3 Вещественный состав земной коры
В этой теме рассматриваются минералы и горные породы, слагающие земную кору, процессы их образования, классификация и свойства.
При изучении химического состава земной коры следует обратить внимание на таблицы в учебниках, в которых приводится процентное содержание элементов в земной коре (кларки) и дается средний химический состав метеоритов.
Природные химические соединения встречаются в земной коре в виде минералов и горных пород. Изучением свойств минералов и процессов их образования занимается минералогия.
Целесообразно рассмотреть основные положения этой темы в следующем порядке: общие сведения о минералах, процессы их образования, понятие о кристаллическом строении минералов, физические свойства минералов и формы нахождения минералов в природе, классификация минералов.
Следует знать, что современная классификация минералов (кристаллохимическая) основана на двух основных признаках минералов – их химическом составе и структуре.
В зависимости от участвующих в образовании минералов анионов выделяют классы минералов. В пределах классов выделяют подклассы по признаку химического состава, структурных особенностей минералов, типов их связей. А внутри последних выделяют группы минералов, имеющих сходный состав и строение, и, наконец, виды минералов.
При изучении минералов, относящихся к тому или иному классу, необходимо уделить особое внимание породообразующим минералам, преобладающим в земной коре (полевые шпаты, силикаты, кварц, карбонаты, слюды) и в почвах, особенно в составе их крупных фракций, а также минералам - агрономическим рудам, которые используются в сельском хозяйстве.
В почвах присутствуют как первичные минералы (полевые шпаты, слюды, оливин, роговая обманка, авгит, кварц, апатит), так и вторичные. Общее число минералов, содержащихся в почвах и почвообразующих породах, исчисляется сотнями, но наиболее часто встречается 50 - 60 минералов.
Особое внимание следует обратить на вторичные минералы, так как от них зависят многие свойства почвы.
Приступая к рассмотрению горных пород, изучением которых занимается петрография, студент должен уяснить, что горные породы являются материалом для образования всех видов почв и часто служат основным сырьем для производства минеральных удобрений.
Особенно велико влияние горных пород на начальных стадиях почвообразовательного процесса. Механические свойства горных пород, их плотность, минералогический состав, химические особенности сказываются на скорости и направлении почвообразовательных процессов.
Первоначальный запас в горных породах фосфора, кальция, серы, калия и других элементов определяет в значительной степени уровень естественного плодородия почв.
По происхождению горные породы обычно разделяют на три большие группы: магматические (или массивно-кристаллические), осадочные и метаморфические.
Следует рассмотреть особенности каждой группы горных пород с точки зрения формирования на них почв и почвенного плодородия.
При изучении магматических пород надо обратить внимание на условия образования глубинных и излившихся пород, особенности их химического и минералогического состава, формы залегания (батолиты, штоки, лакколиты, лополиты, факолиты, дайки, жилы), структуру (строение) и текстуру (сложение) их.
Изучение осадочных пород весьма важно, так как в современную эпоху почвообразовательный процесс происходит главным образом на осадочных породах, вторичных по происхождению, и с ними связаны многие важнейшие полезные ископаемые (железо, алюминий, нефть, уголь, минеральные соли, фосфориты и др.).
Осадочные породы формируются из осадков, возникших в результате переноса и механического отложения в водной и воздушной среде, продуктов физического и химического выветривания, химического осаждения растворенных веществ и жизнедеятельности организмов.
В настоящее время осадочные породы принято делить на три группы: обломочные, глинистые, химические (хемогенные) и органогенные.
Дальнейшее подразделение внутри этих групп проводится по вещественному составу.
Горные породы, которые используются в сельском хозяйстве как удобрения или мелиоранты, называются агрономическими рудами.
Большая часть агрономических руд представлена осадочными породами, некоторые встречаются среди магматических пород. Главнейшими агрономическими рудами являются азотнокислые (натриевая и калиевая селитры), фосфорнокислые (апатиты и фосфориты), калийные (сильвин, сильвинит, карналлит, каинит, полигалит), известковые (известняки, известковые туфы, мергели, доломиты), гипсовые (гипс), органические (торф, сапропели, озерный и прудовый ил) и агрономические руды, содержащие микроэлементы. Надо знать их образование, свойства, применение и основные месторождения.
- Введение
- I основы геологии
- 1 Предмет геологии и ее значение
- 2 Происхождение и строение Земли
- Вопросы для самопроверки
- 3 Вещественный состав земной коры
- Вопросы для самопроверки
- 4 Геологические процессы формирования и развития земной коры и рельефа
- Вопросы для самопроверки
- 5 Краткие сведения о геологической истории земной коры, элементы исторической геологии
- Вопросы для самопроверки
- II. Почвоведение
- 1 Предмет почвоведение и его значение
- Вопросы для самопроверки
- 2. Происхождение, состав и свойства почв
- 2.1 Происхождение и состав минеральной части почвы
- Вопросы для самопроверки
- 2.2 Роль живых организмов в почвообразовании
- Вопросы для самопроверки
- 2.3 Происхождение и состав органической части почвы
- Вопросы для самопроверки
- 2.4 Общая схема почвообразовательного процесса
- Вопросы для самопроверки
- 2.5 Поглотительная способность почв
- Вопросы для самопроверки
- 2.6 Физические свойства почвы. Структура почвы
- Физические и физико-механические свойства почвы.
- Вопросы для самопроверки
- 2.7 Водные свойства и водный режим почвы
- Вопросы для самопроверки
- 2.8 Воздушные свойства и воздушный режим почвы
- Вопросы для самопроверки
- 2.9 Тепловые свойства и тепловой режим почв
- Вопросы для самопроверки
- 2.10 Почвенный раствор
- Вопросы для самопроверки
- 2.11 Плодородие почвы
- Вопросы для самопроверки
- 3. Генезис, характеристика, классификация и география почв
- 3.1 Учение о генезисе и эволюции почв
- Вопросы для самопроверки
- 3.2 Принципы классификации почв
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендация по изучению почв отдельных почвенных зон России
- 3.2.1 Почвы арктической и субарктической тундры
- Вопросы для самопроверки
- 3.2.2 Почвы таежно-лесной зоны
- Подзолистые и болотно-подзолистые почвы таежных лесов
- Дерновые и дерново-карбонатные почвы
- Дерново-подзолистые почвы хвойно-лиственных лесов и лугов
- Болотные почвы
- Вопросы для самопроверки
- 3.2.3 Серые лесные почвы лесостепной зоны
- Вопросы для самопроверки
- 3.2.4 Черноземные почвы лесостепной и степной зон
- Вопросы для самопроверки
- 3.2.5 Солончаки и солонцы
- Вопросы для самопроверки
- 3.2.6 Почвы пойм и дельт рек
- Вопросы для самопроверки
- 3.3 Эрозия почв и меры борьбы с ней
- Вопросы для самопроверки
- 3.4 Принципы агропочвенного районирования и бонитировки почв
- Вопросы для самопроверки
- 3.5 Почвенный покров Новгородской области
- 3.6 Почвенные карты и картограммы, принципы их составления и использования в сельскохозяйственном производстве
- Вопросы для самопроверки
- Указания к выполнению контрольных работ
- Вопросы для контрольной работы
- Список литературы
- Содержание
- Методические указания
- Составитель
- 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.
- 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.