logo search
Аграрная политика Беларуси

4. Проблемы агропромышленного комплекса

Вместе с тем, в аграрной отрасли существуют и проблемы. Основной проблемой агропромышленного сектора экономики можно считать низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства. Например, по итогам работы за 9 мес. 2009 г. рентабельность от реализации продукции в целом по сельскохозяйственным организациям района составила (-0,5 %).

Причины экономических трудностей в аграрной сфере многосторонни, часть из них имеют объективный характер, например, постоянное удорожание материальных и энергетических ресурсов, импортируемых в республику или изготавливаемых отечественной промышленностью из импортного сырья и комплектующих изделий.

Азотные и фосфорные удобрения в республике производятся из импортного сырья. Практически нет собственного производства действующего вещества для пестицидов. Около 90% горюче-смазочных материалов в стране производится из импортируемой нефти. Нет собственного газа. Поэтому ценовой механизм на ввозимую в республику продукцию сложно поддается регулированию на национальном уровне. Однако неэффективная работа некоторых предприятий аграрного сектора страны объясняется и недостаточным профессионализмом части руководителей и специалистов, выбором в ряде сельскохозяйственных организаций неправильных стратегических подходов, несовершенством применяемых технических решений и технологий как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Исходя из нынешнего состояния внутреннего и внешних продовольственных рынков и необходимости существенного повышения конкурентоспособности белорусской продукции следует неотложно усовершенствовать специализацию отрасли с учетом эффективного и рационального использования природных и трудовых ресурсов, накопленного и создаваемого в перспективе производственного потенциала [9, c. 26].

Проведенный анализ свидетельствует, что до настоящего времени направляемые в АПК бюджетные средства часто используется недостаточно эффективно, так как большая их часть используется не на создание инновационной инфраструктуры, а на решение текущих задач: обслуживание кредитов, удешевление сельскохозяйственной техники, компенсации роста цен на основные материальные ресурсы (нефтепродукты, удобрения, средства защиты), а также на приобретение материальных ресурсов, которые безвозмездно или по сниженным ценам передаются сельхозорганизациям. На прямые инвестиции направляется не более четверти выделяемых средств.

Существующий порядок государственной поддержки породил иждивенчество кадров. Сегодня определенная часть руководителей и специалистов в материальном и финансовом обеспечении надеются на государство, игнорируя меры по повышению эффективности собственного производства. Поэтому приоритетное использование консолидированного бюджетного фонда поддержки сельхозпроизводителей - финансирование крупных окупаемых объектов на основе бизнес-планов, прошедших строгую государственную экспертизу.

С государственной точки зрения было бы целесообразным Национальному банку Республики Беларусь дифференцировать процентные ставки по кредитополучателям, снизив их для агропромышленного комплекса и повысив для отраслей, имеющих короткий по времени оборот капитала [4, c. 17].

Сегодня АПК представлен разрозненными субъектами хозяйствования, не увязанными единой идеологией в цепи производство - переработка - реализация. В большей мере в их деятельности предусматриваются узкокорпоративные цели. Взаимоотношения между партнерами чаще строятся на принципах извлечения выгоды за счет других, что наносит ущерб аграрной отрасли в целом.

Для реального придания приоритета экономике в АПК основным показателем следует установить прибыль с учетом условий хозяйствования. Он будет наиболее объективно характеризовать уровень хозяйствования на земле и деловые качества руководителей и специалистов.