1.3 Переломы политических эпох как базовая основа для аграрных революций
Как уже отмечалось, развитию стран и народов присущи разного рода глубокие изменения, среди которых особое место занимают наиболее радикальные из них - крутые повороты (переломы), способные не только придать ему нетрадиционные черты и особенности (как в результате эволюционных процессов и разного рода реформ), но и изменить всю дальнейшую судьбу стран и их народов. В наиболее общем контексте (в том числе с учетом соответствующей истории Украины) есть основания вести речь об этих переломах не только и даже не столько в их общепринятом понимании - как о резких изменениях в направлении или развитии чего-либо, сколько как об общественно-политических явлениях революционной сущности. Ломая политическую систему государства и соответствующее ей общественное устройство (строй), они вызывают к жизни и открывают простор для формирования в стране концептуально иной политической системы, которая бы формировала соответствующее ее интересам общественное устройство (строй). Два таких перелома, повторим еще раз, произошли в Украине в XX в. Один из них, с порожденными им политической системой, общественным устройством (строем), социальными, производственными и другими отношениями, в том же веке успел навсегда отойти в прошлое. За ним в силу исторически известных объективных причин наступил другой перелом, который, со всеми обусловленными им последствиями, перешел в третье тысячелетие. Определяющим среди этих последствий является формирование в государстве новой политической системы, с соответствующим ей общественным устройством (строем), наиболее общие черты которого пока только обозначаются.
Независимо от того, каким образом происходили политические переломы (насильственным в виде политического переворота или вследствие объективно исторического развития), оба они по своим сущности и стратегически-целевому назначению были революционными: прежде всего, потому, что осуществленное ими во всей полноте согласовывается с пониманием революции как коренного переворота в жизни обществ, который, в свою очередь, влечет за собой ликвидацию отжившего общественного строя (устройства) и утверждение нового, прогрессивного.
В силу политической сущности переломов, в результате которых прекращали существование и уходили в вечность неестественные, чуждые для Украины политические эпохи, в которых ей отводилось место своеобразного политического и экономического вассала, в данном случае эти крутые повороты в отечественной истории расцениваются как переломы политических эпох, которые имели четко обозначенное политическое содержание и соответствующие стратегически-целевые задачи, а проявлением и последействием которых становились коренные изменения всей дальнейшей не только политической, но и социальной и экономической судеб страны и сущих в ней граждан.
Еще одним моментом, идентичным для обоих политических переломов, стало то, что их всеохватность с самого начала сопровождалась глубокими изменениями не только в стране в целом, но и (как и следовало ожидать) во всех без исключения ее производственных сферах, в том числе в сельскохозяйственном производстве и на селе. В обоих случаях реальность заключалась и заключается в том, что именно сельскохозяйственная сфера и сельский сектор, с их социальной первоосновой - крестьянством, ощущали эти изменения на себе особенно тяжело - прежде всего, в части не зависящих от них и никогда ранее не виданных экономических, социальных и гуманитарных разрушений и потерь (в том числе невозобновимых).
Абстрагируясь от общественной сущности и целевого назначения политических переломов, а также сосредоточиваясь исключительно на том, что происходило вследствие их в сельском хозяйстве, имеем основания для вывода о том, что политические переломы становились базовой основой для аграрных революций. Они знаменовали собой перевод сельскохозяйственного производства на концептуально иные, не традиционные для него, принципы развития, вследствие чего ставили крестьян в чрезмерно сложные, вплоть до угрожающих, условия. В первом случае политические обещания, дававшиеся крестьянам, и связанные с ними крестьянские ожидания лучшего не только не оправдались, но и по своим сущности, механизмам осуществления и (что важнее всего) социально-экономической результативности оказались последовательно антикрестьянскими. Так же пока не оправдывают своего стратегически-целевого назначения объективно обнадеживающие изменения в сельском хозяйстве и на селе постсоветского происхождения.
