logo search
Аграрные отношения и их особенности в современной России

2.5 Оценка социально-экономического потенциала и перспективы развития приграничных сельских районов Оренбургской области

Вопросы приграничного и трансграничного сотрудничества на постсоветском пространстве - одна из актуальных тем, обсуждаемых общественностью, политическими лидерами, средствами массовой информации. Многие российские регионы, получившие после распада СССР статус приграничной территории, выполняют важные государственные функции по охране рубежей России, при этом остаются «окраиной страны», периферией. Однако, по общему мнению, границы между странами СНГ должны выполнять не только барьерную функцию для обеспечения военной, экономической и эпидемиологической безопасности, но главное - способствовать развитию приграничного и трансграничного сотрудничества. При этом необходимо в полной мере использовать социо - культурные, производственные и другие возможности приграничных территорий. В этой связи необходима разработка методических подходов к оценке потенциала российских приграничных территорий с целью стратегического планирования векторов их развития.

Особый интерес в этой связи представляет изучение социально - экономического потенциала сельских территорий и разработка мер по их развитию ввиду ряда объективных причин: низкий уровень жизни сельских жителей, неразвитая инфраструктура жизнеобеспечения, безработица, нелегальная миграция и т.д., что способствует снижению численности населения в этих районах, обострению социальной напряженности. Таким образом, для современной России решение проблемы развития приграничных сельских территорий имеет большое практическое и научное значение.

Названные вопросы актуальны для Оренбургской области. Оренбуржье - приграничный субъект Российской Федерации, на который приходится самый протяженный участок российской - казахстанской границы, длиной 1876 километров (45 % от общей протяженности границы области). Через Оренбург проходит кратчайший сухопутный маршрут, по которому направляется основной грузопоток из Азии в Европу. Тринадцать (из тридцати пяти) сельских районов области непосредственно граничат с Казахстаном (Акбулакский, Беляевский, Гайский, Домбаровский, Илекский, Кваркенский, Кувандыкский, Новоорский, Первомайский, Светлинский, Соль-Илецкий, Ташлинский, Ясненский). По данным на 1 января 2007 года на этих территориях проживает 291,6 тысяч человек (13,7 % численности населения области).

Определяя методические подходы к оценке социально - экономического потенциала приграничных районов, выделяют три блока индикаторов:

1. Развитие человеческого потенциала в условиях приграничности территории;

2. Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения;

3. Развитие сельскохозяйственного производства.

Выбор показателей обусловлен:

1) применением общепринятой в мировой и отечественной практике методики изучения человеческого потенциала, основанной на факторах: долголетия, образованности, дохода;

2) необходимостью учета миграционной активности населения в приграничных территориях;

3) объективно необходимым условием улучшения системы расселения - развитие инфраструктуры жизнеобеспечения;

4) развитием сельского хозяйства - основы экономики сельских территорий;

5) наличием официальных статистических данных по районам области.

Характеристика социально - экономического потенциала сельских приграничных территорий начинается с оценки развития человеческого потенциала (РЧП). В мировой практике принято рассматривать все достижения государств через призму развития человека. В докладе о мировом развитии указано, что развитие человеческого потенциала - это расширение способности людей вести более полноценную жизнь. Развитие человеческого потенциала означает вложение средств в образование, здоровье и умение контролировать риски. Существенные различия в экономическом, социально - культурном неравенстве населения различных территорий усиливают различия стартовых жизненных возможностей людей, обусловливая дифференциацию уровня и качества их жизни. Одна из задач органов власти и управления различных уровней - обеспечить возможности для развития потенциала населения.

Для измерения РЧП приграничных сельских районов я использовала показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1 Сравнительная оценка показателей РЧП по приграничным сельским районам Оренбургской области в 2006 году

Показатель

В среднем

Минимальное

Максимальное

по области

по 13 районам

Плотность населения, чел./тыс. км2

17,2

5,3

1,9 (Ясненский)

11,1 (Новоорский)

Миграционный прирост (убыль)

- 2,0

- 8,4

- 25,4 (Ясненский)

0,4 (Илекский)

Коэффициент младенческой смертности, промилле

9,9

13,4

3,9 (Кувандыкский)

25,2 (Светлинский)

Доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения

63,5 %

61,0 %

59,1 % (Кувандыкский)

62,4 % (Акбулакский)

Средняя номинальная начисленная зарплата работников, руб.

