logo
Кормопроизводство

«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет» Калининградский филиал Кафедра Агрономии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кормопроизводство

Направление подготовки бакалавра 35.03.04Агрономия (код и наименование направления подготовки бакалавра) Профиль подготовки бакалавра

ПОЛЕССК

2015

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ «Кормопроизводство» /сост.

Т.В. Рожкова – Полесск: Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ, 2015. 42с

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ предназначена для изучения дисциплины «Кормопроизводство»

Одобрено на заседании кафедры «Агрономии»

(протокол № 1от15.09. 2015)

Утверждено на заседании Методического Совета Калининградского филиала ФГБОУ ВПО СПбГАУ ( Протокол № от . . 201 ).

ВВЕДЕНИЕ

Для дальнейшего развития животноводства и повышения его продуктивности необходимым условием является увели­чение производства кормов, улучшение их качества, сниже­ние себестоимости. Необходима сбалансированность кормов по всем питательным веществам и осообенно по белку, саха­ру, каротину. Белковый дефицит в кормах сдерживает даль­нейшее повышение продуктивности животноводства. Необхо­димо заготовить корма с содержанием переваримого протеи­на по 106—110 г на 1 кормовую единицу, что соответствует зоотехническим нормам в кормлении животных.

Основных путей для ликвидации белковой недостаточности кормов несколько. Это система агротехники, посев высоко­белковых культур, особенно бобовых, рапса и сурепицы, оро­шение, внесение удобрений, выращивание 'кукурузы на силос по зерновой технологии.

Важным источником увеличения производства высокока­чественных кормов являются естественные сенокосы и паст­бища, с которых мы получаем пока мало кормов, низка их урожайность.

У нас в стране сенокосы и пастбища занимают свыше 330 млн га (не считая оленьих). Площадь их в 1,5 раза больше пашни, но мы получаем лишь 30% кормов общих за­готовок.

В ряде регионов созданные культурные луга и орошаемые пастбища дают высокие урожаи высококачественного кор­ма и обеспечивают поголовье скота дешевыми зелеными кор­мами в летний период.

Для поднятия продуктивности естественных кормовых угодий требуется комплекс мероприятий по созданию высоко­урожайных сенокосов и пастбищ.

Луговое кормопроизводство — это производственная от­расль сельского хозяйства, и она должна в максимальном количестве обеспечить сельскохозяйственных животных необ­ходимым количеством сена, силоса, сенажа, зеленым паст­бищным кормом, витаминной высокобелковой травяной му­кой.

В решении этих задач важное место принадлежит агро­номам, зооинженерам, освоившим необходимые знания по луговодству.

Курс лугового кормопроизводства изучается на 4курсе . Основными вопросами курса являются:

1. Типы луговых угодий и их значение для сельскохозяй­ственного производства.

2. Луговые травянистые растения, их биологические осо­бенности и хозяйственное использование.

3. Культуротехнические работы, направленные на улучше­ние и повышение продуктивности естественных и сеяных се­нокосов и пастбищ.

4. Создание орошаемых пастбищ и сенокосов, система ухода за ними.

5. Создание зеленого конвейера.

6. Система семеноводства луговых трав. Травосмеси для участков с различным использованием.

Для усвоения курса «Луговое кормопроизводство» необхо­димо иметь определенные знания таких смежных дисциплин, как ботаника, физиология растений, микробиология, агрохи­мия, земледелие, мелиорация, сельскохозяйственные машины, кормление сельскохозяйственных животных.

Порядок изучения курса

Вышеуказанные вопросы изучаются вначале самостоятель­но, затем выполняется контрольная (курсовая) работа. При вызове на экзаменационную сессию студент слушает лекции, как теоретическую часть, занимается самостоятельно. Все это сопровождается лабораторно-практическими занятиями. Курс «Луговое кормопроизводство» разделен на 10 тем:

1. Биологические особенности растений сенокосов и паст­бищ.

2. Экологические особенности растений сенокосов и паст­бищ.

3. Растения сенокосов и пастбищ.

4. Растительные сообщества.

5 Естественные кормовые угодья. Их классифика­ция и распределение по природным зонам.

6. Система поверхностного улучшения природных сеноко­сов и пастбищ.

7. Система коренного улучшения природных сенокосов и

пастбищ.

8. Организация и рациональное использование пастбищ.

