Методы исследования в агрономической науке
Главным объектом изучения в агрономических науках является, как правило, растение. Этот объект характеризуется большой сложностью и многообразием. Для его изучения агрономическая наука использует ряд методов исследования. Эти методы взаимствованы из других наук и есть специфические методы.
К основным методам агрономических исследований относятся 4 типа эксперимента:
1. Лабораторный метод исследования (опыт).
2. Вегетационный метод
3. Лизиметрический метод.
4. Метод полевого опыта.
В чем сущность и различие между этими методами;
1. Лабораторный метод – это исследование, которое выполняется в лабораторной обстановке, в комнатных условиях. Его целью является установление действия и взаимодействия изучаемых факторов. Они могут проводиться в 2-х условиях а) в обычных условиях в) в регулируемых условиях (в термостатах, климатических камерах, и т. д.). Здесь можно выяснить многие вопросы из семеноведения (всхожесть, энергия прорастания, сила роста), опыты с удобрениями, с химическими препаратами, регуляторами роста, различные анализы, химический состав растений, кормов, почвы, физические свойства почвы.
Лабораторный метод можно выполнить без растения и с растением (чаще без растения).
2. Вегетационный метод исследования. Это исследование, которое выполняется в контролируемых или регулируемых условиях (вегетационных домиках, оранжереях, теплицах, климатических камерах). Особенность вегетационного метода в том , что растения выращиваются в вегетационных сосудах (цилиндрической формы различных размеров). В отдельности выясняется роль каждого фактора на растение. В зависимости от среды , на которой выращивается растение в сосудах , различают несколько видов вегетационных опытов: а) опыт с почвой б) с гравийной культурой, в) с песчаной культурой, г) с водными культурами, д) со стерильными культурами. Каждый из этих опытов решает определенные задачи. В настоящее время техника вегетационного опыта очень усложнилась, стала более совершенной. Применяются автоматические станции искусственного климата (фитотроны). В этих условиях можно моделировать различные условия роста и развития растений. Это позволяет ускорить работу по выведению сортов.
3. Лизиметрический опыт . Это исследование которое выполняется в специальных сосудах. В них можно изучить условия жизни растений и различные почвенные процессы в динамике. Лизиметры могут быть цилиндрической формы от 10 до 50 см в диаметре объемом до 1-2 м. куб, квадратными (ящик, сбитый из досок), железобетонное кольцо, из жести, кирпича. В лизиметрических сосудах почва может иметь естественное строение или нарушенное. Мощность почвенного слоя может быть от 20-50 см до 1-2 м.
Лизиметрические сосуды можно ставить на определенных площадках в посевах с.-х. культур. Этот опыт можно назвать вегетационно – лизиметрическим.
4. Полевой метод исследования. Это метод , который выполняется в полевых условиях на специальных делянках. Основная задача – установить различия между изучаемыми вариантами, оценить влияние условий и приемов выращиваемых культур на урожайность и предложить производству рекомендации. Это широко применяется в полеводстве, овощеводстве, плодоводстве. Он является как бы венцом в опытной работе.
Ряд вопросов (обработка почвы, севообороты, предшественники, применение удобрений, гербицидов, их сочетание, уход за культурами) можно изучить только в полевом опыте. В полевом опыте растения выращиваются в естественной обстановке в комплексе с почвенно-климатическими и агротехническими условиями. По этой причине полевой опыт считается ведущим методом исследования в агрономической науке.
Все эти методы выполняются по определенным методикам. Все это традиционные методы. В последнее время наука использует методы генной инженерии. Это из области биотехнологий. Эти методы преследуют цель – выявить биологические возможности с.-х. культур. Для разработки методов современных технологий выращивания культур - биотехнология является ведущей. Для этой цели создан ряд биоцентров (Московский, Саратовский, Ставропольский, Новосибирский и др.).
ЛЕКЦИЯ № 3
ТЕМА Полевой опыт – ведущий метод исследования в агрономии
План
Классификация полевых опытов
Требования к полевому опыту
Виды ошибок в полевом опыте. Основные их свойства и причины возникновения.
Особенности условий проведения полевого опыта.
Выбор и подготовка земельного участка под опыт.
Понятие о рекогносцировочном (разведывательном) и уравнительном посеве, дробном учете урожая.
- Методы исследования в агрономической науке
- 1. Классификация полевых опытов
- 2. Требования к опыту
- 3. Виды ошибок
- 4. Условия проведения полевого опыта.
- 5. Выбор и подготовка земельного участка под опыт
- Методы размещения вариантов в опыте
- 15 Вариантов ( 3×3×5)
- Учёт урожая
- Тема: Основы статистической (математической) обработки результатов исследований План
- 1. Задачи математической обработки опытных данных
- 2. Понятие о генеральной и выборочной совокупности изучаемых объектов
- 3. Количественная и качественная изменчивость изучаемого объекта
- 4. Вариационный ряд чисел и его основные статистические характеристики
- 5. Закономерности распределения выборочных наблюдений
- 6. Доверительный интервал (или вероятность) и уровень значимости в опытном деле
- Обработка урожайных данных, полученных в опыте дробным методом
- Дисперсионный анализ с расчётом отклонений от среднего урожая по опыту о (модель I-я)
- Поделяночная урожайность пшеницы в опыте с изучением способов обработки почвы, ц/га
- Дисперсионный анализ с применением корректирующего фактора (модель 2-я)
- Поделяночная урожайность пшеницы в опыте со способами обработки почвы
- Дисперсионный анализ с использованием условной средней (а), равной нулю (модель 3-я)
- Поделяночная урожайность яровой пшеницы в опыте со способами обработки почвы
- Метод дисперсионного анализа данных многофакторного полевого опыта, поставленного методом расщеплённых (сложных) делянок
- Последовательность расчётов при корреляционном анализе
- Вычисление коэффициента корреляции между количеством осадков во II и III декадах июня (х) и урожаем (у) яровой пшеницы
- Регрессионный анализ
- Вычисление теоретических значений у