«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» Калининградский филиал Кафедра Агрономии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Кормопроизводство
Направление подготовки бакалавра 35.03.04Агрономия (код и наименование направления подготовки бакалавра) Профиль подготовки бакалавра
ПОЛЕССК
2015
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ «Кормопроизводство» /сост.
Т.В. Рожкова – Полесск: Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015. 42с
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ предназначена для изучения дисциплины «Кормопроизводство»
Одобрено на заседании кафедры «Агрономии»
(протокол № 1от15.09. 2015)
Утверждено на заседании Методического Совета Калининградского филиала ФГБОУ ВПО СПбГАУ ( Протокол № от . . 201 ).
ВВЕДЕНИЕ
Для дальнейшего развития животноводства и повышения его продуктивности необходимым условием является увеличение производства кормов, улучшение их качества, снижение себестоимости. Необходима сбалансированность кормов по всем питательным веществам и осообенно по белку, сахару, каротину. Белковый дефицит в кормах сдерживает дальнейшее повышение продуктивности животноводства. Необходимо заготовить корма с содержанием переваримого протеина по 106—110 г на 1 кормовую единицу, что соответствует зоотехническим нормам в кормлении животных.
Основных путей для ликвидации белковой недостаточности кормов несколько. Это система агротехники, посев высокобелковых культур, особенно бобовых, рапса и сурепицы, орошение, внесение удобрений, выращивание 'кукурузы на силос по зерновой технологии.
Важным источником увеличения производства высококачественных кормов являются естественные сенокосы и пастбища, с которых мы получаем пока мало кормов, низка их урожайность.
У нас в стране сенокосы и пастбища занимают свыше 330 млн га (не считая оленьих). Площадь их в 1,5 раза больше пашни, но мы получаем лишь 30% кормов общих заготовок.
В ряде регионов созданные культурные луга и орошаемые пастбища дают высокие урожаи высококачественного корма и обеспечивают поголовье скота дешевыми зелеными кормами в летний период.
Для поднятия продуктивности естественных кормовых угодий требуется комплекс мероприятий по созданию высокоурожайных сенокосов и пастбищ.
Луговое кормопроизводство — это производственная отрасль сельского хозяйства, и она должна в максимальном количестве обеспечить сельскохозяйственных животных необходимым количеством сена, силоса, сенажа, зеленым пастбищным кормом, витаминной высокобелковой травяной мукой.
В решении этих задач важное место принадлежит агрономам, зооинженерам, освоившим необходимые знания по луговодству.
Курс лугового кормопроизводства изучается на 4курсе . Основными вопросами курса являются:
1. Типы луговых угодий и их значение для сельскохозяйственного производства.
2. Луговые травянистые растения, их биологические особенности и хозяйственное использование.
3. Культуротехнические работы, направленные на улучшение и повышение продуктивности естественных и сеяных сенокосов и пастбищ.
4. Создание орошаемых пастбищ и сенокосов, система ухода за ними.
5. Создание зеленого конвейера.
6. Система семеноводства луговых трав. Травосмеси для участков с различным использованием.
Для усвоения курса «Луговое кормопроизводство» необходимо иметь определенные знания таких смежных дисциплин, как ботаника, физиология растений, микробиология, агрохимия, земледелие, мелиорация, сельскохозяйственные машины, кормление сельскохозяйственных животных.
Порядок изучения курса
Вышеуказанные вопросы изучаются вначале самостоятельно, затем выполняется контрольная (курсовая) работа. При вызове на экзаменационную сессию студент слушает лекции, как теоретическую часть, занимается самостоятельно. Все это сопровождается лабораторно-практическими занятиями. Курс «Луговое кормопроизводство» разделен на 10 тем:
1. Биологические особенности растений сенокосов и пастбищ.
2. Экологические особенности растений сенокосов и пастбищ.
3. Растения сенокосов и пастбищ.
4. Растительные сообщества.
5 Естественные кормовые угодья. Их классификация и распределение по природным зонам.
6. Система поверхностного улучшения природных сенокосов и пастбищ.
7. Система коренного улучшения природных сенокосов и
пастбищ.
8. Организация и рациональное использование пастбищ.
9. Укосное использование многолетних травостоев. Заготовка сена и других кормов.
10. Семеноводство многолетних кормовых трав. Изучение теоретического курса сопровождается лабораторно-практическими занятиями по следующему примерному плану-
1. Изучение основных групп растений сенокосов и пастбищ. Бобовые, злаковые, разнотравье (по гербарию и натуральным экспонатам). Их биологические особенности. Кормовая ценность, хозяйственное значение.