9. Укосное использование многолетних травостоев. Заго­товка сена и других кормов.

10. Семеноводство многолетних кормовых трав. Изучение теоретического курса сопровождается лабора­торно-практическими занятиями по следующему примерному плану-

1. Изучение основных групп растений сенокосов и паст­бищ. Бобовые, злаковые, разнотравье (по гербарию и нату­ральным экспонатам). Их биологические особенности. Кормо­вая ценность, хозяйственное значение.

2. Знакомство и изучение особенностей вредных, ядовитых растений (по гербарию).

3. Изучение семян многолетних трав. Сыпучесть и другие технологические особенности отдельных видов.

4. Порядок составления травосмесей в зависимости от ти­па почв, хозяйственного назначения, условий увлажнения. Расчет норм высева.

5. Составление схем и мероприятий по коренному и поверх­ностному улучшению, рациональному использованию естест­венных кормовых угодий применительно к зонам, агротипам. Агротехника, уход, интенсивное использование.

6. Ботанический анализ сена и его оценка, учет.

7. Составление схем организации семеноводства трав (для агрономов).

8. Составление баланса зеленых кормов на летний период.

9. Расчеты потребности в пастбищах для различных групп скота. Определение числа загонов, их площади в зависимос­ти от урожая, климатических и почвенных условий. Состав­ление пастбищеоборота, уход за пастбищами, техника выпаса скота.

10. Составление проекта организации кормовой базы для

конкретного хозяйства, своей животноводческой фермы или

района.

Кроме изучения теоретического материала, студент-заоч­ник должен ознакомиться с основными типами сенокосов и пастбищ по месту работы (районе, облас­ти) и изучить:

а) основную растительность, хозяйственную ценность, культуротехническое состояние, условия увлажнения, почвы;

б) намеченные или осуществляемые мероприятия по по­верхностному коренному улучшению низкопродуктивных лу­гов и пастбищ;

в) использование естественных и сеяных сенокосов и паст­бищ.

Кроме того, необходимо ознакомиться с материалами поч­венного, геоботанического обследования, инвентаризацией лу­гов, агропочвенными планами и картами. Изучить и проана­лизировать передовой опыт колхозов и совхозов, а также ознакомиться с научно-исследовательскими работами и дос­тижениями местных научных учреждений по кормопроизвод­ству и улучшению сенокосов и пастбищ.

Студент-заочник должен собрать 20—30 видов наиболее распространенных луговых растений, в первую очередь, зла­ковых, бобовых, а затем разнотравья и осок. Составить из них гербарий, в котором указать вид растений, тип луга, от­куда взято растение (например: заливной луг, суходол, боло­то, низинный луг и т. д.) и как используется данный участок (пастбище или сенокос); необходимо также собрать образцы основных типов сена (не более 500 г). Гербарий и образцы сена студент по приезду на сессию должен сдать на кафедру кормления с-х животных и кормопроизводства. Без пред­ставления гербария и образцов сена экзамен и зачет по луго­водству не принимаются. По курсу «Луговое кормопроизвод­ство» согласно учебному плану выполняется одна контроль­ная работа.

В случае затруднений при выполнении контрольной ра­боты следует обратиться за письменной консультацией на ка­федру кормления с.-х. животных и кормопроизводства.

Методические указания разработаны в соответствии с про­граммой по кормопроизводству.

Библиографический список

Основной

1. Практическое руководство по технологиям улучшения и использо­вания сенокосов и пастбищ лесолуговой зоны/А. И. Громов и др. М.: Госагропром, 1987.

2. Андреев Н. Г. Луговое и полевое кормопроизводство. М... Агропромиздат , 1987.

3. Андреев Н. Г. Луговедение. М.: Агропромиздат, 1985.

4. Тюльдюков В. А. Практикум по луговому кормопроизводству. М.: Агропромиздат, 1986.

Дополнительный

1. Растениеводство/Под. ред. П. П. Вавилова. М.: Агропромиздат, 1986.

2 . Смелов С. П. Теоретические основы луговодства. М.: Колос, 1966.

3. Тек А. Г. Кормопроизводство. М.: Колос,1982.

4. Справочник по кормопроизводству/М. А. Смурыгин, В. Г. Игловиков, В. А. Тащилин и др. М.: Агропромиздат, 1985.

5. Зональные учебные пособия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