1.6 Анализ закупок и реализации сельскохозяйственной продукции
1. Общая схема анализа экономических показателей заготовительных организаций
2. Анализ заготовительного оборота.
3. Анализ оборота по реализации, остатков и оборачиваемости закупленной сельскохозяйственной продукции.
4. Анализ качества закупаемой и реализуемой сельскохозяйственной продукции
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную с исследованием экономических факторов, явлений, процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в их становлении и развитии, с учетом происходящих в них количественных и качественных изменений, с выявлением нового, прогрессивного, типичного.
Предметом экономического анализа в заготовительной отрасли потребительской кооперации являются хозяйственные процессы предприятий, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов и получающие соответствующее отражение через систему экономической информации. Так в процессе проведения экономического анализа в заготовках часто приходится сталкиваться с изменением конъюнктуры на рынке сельскохозяйственной продукции и рынках факторов производства, а также с изменениями, которые постоянно происходят в системе налогов, субсидий, дотаций, трансфертных платежей, финансово-кредитной политике и др.
Таким образом, экономический анализ является одним из инструментов управления экономикой заготовительной отрасли потребительской кооперации, средством оценки эффективности использования материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов, средством выявления факторов и неиспользованных внутренних резервов для расширения закупок сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, вторичного сырья и повышения их эффективности, а также основой для усиления научной обоснованности разрабатываемых производственных программ, бизнес-планов и нормативов.
В настоящее время в практической работе заготовительных предприятий потребительской кооперации следует применять различные формы; экономического анализа – текущий, предварительный и окончательный. Текущий анализ в заготовительных предприятиях проводится по неделям, декадам, месяцам, в сезон заготовок сельскохозяйственных продуктов и сырья – ежедневно, а также нарастающим итогом с начала года. Основная задача его – контроль за ходом выполнения планов закупок и сбыта сельскохозяйственной продукции, состоянием ее остатком, предоставлении объективной и достаточно полной информации об изменениях, который происходят на рынке сельскохозяйственной продукции и рынках факторов производства для оперативного управления заготовительно-сбытовыми процессами, уменьшения степени риска.
Предварительный анализ позволяет оценить ожидаемое выполнение заготовительным предприятием (отрасль, потребительский союз) планов за текущий год или пятилетку. Его результаты используются при обосновании производственных программ, бизнес-плана на предстоящий год, на новое пятилетие.
Окончательный (отчетный) анализ проводится по завершению года, пятилетки и должен представлять собой глубокое всестороннее и комплексное изучение хозяйственной деятельности заготовительного предприятия (отрасли, объединения) в целях разработки системы мер по ее дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности на основе маркетинговых исследований.
В процессе аналитической обработки экономической информации применяется ряд специальных способов и приемов: относительные и средние величины, сравнение, группировка, индексный метод, метод цепных подстановок, балансовая увязка, графический метод, метод линейного, динамичного и выпуклого программирования, сетевых графиков, математических теорий игр и др.
Эффективность экономического анализа в заготовках во многом зависит от правильной организации и последовательности его проведения, достоверности и сопоставимости экономической информации.
В общем плане процесс проведения экономического анализа в заготовительной отрасли потребительской кооперации включает следующие этапы:
подготовительно-информационный;
аналитический (основной);
разработка рекомендаций или выводов и предложений.
На подготовительно-информационном этапе экономического анализа проводятся следующие мероприятия:
выбор объекта исследования, определение целей и задач анализа;
сбор, обработка и систематизация экономической информации об объекте исследовании, уточняется достоверность и сопоставимость данных;
выбор системы показателей всесторонне характеризующих заготовительно-сбытовую и финансовую деятельность предприятия, их сопоставимость;
разработка макетов таблиц для анализа, которые полно характеризовали бы изучаемые показатели.
На аналитическом этапе проводится анализ выполнения плана, динамики и структуры закупок отдельных видов (групп) сельскохозяйственных продуктов и сырья, заготовительного оборота; изучается влияние факторов на анализируемые показатели; осуществляется оценка результатов производственно-финансовой деятельности предприятия (отрасли, объединении); вскрытие недостатков, неиспользованных резервов.
На рекомендательном (заключительном) этапе экономического анализа результаты исследований оформляются в виде докладной или объяснительной записки, справки, состоящей из выводов и предложений.
Методической особенностью проведения анализа объемных (количественных) показателей заготовительной деятельности является то, что в сельском хозяйстве в связи с зависимостью его от природно-климатических условий наблюдаются значительные колебания по годам (кварталам и отдельным датам) объемов товарной продукции, а следовательно, и объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья. Поэтому при анализе фактических оборотов по отдельным видам (группам) продуктов и сырья, заготовительного оборота отчетного года сопоставляются не только с предшествующим годом, но и со среднегодовыми данными за несколько предшествующих лет (за трех-, четырех- и пятилетний периоды).
Анализ динамики заготовительного оборота (оборота реализации), оборотов отдельных видов сельскохозяйственных продуктов и сырья по кварталам текущего года имеет также свои особенности: фактические данные отчетного квартала сравниваются с закупками аналогичного квартала прошлого года или со средними закупками за ряд аналогичных кварталов предшествующих лет.
В заготовках в связи с их сезонностью изучение выполнения годового плана закупок на отдельные даты имеет также важное значение, что позволяет судить об интенсивности и успешности хода заготовок.