14. Планирование и организация рационального использования и охраны земель.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Планирование - это программирование органами государственной власти и органами местного самоуправления отдельных сторон использования земель.
Планирование и организация рационального использования и охраны земель осуществляется и на местном уровне. В соответствии с Законом РФ от 6 июля 1991 г. (ред. 18.06.2001) "О местном самоуправлении в Российской Федерации" вопросы планирования и использования земель, их охраны, а также осуществления государственного контроля в этой сфере деятельности в пределах подведомственных территорий отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Планирование и организация рационального использования земель включают в себя следующие основные виды работ:
разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
природно - сельскохозяйственное районирование земель;
определение земель, в границах которых гражданам и юридическим лицам могут быть предоставлены земельные участки;
определение земель, которые могут быть включены в специальные земельные фонды;
определение земель, отнесенных к категориям и видам, установленным законодательством Российской Федерации.
Планирование и организация рационального использования земель и их охраны в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
В настоящее время планирование использования земель и их охраны предусмотрено комментируемым Законом, Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и в иных нормативных правовых актах (преимущественно отраслевой направленности).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 г. N 100 "О государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993 - 1995 годы" предусматривалось поэтапное введение на территории страны мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного вовлечения изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. В Программе определены основные задачи:
- формирование нормативно - правовой и научно - методической базы мониторинга земель;
- ландшафтно - экологическое районирование территории РФ с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;
- формирование информационной базы;
- совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель;
- формирование организационных структур мониторинга земель.
В Федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" определен комплекс мероприятий, включающих повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли, а также превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.
Целью этой Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно - технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2002 году в основном завершить осуществление земельной реформы в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
К основным мероприятиям вышеназванной Программы отнесены:
- разработка и совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений;
- проведение массовой оценки земель;
- картографическое, геодезическое и землеустроительное обеспечение земельной реформы;
- ведение мониторинга земель;
- техническое оснащение службы государственного контроля за использованием и охраной земель;
- создание денежного фонда охраны земель;
- повышение плодородия почв и охрана земель.
На втором этапе реализации Программы (2001 - 2002 гг.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель.
Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается:
выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения;
разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц;
провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
установить границы земельных массивов, соответствующих невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими;
составить дежурные карты ограничений использования земель и обременений (сервитутов) земель;
разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий;
установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков;
уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений;
установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель.
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на I этапе реализации Программы разработать правовые и нормативно - технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.
Предусматривается обеспечить:
своевременное выявление изменения состояния земель, оценку этих изменений;
прогноз и выработку рекомендаций о предупреждении и устранении последствий негативных процессов, особенно в районах Крайнего Севера и зонах проявления процессов опустынивания земель;
совершенствование и внедрение новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологий мониторинга земель.
- 1. Совершенствование управления землеустройством.
- 14. Планирование и организация рационального использования и охраны земель.
- 15. Особенности землеустройства в городах и других поселениях.
- 16. Особенности землеустройства в районах Крайнего Севера.
- 17. Особенности землеустройства в регионах, имеющих негативные явления при использовании земель.
- 18. Особенности землеустройства в районах эксплуатации сырьевых ресурсов.
- 19. Какие семь категорий земель предусмотрены земельным законодательством.
- 20. Классификация земельных угодий.
- 21. Распределение земель по пользователям.
- 22. Земля как объект социально-экономических связей.