2. Знакомство и изучение особенностей вредных, ядовитых растений (по гербарию).
3. Изучение семян многолетних трав. Сыпучесть и другие технологические особенности отдельных видов.
4. Порядок составления травосмесей в зависимости от типа почв, хозяйственного назначения, условий увлажнения. Расчет норм высева.
5. Составление схем и мероприятий по коренному и поверхностному улучшению, рациональному использованию естественных кормовых угодий применительно к зонам, агротипам. Агротехника, уход, интенсивное использование.
6. Ботанический анализ сена и его оценка, учет.
7. Составление схем организации семеноводства трав (для агрономов).
8. Составление баланса зеленых кормов на летний период.
9. Расчеты потребности в пастбищах для различных групп скота. Определение числа загонов, их площади в зависимости от урожая, климатических и почвенных условий. Составление пастбищеоборота, уход за пастбищами, техника выпаса скота.
10. Составление проекта организации кормовой базы для
конкретного хозяйства, своей животноводческой фермы или
района.
Кроме изучения теоретического материала, студент-заочник должен ознакомиться с основными типами сенокосов и пастбищ по месту работы (районе, области) и изучить:
а) основную растительность, хозяйственную ценность, культуротехническое состояние, условия увлажнения, почвы;
б) намеченные или осуществляемые мероприятия по поверхностному коренному улучшению низкопродуктивных лугов и пастбищ;
в) использование естественных и сеяных сенокосов и пастбищ.
Кроме того, необходимо ознакомиться с материалами почвенного, геоботанического обследования, инвентаризацией лугов, агропочвенными планами и картами. Изучить и проанализировать передовой опыт колхозов и совхозов, а также ознакомиться с научно-исследовательскими работами и достижениями местных научных учреждений по кормопроизводству и улучшению сенокосов и пастбищ.
Студент-заочник должен собрать 20—30 видов наиболее распространенных луговых растений, в первую очередь, злаковых, бобовых, а затем разнотравья и осок. Составить из них гербарий, в котором указать вид растений, тип луга, откуда взято растение (например: заливной луг, суходол, болото, низинный луг и т. д.) и как используется данный участок (пастбище или сенокос); необходимо также собрать образцы основных типов сена (не более 500 г). Гербарий и образцы сена студент по приезду на сессию должен сдать на кафедру кормления с-х животных и кормопроизводства. Без представления гербария и образцов сена экзамен и зачет по луговодству не принимаются. По курсу «Луговое кормопроизводство» согласно учебному плану выполняется одна контрольная работа.
В случае затруднений при выполнении контрольной работы следует обратиться за письменной консультацией на кафедру кормления с.-х. животных и кормопроизводства.
Методические указания разработаны в соответствии с программой по кормопроизводству.
Библиографический список
Основной
1. Практическое руководство по технологиям улучшения и использования сенокосов и пастбищ лесолуговой зоны/А. И. Громов и др. М.: Госагропром, 1987.
2. Андреев Н. Г. Луговое и полевое кормопроизводство. М... Агропромиздат , 1987.
3. Андреев Н. Г. Луговедение. М.: Агропромиздат, 1985.
4. Тюльдюков В. А. Практикум по луговому кормопроизводству. М.: Агропромиздат, 1986.
Дополнительный
1. Растениеводство/Под. ред. П. П. Вавилова. М.: Агропромиздат, 1986.
2 . Смелов С. П. Теоретические основы луговодства. М.: Колос, 1966.
3. Тек А. Г. Кормопроизводство. М.: Колос,1982.
4. Справочник по кормопроизводству/М. А. Смурыгин, В. Г. Игловиков, В. А. Тащилин и др. М.: Агропромиздат, 1985.
5. Зональные учебные пособия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
- «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» Калининградский филиал Кафедра Агрономии
- Тема 1 .Биологические особенности растений сенокосов и пастбищ
- Тема 2. Экологические особенности растений сенокосов и пастбищ
- Тема 3. Кормовые растения сенокосов и пастбищ
- Тема 4. Растительные сообщества
- Тема 5 . Естественные кормовые угодья, их классификация и распределение по природным зонам
- Тема 6. Система поверхностного улучшения естественных сенокосов и пастбищ
- Тема 7. Система коренного улучшения естественных сенокосов и пастбищ
- Тема 8. Организация и рациональное использование пастбищ
- Тема 9. Укосное использование многолетних травостоев. Заготовка сена и других кормов
- Тема 10. Семеноводство многолетних кормовых трав
- Варианты заданий