Нам не известны публикации, в которых бы категория "аграрная революция" использовалась применительно к Украине. Но и в этих обстоятельствах мы не претендуем на то, что впервые вводит категорию "аграрная революция" в научный оборот, поскольку приоритет в этом отношении, вне всякого сомнения, принадлежит выдающемуся экономисту-аграрнику, академику П. Першину. Им выполнены фундаментальные исследования развития сельского хозяйства в царской России во второй половине XIX в. и в первые годы после политического переворота 1917 г., на основе которых в 1966 г. издана двухтомная монография "Аграрная революция в России". В силу пребывания нашей страны в исследуемый период в составе России, оправданно полагать, что то была одновременно первая аграрная революция в Украине. Приняв это, логично рассматривать современные (постсоветские) радикальные аграрные преобразования второй аграрной революцией в Украине.
Под аграрной революцией при этом понимается исторически обусловленное общественно-политическое явление, стратегически-целевой задачей и конечным результатом которого выступает преодоление действующего в стране аграрного строя (устройства), который отжил (отживает) и становится (стал) тормозом для развития прогрессивных процессов в сельском хозяйстве и на селе, с целью формирования вместо него аграрного строя (устройства), который бы по своим содержанию, формам и механизмам открывал простор для эффективного развития сельского хозяйства, повышения его общественной и социально-экономической результативности, создания объективно необходимых условий для проживания и работы занятых в отрасли, формирования на селе более привлекательного образа жизни. Соответственно, аграрная революция в наиболее общем понимании призвана выполнить триединую стратегически-целевую функцию, с ее общественными, социально-экономическими и производственно-хозяйственными составляющими. Реализация такой функции возможна лишь при условии всесторонней научно-прикладной разработки и обеспечения эффективного практического проявления потенциала каждой из этих составляющих в процессе ее развития.
В силу такого понимания аграрной революции ее можно расценивать также как многоцелевую и полифункциональную систему типа "акт - процесс". Первая ее составляющая является отражением того, что революция как общественно-правовой акт произошла, а вторая - охватывает характер, глубину и результативность ее развития.
Мы готовы к тому, что нетрадиционная идея о двух аграрных революциях, пережитых нашей страной за последние 90 с лишним лет, может оказаться неприемлемой или дискуссионной. И все же, как кажется, такую идею оправданно считать достаточно мотивированной.
Во-первых, аграрная революция 1917 г. во всей своей полноте имеет основания быть спроецированной на аграрный сектор экономики Украины, в том числе потому, что ему выпали все без исключения тяготы той революции. Более того, как известно, на нашу страну они во многих случаях падали в особо "революционных" формах и масштабах, с соответствующими последствиями.
Во-вторых, вследствие обеих аграрных революций в Украине были нарушены действующие во время их проведения аграрные устройства (строи), которые уже отживали, с последующим формированием вместо них аграрных укладов концептуально иной, потенциально более эффективной общественной и социально-экономической сущности. При этом ситуация не меняется в связи с тем, что колхозно-совхозный строй (устройство), сформированный вследствие первой аграрной революции, оказался не способен удовлетворить интересы села и крестьянства, как и в связи с тем, что аграрный строй (устройство) постсоветского типа пока тоже далек от того, каким он должен был быть.
Безотносительно к тому, будет или не будет воспринята идея исследования аграрных революций в Украине, оправданно было бы в общественно-политических, социально-экономических и всех остальных соответствующих этому интересах осознанно, целенаправленно, системно и умело переориентироваться на переход от рассмотрения осуществляемых в сельском хозяйстве и на селе аграрных реформирований в их устоявшемся понимании к рассмотрению их как последовательно революционных (в самом современном понимании этой категории) преобразований, с соответствующими организацией и обеспечением необходимой результативности от них. Псевдосоциалистический характер революции в царской России не только сделал ее системно вредной и губительной, но и оправданно вызвал критическое отношение к категории "революция". Следовательно, когда в данном случае обращается внимание на придание аграрным преобразованиям революционной сущности, то это означает: поскольку принципы, заложенные в действующие аграрные реформирования, пока не оправдали себя, то на их место по возможности быстрее и надежнее должны прийти принципы и механизмы последовательно глубоко преобразовательной и реально созидательной сущности, а также соответствующей этому общественной, социально-экономической и социально-психологической результативности. Это будет не краткосрочный (собственно революционный) акт, а растянутый во времени период выведения развития аграрной революции на многократно более совершенный и более результативный уровень.
