, на котором он въехал в узел.
ж) Подтягиваем второе спусковое устройство вверх до упора и фиксируем его. Отстегиваем ус пострадавшего от его жумара. Встегиваемся в пострадавшего двумя карабинами и готовимся вместе спускаться. Жумар пострадавшего остается на веревке.
Противовес для подъема пострадавшего, если конец веревки свободен.
Если конец навесочной веревки свободен и лежит на дне колодца, а пострадавший завис где-то выше, то:
1. Я встегиваюсь на подъем, завязываю узел «восьмерка» на свободном конце веревки и пристегиваю его к себе.
2. Поднимаюсь до пострадавшего, развязываю на принесенном с собой конце веревки узел, и пропускаю его в кроль и дельту пострадавшего. Протаскиваю через дельту пострадавшего всю эту веревку.
3. Пристегиваю к себе конец веревки, продетый в кроль и дельту пострадавшего, и иду наверх, насколько хватит этой веревки. Предварительно надо забрать у пострадавшего его жумар и педаль.
4. Когда веревка, идущая от пострадавшего заканчивается, устанавливаю на рапель жумар пострадавшего и продеваю конец веревки в карабин на нём.
5. Перестегиваюсь своим кролем и жумаром на выходящий вниз из карабина на жумаре конец веревки и работаю противовесом, поднимаю пострадавшего. Его кроль работает фиксирующим зажимом.
6. когда пострадавший поднят почти до жумара—необходимо оставить 15-20 см, что бы не возникло трудностей с выстегиванием своего кроля. Далее—повторяю все операции.
Когда спасатель дошел до точки, он встегивает карабин в карабин точки и через него осуществляет противовес. При подъеме пострадавшего до этого места (опять не забыть оставить 15-20 см), встегивает короткий ус пострадавшего в этот 2-й карабин. Далее спасатель пропускает педаль пострадавшего через этот второй карабин, присоединяет её к верхнему отверстию кроля пострадавшего, и противовесом поднимает его и выстегивает его кроль. Пострадавший все время пристегнут коротким усом к 2-му карабину на точке. Сам спасатель встегнут своим коротким усом в карабин точки.
Пострадавший –на перилах с вылетевшим промежуточным крюком
Пострадавший висит на своем коротком усе. Спасатель подходит к нему с другой стороны узла (вылетевшая промежуточная точка), вися на своём коротком усе.
1. Спасатель встегивает в перила свой жумар в направлении желаемого продвижения (туда, откуда он пришел), встегивает длинный ус в верхние отверстия жумара, состегивает нижнее отверстие жумара карабином с перилами.
2. Спасатель отсоединяет педаль пострадавшего от его жумара и пропускает её сквозь карабин вырванной точки. Можно пропустить её через карабин , просто вщелкнутый в перила с другой стороны узла этой вырванной точки. Прикрепляет педаль к дельте пострадавшего.
3. Теперь спасатель выщелкивает свой короткий ус из перил, встав на свою педаль, и вщелкивает свой кроль в педаль пострадавшего. Поднимает его получившимся противовесом и перестегивает его короткий ус через узел. Длинный ус должен быть перестегнут заранее.
Если физические данные спасателя и разница в весе с пострадавшим позволяют, то эту операцию можно сделать и просто встав ногой на педаль пострадавшего, а руками подтянув его вверх.
4. Теперь необходимо двигаться с пострадавшим по идущей вверх части перил. Спасатель встегивает жумар пострадавшего в перила позади карабина его короткого уса, таким образом предотвращая обратное съезжание пострадавшего по наклону.
5. Спасатель пропускает педаль пострадавшего, пристегнутую к дельте или короткому усу пострадавшего, сквозь карабин в нижнее отверстие своего жумара, прощелкнутый и в перила. Теперь, нагружая эту педаль пострадавший будет перемещаться в сторону спасателя. После каждого цикла спасатель пододвигает жумар пострадавшего позади его , что бы он не съезжал обратно по наклону.
6. Дойдя до перестежки на перилах, спасатель встегивает свою педаль в карабин точки, перестегивает свой короткий ус на следующий участок перил. Пропускает педаль-противовес от пострадавшего прямо сквозь карабин точки, и поочередно перестегивает длинный и короткий ус пострадавшего на новый участок перил.
При этом длинный ус можно укоротить, встегнув его карабин—обратно в дельту, а к перилам пристегнуть за карабин образованную им петлю (т.е. сложить длинный ус вдвое).
- 1. Организация навески; способы импровизаций на отвесе.
- 2. Соло-транспортировка.
- M. Аварийные ситуции и спасательные работы
- 6.2 Метод противовеса на длинном усе
- 6.3 Метод кроль-кроль
- Соло-транспортировка к.Б. Серафимов. Перепечатка из журнала "Турист". Комментарии к приведенной ниже перепечатке
- 3. Способы транспортировки пострадавшего.