logo search
Е

Команда

Для включения требуемого навыка необходимо связать его с конкретным стимулом – командой. Общие требования к командам таковы: ясность, краткость, удобство для произнесения. Команда не может иметь двух истолкований. Команда не должна нести никакой эмоциональной окраски – пресловутый командный тон всего лишь выражение уверенности дрессировщика в том, что собака подчинится его требованиям.

К сожалению, командный тон часто путают с громкостью команды. Здесь серьезная методическая ошибка. Это приводит к габитуации: собака привыкает к громким окрикам, в некий момент для привлечения ее внимания понадобится крик такой силы, на который владелец физически неспособен. Возможно, что при необходимости усилить сигнал он вообще окажется за пределами восприятия собаки.

Необходимо учитывать, что при общении собак между собой в подавляющем большинстве случаев используются тихие звуки. Сторожевой лай, по некоторым предположениям, был выработан в процессе совместной эволюции именно для оповещения человека.

У собаки не должна возникнуть идея необязательности выполнения команды. Как только собака понимает, что требования доминанта можно не выполнить, она проверяет это новое знание. Генерализация здесь более чем уместна: коль скоро доминант не может добиться подчинения в одном, вероятно, он не сможет настоять на своем и в другом. Хозяин теряет свой авторитет как старший партнер союза и превращается в товарища по играм, к мнению которого можно особо не прислушиваться.

Часто собака на этой стадии пересмотра отношений не останавливается. Если человек слаб и не справляется с ролью доминанта, возможно, этот статус может получить она? Из непослушания возникают зачатки прямого неповиновения, а там уж рукой подать до бунта и выяснения, кто сильнее и упорнее.

Человек, не добившийся послушания в самом начале конфликта, спор с собакой за главенство, безусловно, проигрывает. Собака необязательно будет самоутверждаться жесткими методами, все может быть достаточно мирно, но лишь до тех пор, пока хозяин не пробует настоять на своем. Вот тут четвероногий доминант однозначно ставит его на место: не умеешь руководить – подчиняйся!

Таким образом, дрессировка, как правило, является завершающей фазой научения. Однако это верно лишь отчасти, поскольку дрессировка одновременно лишь вспомогательный элемент процесса научения. Как правило, динамический стереотип не является самоцелью, по крайней мере при современном подходе. Собака безусловно должна иметь ряд навыков, но при этом необходимо научить ее использовать эти навыки применительно к различным сложным ситуациям, в ходе решения задач.