В силу большой совокупности объективных и субъективных причин осуществить это будет нелегко. Но иного пути нет. Если не встать на него безотлагательно, то очень быстро будет окончательно поздно. Поля будут засеваться, постепенно будут вставать на ноги животноводческие отрасли, а социальный коллапс сельских поселений (в том числе вследствие их отмирания) будет ускоряться и углубляться. Уже теперь во многих селах работают неофициальные мигранты, с соответствующими им, но чуждыми для наших крестьян и других сельских жителей, духовностью, религией и менталитетом. Как следствие, доля украинского крестьянства еще больше и быстрее будет сокращаться, а возможности его трудоустройства будут уменьшаться еще быстрее. Грустно, досадно делать подобные прогнозы и писать об этом. Но подобные тенденции все активнее заявляют о себе, быстро материализуются и становятся реальностью.
В подтверждение этому достаточно ссылки на одно недавнее интернет-издание. Оно допускает, что уже в ближайшее время понятие "фермер" в нашей стране может стать синонимом понятия "китаец". На это, в частности, направлена государственная программа, которая разработана Министерством сельского хозяйства КНР и которой китайские компании поощряются скупать и арендовать земли за рубежом. Органы власти Китая, в силу мировых тенденций к повышению цен на продовольствие, планируют расширить свои сельскохозяйственные угодья за счет других стран. Их можно понять. Ведь Китай владеет лишь 9% мировых площадей земель сельскохозяйственного назначения, на которых работают 40% общей численности крестьян планеты. Указанная программа спроецирована не только на Украину, она имеет намного более широкую, своеобразно глобальную цель. Не исключено, что при этом далеко не последнее место отводится землям Украины. За примерами далеко идти не нужно: уже сегодня в ряде сельскохозяйственных предприятий, в частности, Кировоградской области работают преимущественно китайцы. Пока в качестве наемных работников.
Но это не отдельный пример развития "оффшорного" земледелия. Как оказывается, уже не первый год ведутся переговоры (в том числе на высоком государственном уровне) Украины с Ливией об аренде наших земель сельскохозяйственного назначения. В частности, еще в 2003 г. по результатам визита Президента Украины Л. Кучмы было заявлено о намерениях создания с этим государством СП по выращиванию, хранению и транспортировке зерновых, а также, в несколько иной плоскости, - об аренде Ливией украинских земель сельскохозяйственного назначения в обмен на участие Украины в ливийских строительных и газовых контрактах. Как сообщали СМИ, договоренность по этому поводу была достигнута во время последней, прошлогодней поездки Президента Украины в Джамахирию. Соответствующие процессы ускоренно распространяются, углубляются, обретают новые формы. Кроме массовой аренды земли иностранными инвесторами, активизируются процессы выкупа иностранными гражданами корпоративных прав на землю, с последующим созданием на ней предприятий, разного рода товариществ и др.
Еще рано предполагать, как в дальнейшем будут развиваться события в этом отношении. Но желающих на украинские земли всегда было достаточно. А пока стоит всем вместе поразмыслить хотя бы над таким вопросом: неужели государству с одним из наиболее мощных в мире хлеборобским потенциалом (человеческим, земельным, природно-климатическим) и крестьянством, высокоответственным перед исторически обусловленной миссией быть кормильцем, выгоднее передать выпестованную им же землю в чуждые для нее руки, чем создать для своих, украинских, крестьян условия, в которых они будут охотно работать на принадлежащей им земле? Есть достаточно оснований предвидеть единогласный отрицательный ответ. Как кажется, наиболее мощным в нем должен стать голос науки, в первую очередь - экономической, с ее аграрной составляющей.
- Введение
- 1. Аграрные революции в украине в контексте переломов политических эпох: истоки и сущность
- 1.1 Вступительные замечания
- 1.2 Соотношение эволюционного и революционного в развитии сельского хозяйства
- 1.3 Переломы политических эпох как базовая основа для аграрных революций
- 1.4 Наиболее существенные черты и особенности политических переломов и аграрных революций в Украине
- 1.5 Наиболее существенные черты и особенности политических переломов и соответствующих им аграрных революций в Украине
- Выводы
- Тема 9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени (10 ч.).
- 3.4. История политических идей в Украине
- Иван III — Государь всея Руси. Политический и социальный строй. Роль церкви и религии
- 6. Развитие политической мысли в Украине
- 30. Украина в революции 1905-1907гг.
- Истоки социально-политических учений в Украине
- Вопрос 60. Политическая модернизация: сущность, основные этапы