logo
с 1 по 103

3.2. Система управления сельским хозяйством

Система управления сельскохозяйственным производством включает государственное и хозяйственное управление.

Государственное управление имеет целью осуществление феде­ральной и региональной аграрной политики, а также обеспече­ние интересов государства, регионов и муниципальных образо­ваний в аграрной сфере. Оно осуществляется в рамках обязатель­ного перечня задач, полномочий и функций, в том числе сквозных (от федерального до районного уровня), регулирующих админист­ративно-правовую, финансово-экономическую и социальную по­литику в сельском хозяйстве.

Государственное управление основано на соблюдении требова­ний и правил федеральных и областных законов и других норма­тивно-правовых актов, которые регламентируют задачи, права, обязанности и ответственность субъектов и объектов управления.

Центральный орган государственного управления агропро­мышленного комплекса — Министерство сельского хозяйства Рос­сийской Федерации. Оно является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляет функции по выработке государ­ственной политики и нормативно-правому регулированию в сфе­ре агропромышленного комплекса.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осу­ществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ведомств: Федеральной службы по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству.

Министерство сельского хозяйства осуществляет функции по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, по управлению государственным имуществом на под­ведомственных предприятиях и в учреждениях, а также правопри­менительные функции.

В состав Министерства сельского хозяйства входят:

Департамент отраслевого развития;

Департамент мелиорации и технического обеспечения;

Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции;

Департамент аграрной политики и развития сельских территорий;

Департамент экономических программ, анализа и управления государственным имуществом;

Департамент финансов и бухгалтерского учета;

Департамент научно-технологической политики и образования;

Департамент правового обеспечения;

Департамент регулирования агропродовольственных рынков; Департамент рыболовства; Департамент международного сотрудничества; Департамент управления делами государственной службы; Департамент административной работы и взаимодействия с ре­гионами.

Министерство сельского хозяйства осуществляет: реализацию федеральных программ в сфере агропромышлен­ного комплекса;

регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продук­ции и продовольствия;

организацию проведения государственных закупочных и товар­ных интервенций;

функции государственного заказчика по размещению заказов на поставки продукции для государственных нужд;

организацию проведения научно-исследовательских работ, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специа­листов для агропромышленного комплекса;

организацию эксплуатации мелиоративных систем, относя­щихся к федеральной собственности;

организацию формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений;

регулирование оборота и производства этилового спирта, алко­гольной, спиртосодержащей и табачной продукции;

экономический анализ деятельности подведомственных госу­дарственных унитарных предприятий, утверждение показателей их деятельности.

Государственными органами управления в субъектах Российской Федерации являются управления (департаменты) сельского хо­зяйства. Областные и краевые управления сельского хозяйства являются органами исполнительной власти, осуществляющими государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроиз­водителей, координацию их деятельности в отраслях АПК, ин­формационно-консультационную деятельность и др., а также внедрение новых технологий и техники.

В административных районах созданы управления (отделы) сельско­го хозяйства, которые проводят единую государственную политику в отраслях АПК. Основные задачи районных органов управления — регулирование развития агропромышленного производства, повы­шение эффективности и конкурентоспособности сельского хозяй­ства на основе внедрения достижений научно-технического процес­са, содействие проведению аграрных преобразований и развитию рыночных отношений, создание равных организационно-экономи­ческих условий для всех отраслей АПК, разработка мероприятий по охране окружающей среды и контроль за их выполнением.

Хозяйственное управление осуществляется различными органами управления. Его цель — развитие предпринимательской деятельно­сти сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это управление основано, прежде всего, на инициативе, предприимчивости, уста­новлении новых хозяйственных связей, широком использовании прав собственности, имущественных отношений, обязательствен­ных прав (купли-продажи, аренды, подряда, кредита, доверитель­ного управления имуществом и т.д.). Хозяйственное управление регулируется законодательными актами, но, в отличие от норм го­сударственного управления, предусматривает более свободное пра­вовое поле, не ограничивает предпринимательскую деятельность, в частности, по объемам и местам купли-продажи продукции и ре­сурсов, ценам, формам оплаты труда, организационно-правовым формам хозяйствования и т. д.

На сельскохозяйственных предприятиях (в хозяйственных об­ществах, кооперативах) высшим органом управления является общее собрание акционеров, членов кооператива, которое решает основ­ные вопросы их деятельности. К исключительной компетенции общего собрания относятся утверждение и изменение устава, формирование и отзыв исполнительных органов, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение при­были и убытков, а также принятие решений о реорганизации и ликвидации предприятия.

На некоторых сельскохозяйственных предприятиях, например в акционерных обществах, создается совет директоров (наблюда­тельный совет), который осуществляет общее руководство их деятельностью. К его компетенции относятся: определение приори­тетных направлений деятельности; созыв общего собрания; обра­зование исполнительного органа и др.

Исполнительный орган сельскохозяйственного предприятия мо­жет быть коллегиальным (дирекция, правление) и (или) едино­личным (директор, председатель). Он осуществляет оперативное руководство организацией. К компетенции этого органа относят­ся текущие вопросы: организация производственной и коммер­ческой деятельности; осуществление различных сделок; прием и увольнение работников и др. Численный состав исполнительно­го органа, срок его деятельности и компетенция отражаются уста­вом организации.

Для выполнения функций управления создается аппарат уп­равления. Аппарат управления представляет собой систему взаимо­связанных и взаимодействующих звеньев (служб, отделов) и от­дельных работников, наделенных соответствующими полномочи­ями для эффективного управления всеми сторонами деятельности организации (предприятия).