3. Государственной политики в отношении АПК России
Возникает вопрос, следовало ли изменять сложившуюся в пре-дыдущий период административно-хозяйственную систему, если аг-рарные преобразования ее привели к спаду производства?
Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяй-ство России было затратным, в основном экстенсивным и разру-шительным для природной среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увели-чивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в какие сроки.
В условиях современного развала аграрного сектора и нестабиль-ной политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, встает задача существенного изменения страте-гии и тактики аграрной реформы. Речь идет об усилении государствен-ного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства, с проблема-ми саморегулирования на микроуровне. Приоритет следует отдавать гос-регулированию, создающему условия для адаптации товаропроизводи-телей к рынку, обеспечивая как эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным продовольствием.
Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь идет, прежде всего, о государ-ственном протекционизме при реализации крупных комплексных эко-номических и социальных программ, прямой государственной бюд-жетной поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.
Одной из неотложных задач на макроуровне должна стать раз-работка программы "Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную основу и финансируемой из федерального бюдже-та. На региональном уровне программный подход следует использовать при формировании объединений типа МТС, лизинговых фондов, кооперативных объединений и др. Аграрный протекционизм надо применять для ликвидации диспаритета цен, ослабления монополизма, для защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей от нерегу-лируемого импорта. Помимо этого важно использовать кооперацион-ные и интеграционные возможности предприятий аграрной сферы.
Целесообразно введение защищенного бюджетного финансиро-вания НИИ и опытно-производственных хозяйств, определяющих развитие биотехнологии, генной инженерии, выведение новых сортов и пород животных.
Важнейшим принципом государственного регулирования на пере-ходном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производ-ства. На начальном этапе рыночных реформ правительство пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет цен привел к тяже-лым финансовым последствиям для большинства сельских товаро-производителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйствен-ное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Тем-пы роста цен и тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Для восстановления паритета цен важны определение реальных затрат основной массы сельских товаропроизводителей при форми-ровании закупочных цен и обеспечение их возмещения в ходе последующего товарообмена, осуществление жесткого контроля за форми-рованием цен также для предприятий, производящих и реализующих материально-технические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный фонд государственной компенсации за счет бюджетных отчислений и налога на предприятия-монополисты.
Следует учитывать, что поддержка сельскохозяйственных произ-водителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в це-лом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практиче-ски все страны.
Для обеспечения выгодности обмена требуется совершенствование таких экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности сель-ского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть рассчи-тано на весь период производства (например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев). Долго-срочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние годы, по сути, прекращено краткосрочное креди-тование за счет ресурсов Центрального банка, ужесточены условия полу-чения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых гарантий.
В сложившейся ситуации целесообразно использовать кредитова-ние села на основе специальной кредитной линии, открытой под 1/3 учетной ставки Центрального банка. По мнению специалистов банка "СБС-Агро", затраты государства при этом были бы меньше, чем на вынужденную пролонгацию кредитов и их систематическое списание.
В государственном регулировании нуждается и реализация про-дукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконкурентоспособностью, высокой себе-стоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной мар-кетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения про-блема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет одно-значного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продо-вольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.
Для производителей продукции следует определять объем реги-ональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет дол-жен заключаться договор, в котором устанавливаются гарантирован-ные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыноч-ных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.
Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции необходимо ввести дотации. Дело в том, что ни увеличение таможенных пошлин, ни установление квот не окажут существенного влияния на ограничение импорта и рост объемов внутреннего производства. Как известно, зарубежный импорт в значительной мере дотируется стра-ной-производителем, и "захват" нашего рынка нередко идет за счет установления демпинговых цен ниже розничных цен отечественной продукции. Дотации производителям отечественной продукции по-зволят им реально конкурировать с импортной продукцией. Кроме того, вся сумма таможенных платежей, связанная с импортом, долж-на переводиться в специальный фонд поддержки предприятий АПК.
На базе региональной продовольственной корпорации или ка-кой-либо другой системы должны концентрироваться денежные и ма-териально-технические ресурсы, позволяющие заготовителям креди-товать проведение посевных и уборочных работ под конечную про-дукцию, оцениваемую по рыночным ценам. Одновременно корпора-ция будет гарантировать и закупку излишков продукции по рыночным ценам. Государство тем самым может получить продукцию в объеме, обеспечивающем внутренние потребности страны, регулиру-ющем уровень рыночных цен и создающем возможности для широко-го выхода на внешний рынок.
