logo
zemleystrostvo_ekzamen

14. Планирование и организация рационального использования и охраны земель.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Планирование - это программирование органами государственной власти и органами местного самоуправления отдельных сторон использования земель.

Планирование и организация рационального использования и охраны земель осуществляется и на местном уровне. В соответствии с Законом РФ от 6 июля 1991 г. (ред. 18.06.2001) "О местном самоуправлении в Российской Федерации" вопросы планирования и использования земель, их охраны, а также осуществления государственного контроля в этой сфере деятельности в пределах подведомственных территорий отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Планирование и организация рационального использования земель включают в себя следующие основные виды работ:

  1. разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;

  2. природно - сельскохозяйственное районирование земель;

  3. определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;

  4. определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;

  5. определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.

Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.

В настоящее время планирование использования земель и их охраны предусмотрено комментируемым Законом, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и в иных нормативных правовых актах (преимущественно отраслевой направленности).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. N 100 "О государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993 - 1995 годы" предусматривалось поэтапное введение на территории страны мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного вовлечения изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. В Программе определены основные задачи:

- формирование нормативно - правовой и научно - методической базы мониторинга земель;

- ландшафтно - экологическое районирование территории РФ с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;

- формирование информационной базы;

- совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель;

- формирование организационных структур мониторинга земель.

В Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" определен комплекс мероприятий, включающих повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли, а также превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.

Целью этой Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно - технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

К основным мероприятиям вышеназванной Программы отнесены:

- разработка и совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений;

- проведение массовой оценки земель;

- картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы;

- ведение мониторинга земель;

- техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель;

- создание денежного фонда охраны земель;

- повышение плодородия почв и охрана земель.

На втором этапе реализации Программы (2001 - 2002 гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.

Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:

  1. выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения;

  2. разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;

  3. провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;

  4. установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими;

  5. составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель;

  6. разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;

  7. установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;

  8. уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений;

  9. установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель.

В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации Программы разработать правовые и нормативно - технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.

Предусматривается обеспечить: