Социальное облегчение в семье-стае
Взаимодействуя с собакой, хозяин формирует ее отношение к окружающему. Обычно подкрепление в классическом понимании здесь не применяется: своим поведением хозяин дает собаке понять, как надо относиться к тем или иным предметам и явлениям, как реагировать на собак, гостей, прохожих и т. д.
Очень многое зависит от взаимоотношений собаки и ее хозяина-воспитателя: чем они теснее и дружественнее, тем значимее поступки хозяина, «родителя», «дядьки» для щенка, тем охотнее он ему подражает. Четко подмечено, что, каков человек, такова и его собака, здесь дело прежде всего не в некоем физическом сходстве, но в похожести манер, привычек. Любимому хозяину собака действительно подражает, в чем может. Если он спокоен, уверен в себе, держится с окружающими ровно, то и собака его с определенной поправкой на специфику породы будет вести себя так же: не может быть у нервозного владельца флегматичной собаки, у такого и сенбернар в конечном итоге станет истериком.
Мы вовсе не приравниваем создание контакта к формированию полной зависимости собаки или заласкиванием ее сверх всякой меры. Обращаться с собакой нужно сообразно ее породе и возрасту, при этом не ломая в корне собственные привычки, но бережно вводя растущую собаку в жизнь семьи. Добиваются этого самыми разными способами. Главное, чтобы собаке, даже в самом раннем возрасте, были понятны требования владельца и чтобы она ощущала его интерес и благожелательность.
Отношения с собакой строят, демонстрируя ей, что она ценна и интересна для ее друга-человека. Одновременно животному дают понять, что, как правило, интересы человека, его привычки являются приоритетными. Это совершенно биологично: в стае в подобном положении находится доминант, союз с которым для младших животных весьма привлекателен. Только сформировав союзнические отношения, наладив социальный контакт, а не только удовлетворяя потребности в еде и питье, можно по-настоящему воспитывать собаку.
Совсем не редкость случай, когда владелец не смог добиться взаимопонимания, контакта и собака лишь терпит его общество, как терпела бы в стае неинтересного соплеменника: живет рядом, и ладно… Хозяин об отсутствии контакта может и не догадываться, списывая все на самостоятельность, «независимость», «волчий норов» и прочие почерпнутые из фольклора благоглупости. Скорее всего, он – человек малонаблюдательный и нечуткий, предпочитающий выдумывать объяснения вместо поиска решения, – ведь собака по своей воле от контакта не уклоняется, ей он очень нужен.
Кратко повторим, какие формы обучения наиболее применимы на практике и как они соотносятся между собой.
Воспитание – повседневный процесс формирования желательного поведения. Классическое подкрепление используется редко. Формируются взаимоотношения лояльного союза, партнерства, где хозяин, безусловно, старший, уважаемый и обожаемый партнер. Направляя поведение собаки, объясняя, какие ее действия приветствуются или просто допускаются, а какие нежелательны, возможно, нетерпимы, у собаки создают определенные привычки, манеру поведения. Одновременно формируют картину мировосприятия с позиций: «наша стая» в такой ситуации поступает так, стараясь максимально распространить круг понятий, знакомых собаке. При воспитании используется в основном ассоциативное обучение.
Очень большое значение имеет обучение путем подражания.
Обучение, в узком смысле этого слова, входит частично в процесс воспитания, поскольку для управления поведением собаки владельцу необходимо приобрести некие рычаги, позволяющие это делать: необходимо обучение навыкам, выполняемым по команде.
Научение подразумевает формирование у собаки целостной картины мира, вычленение причинно-следственных связей, создание ассоциативных рядов, ключевых понятий и умение их выделять в самой сложной обстановке.
В ходе обучения в узком значении вырабатываются в основном инструментальные и условные рефлексы второго рода, обучение в широком смысле слова (научение) включает такие сложные процессы, как инсайт или рассудочную деятельность.
Дрессировка является завершающей фазой научения. В ходе ее известный уже навык закрепляется в форме динамического стереотипа.
- Союз человека и собаки
- Некоторые биологические особенности собаки
- Факторы, обеспечившие возможность заключения союза человека и собаки
- Моно– или полифилия?
- Пути заключения союзов Путь территориального союзника
- Путь охотника
- Что такое поведение
- Бихевиоризм
- Этология
- Зоопсихология
- Физиология высшей нервной деятельности необходимые понятия
- Безусловные рефлексы
- Условные рефлексы
- Возбуждение и торможение
- Срывы высшей нервной деятельности
- Представление о типах высшей нервной деятельности
- Сила нервных процессов
- Уравновешенность процессов возбуждения и торможения
- Подвижность нервных процессов
- Слабый и сильный типы внд
- Практическое использование типологии
- Проверки поведения
- Проверка силы нервной системы
- Реакция на громкий звук
- Лобовая атака
- Подвижность процессов возбуждения и торможения
- Уравновешенность
- Обучаемость
- Ранние проверки поведения
- Рассудочная деятельность животных
- Модель поведенческого акта
- Компоненты поведения
- Необходимые термины
- Обучение
- Методы обучения Традиционный
- Проб и ошибок
- Подражательный
- Нежелательные стереотипы
- Рассудочная деятельность и дрессировка
- Подкрепление
- Отрицательное подкрепление
- Наказание
- Положительное подкрепление
- Дрессировка
- Команда
- Несколько дополнительных замечаний
- Формирование мировосприятия
- Классификация явлений
- Социальное облегчение в семье-стае
- Основные поведенческие характеристики собаки, значимые для владельца
- Половой диморфизм поведения
- Слагаемые поведенческого портрета
- Поведенческие портреты групп пород
- «Идея породы»
- Психофизиологические признаки и тип использования собаки
- «Дело жизни»
- «Проблемные» собаки
- Ошибки владельца
- Мнимые нарушения поведения
- Ошибки воспитания, ведущие к проблемам
- Ошибки в коррекции поведения
- Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения Слабость нервной системы
- Трусость
- Коррекция поведения Формирование желательного поведения при воспитании
- Изменение сформированного нежелательного поведения
- Сообщества
- Территория Основные стации
- Территория и социальные контакты
- Использование территории
- Естественная стая Основные функции
- Структуры стай собак
- Почему существуют жесткая и гибкая иерархии?
- Иерархия кобелей
- Иерархия сук
- Личность и стая
- Приобретение молодняком социального статуса
- Неполные стаи
- Стая женихов
- Прогулочная стая
- Человеческая семья как заменитель стаи для собаки
- Основные поведенческие комплексы собаки и человеческая семья
- Статус собаки в человеческой семье
- Социализация детство животного
- Психофизиологические этапы развития щенка
- Неонатальный период (период новорожденности)
- Переходный период
- Период первичной социализации
- Ювенильный период
- Период полового созревания
- Критические периоды социализации
- Первый период социализации
- Второй период социализации
- Третий период социализации
- Социальная депривация
- Депривация во время второго периода социализации
- Депривация во время третьего периода социализации
- Депривация взрослого животного
- Социополовое поведение
- Половое поведение кобелей
- Сексуальные игры
- Наступление половой зрелости
- Сезонность половой активности
- Половое поведение сук
- Спаривание Моно– и полигамия у собак
- Образование брачной пары
- «Собачья свадьба»
- Особенности спаривания при домашнем содержании
- Нарушения полового поведения, вызванные ошибками воспитания
- Роль полового опыта
- Родительское поведение материнское поведение Подготовка к родам
- Поведение при родах
- Раннее послеродовое поведение
- Поведение суки в период смешанного вскармливания щенков
- Позднее материнское поведение
- Отцовское поведение
- Отношение к подсосным щенкам
- Отношение к щенкам на второй стадии социализации
- Родительское поведение по отношению к подросткам
- Отношения со взрослыми детьми
- Особенности материнского поведения при домашнем содержании Ложная щенность
- Нарушения материнского поведения, вызванные заводчиком
- Отбор на нормальное социополовое поведение
- Игровое поведение
- Игры физического развития
- Социальные игры
- Обучающие игры
- Исследовательские игры
- Псевдодеятельность
- Исследовательское поведение
- Поведение мечения суть мечения
- Мечение мочой Мечение у кобелей
- Мечение у сук
- Мечение калом
- Пищевое и пищедобывающее поведение питание
- Собирательство
- Охотничье поведение
- Охотничье поведение волка
- Сбор стаи для охоты
- Поиск добычи
- Преследование и нападение
- Раздел и использование добычи
- Одиночная охота
- Охотничье поведение собаки
- Изменения, внесенные человеком
- Сигналы, адресованные человеку
- Специфика охотничьего поведения собаки
- Пастушеское поведение
- Волкодавы
- Гуртогоны
- Истинные овчарки
- Особенности пастьбы пугливых животных
- Агрессия
- Определение
- Основные типы агрессии
- Социополовая агрессия (тестостеронзависимая агрессия)
- Территориальная и межгрупповая агрессия
- Адреналинзависимая агрессия
- Инструментальная агрессия
- Немотивированная агрессия
- Агрессия на человека
- Агрессия и доместикация
- Скорость агрессии
- Агрессия и взаимопонимание
- Социальный инфантилизм
- Патологии социального поведения и агрессии
- Словарь физиологических и этологических терминов
- Аннотированный список литературных источников