2.1 Характеристика агропромышленного комплекса Стародорожского района
Агропромышленный комплекс района представлен 14 сельскохозяйственными организациями, двумя заводами по переработке сырья - Стародорожский производственный участок открытого акционерного общества (далее - ОАО) «Слуцкий сыродельный комбинат», коммунальное производственное унитарное предприятие «Стародорожский плодоовощной завод», и одной обслуживающей организацией - ОАО «Стародорожский райагросервис». Три хозяйства, находящиеся на территории района, - общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Профитагро», ООО «Агрофирма «Фаличи» и ООО «Шапчицы-агро» - переданы в ведение организаций-инвесторов г. Минска согласно Указам Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 и от 14 июня 2004 г. № 280. Одна организация ведёт сельскохозяйственное производство на правах филиала «Подсобное сельское хозяйство «Синегово» ОАО «Стародорожский райагросервис». Юридический статус 9 хозяйств - сельскохозяйственные производственные кооперативы (далее - СПК). Одна организация функционирует в форме коммунального сельскохо-зяйственного унитарного предприятия (далее - КСУП) «Прусы». Кроме этого, на территории района расположены земли 5 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Товарное производство сельскохозяйственной продукции в районе ведётся на 48,1 тыс. га сельхозугодий, из них 28,7 тыс. га пашни (59,7 %), 19,2 тыс. га луговых угодий (40 %), 0,2 тыс. га садов (0,3 %). Бонитировочный балл кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий составляет 26,2, в том числе пашни 28,1. По механическому составу в пашне наибольший удельный вес имеют супесчаные почвы - 46 %. Песчаные почвы занимают 33 % пашни, 21 % - торфяно-болотные. Среднегодовая численность работников сельскохозяйственных организаций в 2008 г. составила 2141 человека.
Товарная продукция животноводства составляет более 86 % в совокупном объёме выручки от реализации, поэтому достигнутый уровень производства данной отрасли во многом определяет финансово-экономическое состояние сельхозорганизаций. В качестве основных факторов развития животноводства в 2009 году выступают: укрепление кормовой базы, наращивание поголовья скота, создание необходимых условий содержания животных за счёт проведения реконструкции помещений.
На зимне-стойловый период 2009-2010 гг. заготовлено 49 тыс. тонн кормовых единиц травяных кормов, или в среднем по 20,2 ц к.ед. на 1 условную голову. За 10 месяцев 2009 г. численность КРС увеличилась на 618 гол. к аналогичному периоду 2008 г., в том числе коров - на 315 гол. Телят получено в количестве 9911 гол. Вместе с тем, имеются реальные резервы в плане наращивания численности поголовья животных. Пока не на должном уровне организована работа по воспроизводству дойного стада - в расчёте на 100 коров и тёлок за 10 мес. получено по 73 телят, в то время как за аналогичный период 2008 г. - 81 голова.
Улучшение условий содержания животных на доращивании и откорме позволило обеспечить среднесуточные привесы молодняка КРС на уровне 538 грамм, в то время как за 10 мес. 2008 г. продуктивность животных составляла 520 грамм. За счёт проводимой работы по сбалансированному кормлению и улучшению условий содержания среднесуточные привесы на ремонтных тёлках достигли технологического уровня - 573 грамма.
На имеющиеся резервы экономии затрат указывает тот факт, что за 10 мес. 2009 г. в целом по сельхозорганизациям области степень окупаемости затрат выручкой составляет 71 %, а в хозяйствах района - только 66 %. По уровню производительности труда сельскохозяйственные предприятия района занимают 9 место среди 22 районов области.
3. Реализация государственных проектов и программ, стимулирующих развитие АПК
Продовольственная безопасность государства гарантируется национальными проектами и государственными программами, принятыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь и утвержденными Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь. Реализация программ, стимулирующих развитие аграрного сектора, позволит обновить социальную и производственную сферы, обеспечить условия устойчивого развития сельской территории, повысить доходы населения, престижность проживания на селе, а также улучшить демографическую ситуацию. Рассмотрим цели и задачи некоторых их них.
Развитию агропромышленного комплекса способствует реализация ряда масштабных программ. Особого внимания со стороны государства требуют проблемы развития малых городов, решить которые призвана Программа развития малых и средних городов. В ней предусматриваются ускоренное развитие строительства жилья и сферы услуг, создание новых рабочих мест. Проводиться целенаправленная политика стимулирования размещения новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств, а также расширения сферы предпринимательства, связанного с обслуживанием населения, сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственной продукции и выпуском продукции из местного сырья.
Целью Программы «Сохранение и использование мелиорированных земель на 2006 - 2010 годы» является обеспечение роста продуктивности мелиорированных земель, на которых производится более трети продукции растениеводства, повышение их устойчивости неблагоприятным погодным условиям посредством осуществления мероприятий по восстановлению и сохранению мелиоративных систем, эффективному использованию их технических возможностей. Программа ориентирована на производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, охрану почв и почвенного покрова от деградации, а водных источников от истощения и загрязнения, создание благоприятных условий для жизни и труда сельского населения, обеспечение высокорентабельного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства.
