5. Консервирование в герметически укупоренной таре.
Классификация консервов. Огромное количество овощей и плодов сохраняется в герметически укупоренной таре. Это позволяет использовать продукты в течение года, хотя они несколько отличаются по качеству от свежих. Подавляющую часть плодоовощной продукции в таре вырабатывают на предприятиях консервной промышленности (консервных заводах) и лишь небольшую – на сельскохозяйственных.
Ассортимент консервов, выпускаемых промышленностью, чрезвычайно разнообразен. Из овощей готовят натуральные овощные и закусочные овощные консервы, из томатов – томат-пюре и томат-пасту, овощные соки, овощные салаты и гарниры. Кроме того, вырабатывают овощные и мясо-овощные первые обеденные (борщ, щи, рассольник и др.) или вторые блюда (голубцы, рагу и др.). Из плодов готовят компоты и соусы.
Натуральные овощные консервы. Подготовленные овощи заливают 2 %-м раствором поваренной соли. Они предназначаются для приготовления первых и вторых блюд или гарниров, поэтому требуют предварительной кулинарной обработки. Так консервируют зеленый горошек, спаржу, сахарную кукурузу, томаты целыми плодами, фасоль овощную и др. Консервируют также молодые корнеплоды свеклы столовой округлой или округло-плоской формы с темно-красной мякотью без светлых колец. Делают консервы из овощной смеси.
В основе приготовления большинства из них лежит создание условий абиоза в продукте, помещенном в тару. Этого достигают термостерилизацией.
Для консервов из плодов и овощей преимущественно используют стеклянную тару из термоустойчивого стекла, выдерживающего нагревание, вакуум и давление. Это позволяет закладывать подготовленный продукт в подогретом виде и закупоривать банки (закатывать крышки) в вакууме, удаляя из них воздух.
Закусочные овощные консервы приготовляют в томатном соусе с растительным маслом. Они готовы для употребления в пищу без дополнительной кулинарной обработки. Основным сырьем служат баклажаны, перец овощной, кабачки и томаты. Для приготовления фарша применяют морковь, белые коренья (пастернак, сельдерей и петрушку), лук, укроп. Смесь из листьев петрушки, сельдерея и укропа называют зеленью.
Несмотря на герметизацию и термостерилизацию, возможны разные виды порчи консервов. Например, вздутие донышка (только у банок из жести) и крышки, так называемый бомбаж. Он возникает по разным причинам. Природа его может быть микробиологической, химической и физической. Микробиологический бомбаж происходит вследствие недостаточной стерилизации. Микроорганизмы, оставшиеся живыми в продукте, выделяют газы, вызывающие внутри банки повышенное давление. Потребление в пищу бомбажных консервов недопустимо, так как в них могут развиваться микроорганизмы, образующие токсичные вещества. Химический бомбаж возникает в результате образования в банке водорода, выделяемого при воздействии кислот на жесть тары. Физический бомбаж происходит вследствие неправильного технологического процесса.
Кроме того, порча консервов возникает и без бомбажа. Это скисание продукта, изменение окраски, загрязнение тяжелыми металлами, негерметичность банки.
На все виды консервной продукции и на методы исследования ее качества существуют государственные стандарты. При производстве овощных закусочных консервов случаются значительные отходы и потери сырья. Например, отходы при чистке и резке овощей составляют для кабачков и патиссонов от 5%, для томатов 15%. При временном хранении продукции на сырьевой площадке потери составляют 1,5–3,0%, бланшировании – 2–3,. при обжаривании – 2,0% и т. д.
Семена томатов, которые при производстве разнообразных продуктов направляют в отходы, можно использовать для производства пищевых и технических масел, жмыхи или шрот на корм скоту. Семена томатов содержат жира 27–30%. Количество сырого протеина в жмыхах из семян достигает 37–44%; в том числе переваримого – 27–29; безазотистых экстрактивных веществ – 15–25; золы – 5,3–6,3; жиров – 10–12%.
- Лекция № 1 введение в дисциплину
- Растения
- Репродукция
- Посевные качества
- 1. Растениеводство как наука и отрасль агропромышленного комплекса.
- Лекция 2. Озимые зерновые культуры
- Озимая пшеница
- Озимая рожь
- Озимая тритикале
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Яровые зерновые культуры Яровая пшеница
- Яровой ячмень
- Кукуруза
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 4. Зернобобовые культуры Горох
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Клубнеплоды Картофель
- Лекция 6. Корнеплоды Сахарная свекла
- Кормовая свекла
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 7. Прядильные культуры
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Масличные культуры Озимый рапс
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Кормовые травы
- 1. Технология выращивания многолетних бобовых трав на семена на примере клевера лугового
- Выбор участка
- Размещение в севообороте
- Выбор покровной культуры и сроки посева
- Обработка почвы
- Удобрение и известкование
- Подготовка семян к посеву
- 2. Технология выращивания многолетних злаковых трав на семена на примере
- 3. Технология выращивания перспективных кормовых трав
- Размещение в севообороте
- Выбор покровной культуры и сроки посева
- Обработка почвы
- Удобрение и известкование
- Подготовка семян к посеву
- Уход за посевами в год уборки на семена
- Уборка.
- Лекция 11 основы переработки продуции растениеводства Введение
- 1. Повышение качества продукции растениеводства
- Факторы, влияющие на качество продукции растениеводства
- 2. Борьба с потерями при хранении продуктов
- 1. Переработка зерна в муку.
- 2. Переработка зерна в крупы.
- 3. Переработка семян масличных культур и производство растительного масла.
- 1. Классификация способов переработки.
- 2. Факторы, влияющие на качество продуктов
- 3. Приготовление квашеных и соленых продуктов.
- 4. Маринование и продуктов, химическое консервирование.
- 5. Консервирование в герметически укупоренной таре.
- 6. Консервирование сахаром.
- 7. Производство соков.
- 8. Замораживание.
- 9. Сушка.
- 10. Производство крахмала.
- Вопросы для самопроверки и обсуждения