1.1 Необходимость государственного регулирования экономики
Экономические потребности и их удовлетворение составляют основу жизнедеятельности любого общества, поэтому первоочередная задача государства – обоснованно определить эти потребности, увязать их с имеющимися и возможными в перспективе ресурсами, а также создать такой механизм регулирования экономических отношений, который в наибольшей степени обеспечивал бы эффективное использование ресурсов. Экономика всегда была и не может не быть главным объектом политики, так как основу жизни любого общества составляет производство жизненных средств. Политика как концентрированное выражение экономики непосредственно вытекает из главной функции государства – формулировать потребности общества, обеспечивать стабильность его организации и жизнедеятельности, а это требует в первую очередь выявления назревших и перспективных экономических задач, ибо без эффективной организации экономики жизнь любого общества не может быть стабильной и обеспеченной.1
Как показывает практика, в каждой стране велико значение государства как мощной организации, которая сплачивает разрозненные силы, противоречивые интересы, вырабатывает и во многом осуществляет стратегию развития общества. Нужно отметить, что и в стабильно развивающихся странах роль государства в сфере экономики весьма значительна. Смещаются лишь акценты экономической политики. Очень поучителен опыт западных стран и Японии в области государственного регулирования и программирования экономики, в сфере межгосударственной интеграции. Даже в США со сравнительно небольшим собственно государственным сектором примерно пятая часть продукции производится под эгидой государства, а общий объем правительственных расходов на покупку товаров и услуг составляет около трети национального продукта. Еще большая роль государственной власти в бурном экономическом подъеме ряда стран Юго-Восточной Азии.2
Если рассматривать российскую ситуацию, то в стране накопилось огромное количество проблем, решение которых невозможно без помощи государства. Отказ от старых, преимущественно административных методов управления, ограничение государственного влияния на экономические процессы не снимают с государства ответственности за реорганизацию и преобразования в экономике. Эта функция остается главенствующей, и здесь важное значение имеет выработка научно обоснованной экономической политики государства, учитывающей объективные условия развития страны.
Должно ли государство по возможности «уйти из экономики» или это может привести к «уходу экономики из государства»? В последнее время тема «минималистского» государства, имеющего минимум прав (в том числе прав собственности) и соответственно минимум обязанностей, прослеживается в ряде выступлений президента РФ В.В. Путина. Многие экономисты связывают уменьшение роли государства с развитием процессов глобализации, с одной стороны, регионализации – с другой и транснационализации производства – с третьей. Вместе с тем немало авторов отстаивают и иную точку зрения, указывая на возрастание роли государства в развитых странах.3
По мнению автора, реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в степени и методах его воздействия на объекты регулирования экономики, в качестве которых могут выступать сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности и проблемы, которые не разрешаются автоматически или же могут быть разрешены в отдаленном будущем.4
По мнению А. Белоусова, руководителя Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, важнейшими условиями проведения адекватной экономической политики государства, ориентированной на ускорение развития экономики в предстоящий период являются:
реализация глобальных конкурентных преимуществ российской экономики;
регулирование скорости открытия рынков в соответствии с адаптационными возможностями экономики;
создание инфраструктуры, обеспечивающей доступ компаний второго эшелона к ресурсам (финансовым, инновационным, трудовым);
проведение ответственной социальной политики, нацеленной на снижение уровня бедности, обеспечение доступа всех слоев населения к ресурсам человеческого развития;
поддержание и развитие производственной и социальной инфраструктуры;
капитализация инновационной системы российской экономики;
обеспечение благоприятных макроэкономических и институциональных условий для роста инвестиций;
формирование системы стратегического управления развитием экономики;
выстраивание новой модели взаимодействия государства и бизнеса, основанной на проектном подходе к решению стратегических задач.5
- 1. Теоретические основы государственного регулирования экономики в России
- 1.1 Необходимость государственного регулирования экономики
- 1.2 Методы государственного регулирования экономики
- 1.3 Программно-целевой метод государственного планирования экономики
- 2. Анализ состояния лесопромышленного комплекса рф
- 2.1 Современное состояние лесного комплекса России
- 2.2 Законодательное регулирование лесопромышленного комплекса рф
- 2.3 Основные направления развития лесной промышленности