Основной целью Государственной программы «Качество» на 2007 - 2010 годы, обеспечивающей реализацию политики государства в области качества, является создание условий, способствующих созданию конкурентоспособных отечественных товаров, дальнейшему насыщению потребительского рынка качественными безопасными энергоэффективными товарами, внедрению в промышленное производство современных методов и форм управления качеством, оздоровлению окружающей среды, экономии материальных и энергетических ресурсов.
Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах утверждена Указом Президента Республики Беларусь №399 от 25.08.2005. Основная цель Государственной программы - определение мероприятий, сроков их реализации и требуемых инвестиций, позволяющих обеспечить энергетическую безопасность страны, положительную динамику обновления основных фондов, надёжное и эффективное энергоснабжение отраслей экономики и населения при соблюдении экологических требований. Реализация этой Государственной программы позволит повысить уровень энергетической безопасности Республики Беларусь и надёжность работы энергосистемы в целом; увеличить количество рабочих мест и налоговые отчисления в республиканский и местные бюджеты; увеличить объём производства и потребления местных видов топливно-энергетических ресурсов.
Подробнее остановимся на рассмотрении Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150.
3.1 Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы
Поручение о создании масштабной программы, призванной спасти деревню, вывести агропромышленный комплекс на новый уровень и сделать сельскую жизнь более привлекательной, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко дал в сентябре 2003 года. Сельские регионы занимают около 90% территории страны. В них проживает около 30% населения. Именно сельские жители обеспечивают продовольственную безопасность нашего государства. Кроме того, село -- источник и хранитель национальных традиций, белорусского языка, фольклора, народного творчества. Сохранить и развить этот источник -- важная государственная задача.
Основными задачами Программы являются: возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечение условий для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства; повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе; обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.
Система мероприятий, представленная в программе, состоит из двух разделов - социального и производственного.
Проводниками социальных стандартов на селе определены агрогородки. На их основе предполагается устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, направленное на формирование необходимых условий для жизни населения. В течение 2005-2010 годов предусмотрено создание 1 481 агрогородка.
В производственной сфере достижение к 2010 году запланированных объемов сельскохозяйственного производства и его рентабельности в 18-20% базируется на тринадцати приоритетных направлениях. Среди них: совершенствование специализации сельскохозяйственного производства, технико-технологическое переоснащение отрасли, повышение продуктивности мелиорированных земель, развитие перерабатывающей промышленности, совершенствование организационно-экономической структуры АПК, совершенствование профессиональной подготовки кадров, повышение плодородия почв, развитие растениеводства и животноводства.
Программа отличается также значительными объемами финансирования. На возрождение и развитие села планируется выделить 69,8 трлн. рублей. Государственное ежегодное вложение средств только в АПК возрастет в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом.
Как подчеркнул накануне Глава государства на совещании по проекту Государственной программы возрождения и развития села, во главу угла должен быть поставлен человек с его заботами и нуждами, а социальный аспект станет приоритетным при реализации документа.
3.1.1 Информация о выполнении районной Программы возрождения и развития села в Стародорожском районе
Во исполнение Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы в Стародорожском районе разработана и утверждена решением сессии районного Совета депутатов от 24 декабря 2004 года № 88 районная Программа социально-экономического развития и возрождения села Стародорожского района на 2005-2010 годы (далее - Программа).
По итогам реализации основных положений Программы за 5 лет район справился с установленными параметрами производства молока - 253,2 тыс. тонн при задании 226,7 тыс. тонн (или 111,7 %), реализации мяса - 25,8 тыс. тонн при задании 23,3 тыс. тонн (110,6 %), выращивания овощей - соответственно 64,0 тыс. тонн и 36,0 тыс. тонн (177,7 %), возделывания рапса - 11,2 тыс. тонн при задании 7,5 тыс. тонн (148,7 %). Вместе с тем, не в полном объёме район справился с производством зерна и картофеля, выполнение программных параметров по которым составило соответственно 92,7 % и 88,8 %.
По ожидаемым итогам работы за 2009 год уровень производства сельскохозяйственной продукции в общественном секторе возрастёт по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 105 %. Продукции растениеводства будет произведено на сумму 36,7 млрд. руб., или 102 % к прошлогоднему. Стоимость продукции животноводства в сопоставимых ценах составит 53,7 млрд. руб., что выше показателя 2008 г. на 107,2 %.