7685

4371,2

2742

(Соль-Илецкий)

7570 (Новоорский)

Неравенство в РЧП приграничных сельских районов Оренбургской области в настоящее время весьма значительно. Так, судя по данным таблицы 1, разрыв в уровне младенческой смертности между максимальным и минимальным значением по указанным районам составляет 6,5 раза, в уровне средней зарплаты - 2,8 раза. Это объясняется, в частности, различиями в степени доступности современного медицинского обслуживания в сельских районах, в степени решения проблемы занятости населения. Показатели РЧП в указанных районах ниже среднеобластного уровня. Особую проблему, на мой взгляд, представляет низкая плотность населения в приграничных районах, сохраняющийся на протяжении последних 4 - 7 лет миграционный отток населения в большинстве районов, высокая смертность детей до 1 года. Отмечу, что во всех тринадцати районах уровень начисленной зарплаты ниже среднеобластного. Вместе с тем положительным фактором является высокая доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения.

В 2006 году, по - сравнению с 2005 годом, в изучаемых районах значительно сократился уровень младенческой смертности (что, несомненно, является результатом реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»), выросла средняя зарплата работников. Однако увеличилась миграционная убыль населения. Что привело к уменьшению плотности населения в приграничных районах области.

Давая обобщающую оценку развития человеческого потенциала по приграничным районам области, я выполнила интегральную оценку по методу Паттерн. Данный метод заключается в нахождении простой средней арифметической из оценок значений индикаторов объектов в процентах к наилучшим показателям:

где i = 1, 2, 3,…;

n - сравниваемые территории;

j = 1, 2, 3,…;

k - сравниваемые показатели;

tij = yij/yjmax, если наилучший показатель - максимальное значение признака;

tij = yjmin/yij , если наилучший показатель - минимальное значение признака.

Полученные интегральные величины ранжируются, территориям присваивается соответствующий рейтинг (рис.3).

Рис. 3. Рейтинг приграничных сельских районов Оренбургской области в 2005 и 2006 годах.

В 2006 году среди сельских приграничных территорий лидерами по РЧП являются Новоорский и Ташлинский районы, в которых сравнительно высокая плотность населения, невысокий уровень младенческой смертности. Причем, рейтинг Новоорского района, по - сравнению с 2005 годом, значительно вырос благодаря сокращению смертности детей до 1 года и миграционной убыли населения. В Новоорском районе средняя номинальная начисленная зарплата приближается по значению к среднеобластному уровню. Это объясняется тем, что в районе расположен город Орск - второй по величине в Оренбуржье, также в Новоорском районе развита промышленность. В Ташлинском районе наблюдается миграционный прирост. Этот район, расположенный на юго-западе области, считается одним из передовых по развитию сельского хозяйства, решению социальных вопросов населения. К числу «проблемных» районов относятся Светлинский и Ясненский. Эти восточные районы Оренбуржья значительно удалены от крупных городов. В названных районах высоки показатели безработицы, миграционной убыли населения.

Рассмотрим показатели развития инфраструктуры жизнеобеспечения приграничных районов (табл. 2).

Таблица 2 Сравнительная оценка показателей развития инфраструктуры жизнеобеспечения по приграничным сельским районам Оренбургской области

Показатель

В среднем

Минимальное

Максимальное

по области

по 13 районам

Обеспеченность жильем, м2/чел.

20,1

19,2

16,8 Соль-Илецкий

21,1 Кваркенский

Благоустройство газом, % к общей площади

94,5

94,9

85,9 Новоорский

100 Ташлинский

Благоустройство водопроводом, %

76,8

52,8

35,4 Акбулакский

76,5 Светлинский

Суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тыс.т.

883,0

115,7

0

Гайский, Илекский

58,0 Первомайский

Доля дорог с усовершенствованным покрытием в общей протяженности дорог с твердым покрытием, %

44,3

44,2

17,3 Акбулакский

67,8 Светлинский

Выбор показателей обусловлен необходимостью дать характеристику удовлетворения первоочередных потребностей человека в качественном жилище, чистой воде, здоровой экологии. В развитии инфраструктуры жизнеобеспечения приграничных районов Оренбургской области имеются диспропорции. Так, разрыв в уровне благоустройства водопроводом составляет от 35,4 % в Акбулакском районе до 76,5 % в Светлинском районе. Надо отметить, что уровень благоустройства водопроводом в районах области, по -сравнению с 2005 годом, снизился в связи с увеличением объемов жилищного строительства, за которым не всегда «успевают» организации жилищной инфраструктуры. Такие показатели, как обеспеченность жильем, благоустройство газом, доля дорого с твердым покрытием в изучаемых районах - на ровне среднеобластных.