Одна из серьезных проблем сельскохозяйственного производства, как и всей экономики, - резкое снижение объема инвестиций. Низкая рентабельность отраслей АПК в целом, закредитованность и постоян-ный недостаток собственных оборотных средств, а также отсутствие ликвидного залогового имущества делают его отрасли неперспектив-ными для капитальных вложений, а, следовательно, обрекают их на стагнацию. Снижение инвестиционной активности ведет к физичес-кому и моральному старению основных фондов, износ которых по отдельным отраслям АПК составляет от 50 до 70%.
Наряду с недостатком средств надо отметить и тот факт, что банковская система и рыночная инфраструктура не имеют отработанно-го механизма по точечному, наиболее эффективному концентрирован-ному использованию инвестиционных ресурсов. Необходим переход и к дифференцированной политике использования государственных дотаций и инвестиций с учетом конкретных условий и целесообразности поддержки того или иного предприятия. Инвестиции для формиро-вания производственной и социальной инфраструктуры и обеспечения экологической безопасности следует осуществлять (на данном этапе развития) за счет средств федерального и региональных бюджетов, привлечения лизинговых компаний и других коммерческих структур к финансированию долгосрочных проектов АПК, сбережений населе-ния, иностранных инвестиций и др. Привлечение инвестиций в реги-оны, в том числе и зарубежных, возможно только при очень надежных гарантиях Центрального банка или Минфина РФ под матери-альные ценности - основные фонды, землю, полезные ископаемые.
Одним из вариантов улучшения финансирования сельского хозяй-ства может стать возрождение в широком плане сельской кредитной кооперации. Кооперативы могут объединять собственные средства, свободные средства сельского населения, а также жителей малых горо-дов. Но здесь на первых порах со стороны государства должна быть оказана конкретная помощь в виде льготных банковских кредитов.
Наряду с мероприятиями по усилению госрегулирования сельско-го хозяйства необходима активизация роли государства в регулиро-вании деятельности предприятий пищевой и перерабатывающей про-мышленности. Сокращение инвестиций и тяжелое финансовое положение большинства предприятий привели к тому, что ежегодное обновление основных фондов в пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает 3-4%. Это в несколько раз ниже необходимого. Следова-тельно, требуется приток инвестиций для технического перевооружения отрасли и в некоторых случаях - нового строительства предприятий. Актуальность такого подхода вызвана еще и тем, что населению в пере-работанном виде реализуется лишь 1/3 произведенной продукции, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 90%. Только за счет сокращения потерь и углубления переработки сырья можно увели-чить производство продуктов питания в стране на 25-30%.
Инвестиции в пищевую промышленность, как и в сельское хо-зяйство, - стратегическое направление для цивилизованного вхожде-ния в рынок. Важно, чтобы инвестиции в отрасли использовались на модернизацию и строительство на базе новейших достижений науч-но-технического прогресса. Для этого необходимо, во-первых, выде-ление финансирования пищевых и перерабатывающих предприятий отдельной защищенной строкой в бюджете, во-вторых, широкое при-влечение банковского капитала под залог акций и имущества.
Одним из внутренних источников повышения эффективности АПК, которые должны быть включены в сферу госрегулирования, выступает развитие кооперации и интеграции по горизонтали и вер-тикали, причем в зависимости от субъектов хозяйствования могут использоваться различные их формы:
- кооперирование на уровне первичного хозяйственного звена, объединение крестьян и фермеров по производству и переработке продукции, формирование кооперативов на базе ЛПХ и интеграция их с общественными хозяйствами;
- межхозяйственное кооперирование объединений по всем тех-нологическим стадиям, включая переработку и реализацию продук-ции на базе хозяйства-интегратора;
- кооперирование на уровне административного района путем объединения всего ресурсного потенциала для выпуска конечной продукции;
- создание межрайонных агропромышленных ассоциаций по про-изводству, например, сахара на базе хозяйств сырьевых зон, и дру-гой продукции.