Сельхозпредприятиями проводилась работа по оптимизации структуры посевных площадей, внедрению современных технологий обработки почвы и ухода за культурами. В результате в аграрном секторе сформирована система севооборотов, обеспечивающая достаточную кормовую базу животноводства и получение товарной продукции. В соответствии с мероприятиями, в 2009 году под кукурузу было отведено 9,8 тыс. га, что позволило заготовить 135,9 тыс. тонн силоса и намолотить 5,7 тыс. тонн зерна кукурузы. От выращивания рапса на запланированной площади сельхозорганизации получили свыше 2,3 млрд. руб. выручки. Картофель и лён возделывались на площадях, предусмотренных мероприятиями. При этом уборка льна была полностью механизирована. С целью увеличения выхода зелёной массы было дополнительно введено в оборот 2,2 тыс. га малопродуктивных луговых угодий, на которых высевались однолетние травы. Кроме того, на площади свыше 1,8 тыс. га пашни произведены подсев многолетних трав и закладка многокомпонентных пастбищ. Более чем на половине посевных площадей полевые работы были проведены с использованием комбинированных широкозахватных агрегатов, а также агрегатов, совмещающих подготовку почвы и посев. Благодаря этому весенний и осенний сев были проведены в оптимальные сроки и с надлежащим качеством.
Сельхозорганизации лучше сработали в плане поддержания плодородия почвы. Агромелиоративные мероприятия и реконструкция мелиоративных систем проведены на всей запланированной площади - соответственно 339 га и 355 га. Произвестковано 2,9 тыс. га кислых почв при установленных в Программе 2,8 тыс. га. Органических удобрений внесено в объёме 375 тыс. тонн. что на 60 тыс. т превышает показатель предыдущего года. Хозяйствами района закуплены комплексные микроудобрения и средства защиты растений в объёмах, определённых мероприятиями. Только по минеральным тукам не обеспечены предусмотренные Программой параметры - вместо 11,8 тыс. т д.в. внесено 8,7 тыс. т д.в.
В связи с увеличением поголовья крупного рогатого скота и необходимостью создания надлежащих условий для их содержания в 2009 г. хозяйствами района проведены реконструкция и техническое переоснащение 14 животноводческих помещений. Дальнейшее наращивание производства сельскохозяйственной продукции сопряжено с освоением прогрессивных технологий на основе применения высокопроизводительной техники. В 2009 г. хозяйствами за счёт различных источников приобретено 117 единиц техники.
Реализация мероприятий Программы возрождения непосредственно зависит от уровня профессиональной подготовки и качественного состава кадрового потенциала. В этой связи в текущем году прошли повышение квалификации на базе Белорусского государственного аграрно-технического университета 10 специалистов и руководителей организаций АПК района.
Одно из основных направлений реализации Программы возрождения - обустройство производственно-социальных объектов агрогородков. За 5 лет в 13 введенных агрогородках за счёт различных источников на эти цели использовано свыше 32 миллиардов рублей. За счёт бюджетных средств приобретено оборудование для молочно-товарных ферм (молокопроводы, охладители молока, транспортёры, кормораздатчики, прицепы). На асфальтирование территорий мехдворов, ферм, зернотоков затрачено более 3,5 млрд. руб.
В плане создания надлежащих социально-бытовых условий и улучшения качества жизни сельского населения в районе реализуется комплекс мер по жилищному строительству, расширению сферы бытовых услуг, развитию сетей коммуникации и объектов инженерной инфраструктуры. Начиная с 2005 г. в сельскохозяйственных предприятиях возведено 246 новых жилых дома, проведена реконструкция 63 квартир. За 2005-2009 годы в сельских населённых пунктах отремонтировано 84 км дорог, на укладку твёрдого покрытия израсходовано 4,2 млрд. руб. денежных средств. Общая протяжённость Сети водоснабжения в агрогородках 2009 г. составила 7,3 км.
В течение 5 лет районным узлом электрической связи выполнена значительная работа по телефонизации сельского населения: сеть связи в населённых пунктах зоны действия АТС расширена до 1209 номеров. В 2009 году количество абонентов увеличилось до 1360 человек.
Бытовое обслуживание сельского населения осуществляется через 11 комплексных приёмных пунктов (далее - КПП). На текущий ремонт КПП во вводимых агрогородках израсходовано 54 млн. руб. В настоящее время на комплексных приёмных пунктах имеются современные рабочие места приёмщика, парикмахера, специалистов по ремонту швейных изделий и бытовой техники. Согласно графикам организовано выездное обслуживание жителей отдаленных деревень, входящих в зону обслуживания КПП.
Таким образом, по преимущественному большинству позиций Программы возрождения и развития села за 2008 год отмечается выполнение утверждённых производственных показателей и мероприятий в социально-бытовой сфере.
- §15. Региональная и аграрная политика
- 23. Аграрная реформа 1861 г. В Беларуси.
- Аграрная политика оккупантов
- 28. Аграрная политика Республики Беларусь на современном этапе и механизм ее реализации.
- 28. Аграрная политика рб на современном этапе и механизм ее реализации.
- 51. Аграрная политика рб на современном этапе и механизм ее реализации.
- Аграрная политика
- Аграрная политика рб (тетр.)
- Цели, задачи и экономический механизм аграрной политики
- Тема 3. «Аграрная политика государства»