Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса

курсовая работа

2.1 Правовые и научные основы реформирования АПК

Главная задача государственной системы в области экономики на этапе поиска выхода из социально-экономического тупика - это обеспечение населения продовольствием. Путь выхода - аграрная реформа, которая должна привести в заинтересованное активное движение каждого человека. Сделать это можно только изменением роли и места человека в системе многоукладной экономики.

Процесс сельскохозяйственного производства возможен при наличии, с одной стороны, материальных факторов, т.е. средств производства, а с другой стороны, отношения людей к этим средствам производства, а также на созданный продукт, или на отношении собственности.

Согласно конституции РБ в народном хозяйстве функционируют две формы собственности: частная и государственная.

Частная собственность обладает высокой общественной полезностью. Частная форма собственности дает возможность реализовать свою индивидуальную предприимчивость, проявить самостоятельность, риск. Частная собственность обладает способностью пробуждать в людях высокую экономическую активность и ответственность. Она способствует демонополизации экономики, усиливает в ней конкурентные начала.

К государственной собственности относят собственность, закрепленную за государственным сельскохозяйственным предприятием; она принадлежит ему по праву полного хозяйственного владения. Земля и все другие средства производства, а также производимая им продукция принадлежит государству.

При государственной, частной форме собственности возможны две формы хозяйствования: индивидуальная, когда собственник выступает в лице одного субъекта, и коллективная, при участии в процессе производства нескольких собственников или одного собственника в лице государства.

Аграрная экономика РБ в перспективе будет представлена 4 основными секторами (укладами).

Первый уклад - частнособственнический и индивидуальный. На его базе формируются индивидуальные, семейные, крестьянские и фермерские хозяйства занятые агробизнесом и предпринимательством, действующие на принципах коммерческого расчета. Удельный вес этого уклада в общей структуре в перспективе будет составлять примерно 20 %.

Второй уклад - коллективно-долевая собственность как разнообразность частной. Представлен в виде кооперативов, АО, компаний, товариществ. Ныне эти формы хозяйств проходят стадии становления. Действуют согласно экономическому и коммерческому расчету. Их удельный вес составляет не меньше 50 %.

Третий уклад - коллективно-интегрированный (не долевой). Включает агрофирмы, агрокомбинаты и т.д. не допускающие расчленения производства. Технологическая цепь - от производства сырья до сбыта. Удельный вес этого уклада составит в будущем порядка 15 %.

Четвертый уклад - государственная собственность. Сфера и отрасли которые по своей значимости остаются в сфере влияния государства: селекция, плем. дело, разработка новых типов машин и др., которые функционируют за счет бюджета. Удельный вес этого уклада составляет 15 %.

В последние годы хотя и наметились положительные тенденции в агропромышленном комплексе, однако они не обеспечивают эффективного развития села. Сложившиеся структура аграрного производства и механизмы хозяйствования далеко не всегда способствуют рентабельному ведению отрасли даже при нормативном уровне затрат. В связи с этим требуется принятие государством комплекса дополнительных и более действенных мер [5, с.54; 6, с.26].

Инвестирование социальной сферы села в условиях ограниченных финансовых возможностей государства осуществлялось по остаточному принципу. В результате различие в уровнях социальных стандартов города и деревни постоянно возрастало, что породило ряд проблем.

В настоящее время в сельской местности хуже, чем в городе, жилищные условия, менее развит комплекс социально-бытовых услуг, ниже уровень заработной платы, менее благоприятны условия для развития образования и проведения досуга, особенно молодежи. Ухудшается демографическая ситуация.

Создавшееся положение не соответствует государственной политике, приоритетом которой является забота о человеке. Поэтому изменение расстановки акцентов в социальном развитии страны - насущная необходимость.

Сельские регионы занимают около 90 % территории Беларуси. В них проживает около 30 % населения, которое обеспечивает продовольственную безопасность государства. Сегодня стало очевидным, что без кардинальных перемен невозможно вывести сельскохозяйственное производство на самоокупаемость, обеспечить привлекательность сельского труда и образа жизни.

Более того, социально-политическое и экономическое положение республики позволяет приступить к системному решению этой задачи. Создана надежная основа для развития народнохозяйственного комплекса, эффективно работает промышленность, в том числе обслуживающая аграрное производство. Отлажена финансовая система государства, сформирована нормативно-правовая база функционирования субъектов хозяйствования в рыночной среде. Имеются существенные достижения в аграрной науке как по организационному совершенствованию отрасли, так и по технико-технологическому ее переоснащению.

Делись добром ;)