Для выхода из кризис-ного состояния в социальной сфере села требуется комплексный подход, предусматривающий систему целенаправленных мер на фе-деральном и местном уровнях по льготному кредитованию и нало-гообложению сельского жилищного и культурно-бытового строи-тельства, государственной поддержке предприятий и организаций потребительской кооперации и бытового обслуживания, развитию малого предпринимательства в социальной сфере и т. д.
Преодоление отставания и кризисных явлений в жизни села требует бюджетных средств (федерального и местных бюджетов). Без них не обойтись. Это показывает и опыт других стран, где социальное развитие сельской местности осуществляется в значи-тельной мере за счет государственных средств.
Для ликвидации отставания в развитии сельской социальной сферы необходимо перераспределение в пользу села бюджетных средств, направляемых на развитие социальной сферы; привлечение средств городских хозяйственных субъектов и горожан, использую-щих сельский природный и инфраструктурный потенциал; расши-рение выпуска органами местного самоуправления коммунальных облигаций (займов) и др.
Для аккумуляции и последующего распределения средств, на-правляемых на развитие социальной сферы села и инженерное обустройство сельских территорий по различным каналам, а также в целях обеспечения контроля, оперативного управления и эффек-тивного использования этих средств следует создать целевые феде-ральный и местные фонды социального развития села.
В условиях продолжающегося спада сельскохозяйственного про-изводства и возрастающей в связи с этим на селе безработицы важное значение приобретает развитие на селе малого предприни-мательства как в сфере производства, так и в сфере услуг. Эта деятельность обеспечивает сельскому населению повышение занято-сти и расширение ее видов, снижение сезонности производства, способствует росту доходов и благосостояния сельских жителей, более полному использованию местных ресурсов. Возрождению сельских промыслов, расширению предпринимательской деятельно-сти на селе благоприятствует относительная дешевизна рабочей си-лы, земли и помещений.
В этом отношении весьма поучителен опыт Китая, в относи-тельно короткие сроки развившего мелкую промышленность в сельской местности (так называемые волостные и поселковые предприятия), которая ныне занимает большое место в экономике этой страны. В 1997 г. на долю сельской промышленности в мас-штабах страны приходилось: 1/4 валового внутреннего продукта, 3/5 добавленной стоимости общественного продукта села, 1/2 до-бавленной стоимости промышленной продукции, 1/4 финансовых доходов, 1/3 валютных доходов от экспорта и треть доходов крестьян. На предприятиях сельской промышленности Китая в настоя-щее время работает более 130 млн. крестьян (т.е. половина избы-точной сельскохозяйственной рабочей силы деревни). Весьма важ-ным при этом является то, что стоимость создания одного рабоче-го места на предприятиях сельской промышленности, по расчетам китайских специалистов, обходится в четыре раза дешевле, чем на государственных. Главное -- развитие этой промышленности финан-сируется в основном не за счет бюджетных ассигнований, а за счет капиталовложений организаций деревенской коллективной эко-номики (т.е. внебюджетных средств) или крестьян.
Для нашей страны с весьма продолжительной зимой, т.е. пе-риодом сельскохозяйственного межсезонья, большое значение имело бы восстановление промысловой кооперации, развитие которой бы-ло прервано в 50-х годах, сельского туризма и других форм обес-печения полной занятости и получения селянами дополнительных доходов.
Процесс реформирования, безусловно, предполагает изменения в законодательной базе по мере перехода от одного этапа рефор-мы к другому. Однако нынешняя непоследовательность законополо-жений лишает аграрное законодательство необходимой определен-ности и стабильности, что ведет к правовому нигилизму.
В этой связи представляется необходимым наряду с разработ-кой новых нормативно-правовых документов в ближайшее время осуществить инвентаризацию аграрного законодательства, устранив в нем противоречивые нормы (следствие постепенного отказа от идеологических догм), неопределенность и половинчатость (следст-вие компромиссов между отдельными звеньями власти, прежде всего между парламентом и правительством), а также обеспечить относительную устойчивость законов и контроль за их исполнени-ем. Должны быть ускорены подготовка и принятие базовых зако-нопроектов, определяющих ход аграрного реформирования.
- § 3. Правовое регулирование управления агропромышленным комплексом Российской Федерации
- Завтра, завтра — не сегодня
- Агропромышленный комплекс
- 6. Агропромышленный комплекс
- Агропромышленный комплекс
- 69. Управление агропромышленным комплексом.
- 28. Управление агропромышленным комплексом
- Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса