Состояние и развитие пчеловодства в России

курсовая работа

2.Некоторые проблемы и успехи российского пчеловодства

В России, по официальным статистическим данным, насчитывается около 3,3 млн. пчелиных семей. Следует заметить, что в 2003-2004 гг. наметилась стабилизация этого показателя (рис.1). Объем производства товарного меда также стабильно остается на уровне 50 тыс. т. в год. Однако о положительной динамике отрасли говорить еще рано.

Рисунок 1.

Социально-экономические перемены последних лет не лучшим образом отразились на пчеловодстве. Это, прежде всего разрушение структуры управления отраслью, почти полная ликвидация системы зоотехнического и ветеринарного обслуживания. Был упразднен Национальный комитет по пчеловодству, что нанесло сокрушительный удар по престижу российского пчеловодства и лишило возможности российских ученых участвовать в международных конгрессах и симпозиумах. Произошло перераспределение форм собственности в сторону преобладания частного сектора, на фоне общего передела собственности это вполне закономерно и неизбежно. Однако наметились и начинают проявляться негативные стороны этого процесса. В России не имеется пока и серьезной общественной организации, способной объединить пчеловодов, защитить их интересы и обеспечить поступательное развитие отрасли. Не принесли успеха попытки принять закон о пчеловодстве. В недалеком прошлом шла постоянная и очень интенсивная работа по всей стране по обучению пчеловодов, их переподготовке и повышению квалификации. Существовала стройная система СПТУ, техникумов, а также различных курсов. В настоящее время она полностью рухнула. И даже единственное образовательное учреждение по пчеловодству, Академия пчеловодства, испытывает хронический дефицит слушателей.

Что же происходит, пчеловоды стали грамотнее и не нуждаются в обучении? Скорее всего, это не так. Просто по всем направлениям пчеловодство скатывается на экстенсивный путь развития. Раньше за обучение платили колхозы, совхозы, другие государственные предприятия, а начинающий современный пчеловод считает обучение за свой счет непозволительной для себя роскошью. Однако имеющийся потенциал знаний постепенно исчерпывается. Усугубляет положение и то, что в условиях вседозволенности выходит «самиздатом» масса никем не рецензируемых изданий по пчеловодству, не только не приносящих пользу пчеловодам, но и вводящих их в заблуждение. Авторы из амбиционных побуждений навязывают читателю свое, часто ошибочное мнение или изобретают свой «пчеловодный велосипед». Особенно негативно это сказывается на начинающих хозяевах пасек.

Никто не спорит, есть среди современных хозяев пасек талантливые специалисты и настоящие профессионалы, однако основная масса нуждается в квалифицированном обучении. Надо искать приемлемые формы. Например, в Израиле обучение проходит на базе зарекомендовавших себя фирм-производителей и переработчиков меда -- учащиеся и работают, и получают знания. В Германии начинающие пчеловоды должны пройти тернистый и многоступенчатый путь, чтобы получить право производить настоящий немецкий мед и постоянно подтверждать свою квалификацию.

Вызывает тревогу и резкое снижение уровня технической оснащенности отрасли. Причина все та же: если раньше для крупных общественных пасек заказывалось современное оборудование, то в настоящее время далеко не все пчеловоды могут позволить себе техническое перевооружение. В своем большинстве кочевые пасеки наших пчеловодов, их обустройство и быт представляют собой очень печальное зрелище, а ведь давно разработаны и ждут заказчиков и многофункциональные кочевые вагончики, и солнечные портативные батареи и многое другое. Владельцы мелких пасек не в состоянии осваивать в полной мере и современные научно-технологические разработки. Нашим пчеловодам необходимо или развиваться подобно, например, фирме М.С.Ембулаева «Совап» -- вполне цивилизованному мобильному предприятию, или объединять свои усилия, кооперироваться.

Особую тревогу вызывает состояние, вернее, интенсивная деградация нашего отечественного генофонда пчел. Как известно, Россия обладает ценнейшими породными ресурсами. Это, прежде всего среднерусская темная лесная пчела, не имеющая себе равных в мире по зимостойкости и способности переносить неблагоприятные условия. Только ее можно разводить в условиях северных широт (до 60° с.ш.), да еще и с высокой экономической эффективностью. Среднерусские темные лесные пчелы незаменимы для пасек центральных и северных регионов России.

Всему миру известны и феноменальные качества серых горных кавказских пчел: миролюбие, самый длинный хоботок, позволяющий им продуктивно работать на красном клевере. Генофонд этих пчел сосредоточен в нашем Закавказье и районах Центрального Кавказа. Они блестяще зарекомендовали себя в районах с мягкой зимой, а высокогорные популяции (например, мегрельская) сравнительно хорошо переносят и условия центральных областей. Кавказянки незаменимы для использования в клеверосеющих районах и в местах с рассеянным, несильным медосбором.

Коллективу селекционеров НИИ пчеловодства в результате многолетней работы удалось соединить ценнейшие качества этих двух пород в породном типе «Приокский», созданном для использования в центральных областях России.

Карпатская порода, признаваемая западными селекционерами как крупная восточная популяция карпики, также представляет большую ценность для разведения в западных и некоторых других областях России. Известно, что вся Западная Европа разводит именно эту породу, считая ее универсальной.

Планом породного районирования для разведения пчел в России применительно к различным областям рекомендованы именно эти породы. До 1990 г. в той или иной мере план выполнялся, кроме того, проводилась организационная работа по созданию генофондных заказников и заповедников. К сожалению, сейчас все изменилось. Последние 15 лет быстрыми темпами идет деградация генофонда отечественных пород. Особую угрозу представляет давление беспородного материала, поступающего из бывших среднеазиатских республик. Пчеловоды России не могут устоять перед искушением, приобрести маток в ранние сроки и по низкой цене, невзирая на их беспородность и даже на ветеринарное неблагополучие. Да и российские пчеловоды-частники из пчелоразведенческих зон Северного Кавказа и Закавказья часто, прикрываясь маркой известных питомников, вносят свою лепту в процесс бесконтрольного распространения беспородного материала. Единственные очаги сохранения и размножения чистопородных маток и семей -- племенные репродукторы разных уровней (табл.1).

Таблица 1.

Племенной завод Краснополянской ОСП традиционно занимается селекцией и репродукцией серой горной кавказской породы. Здесь, в изолированных условиях, сохраняются наиболее ценные популяции, идет селекционная работа по поддержанию линий, чистопородность контролируется анализом экстерьерных признаков. Потенциальные возможности репродуктора -- около 100 тыс. маток в год. Однако такого уровня в последние 10 лет хозяйство не достигает или из-за отсутствия заказов, или из-за их несвоевременности. Для ведения планового хозяйства заказы должны быть сделаны предварительно, а также необходима предоплата. Несоблюдение этих требований дает возможность пчеловодам частного сектора погашать потребность в серых горных кавказских матках, но об их чистопородности можно говорить лишь с большой натяжкой, а об уровне селекции и подавно. Тем не менее, вопрос об обеспечении зон районирования матками серой горной кавказской породы можно все-таки считать решенным.

Большой прогресс за последние годы отмечается в репродукции маток и пчелиных семей среднерусской породы. Кроме Орловской ОСП, занимающейся селекцией и первичной репродукцией племенного материала, активно заработали племзаводы «Башкирский» и «Татарский». На территории Башкортостана находится уникальный заповедник пчел этой породы Шульган-Таш; сохранился значительный очаг чистопородных пчел и в лесах Татарстана. Лимитирующий фактор в работе этих питомников -- природно-климатические условия, не позволяющие получать маток в ранние сроки. Очевидно, требуется разработка и освоение технологий их зимнего содержания вне клуба, а также ориентирование заказчиков на приобретение позднелетних маток. Разумеется, такая покупка даст эффект только на следующий год. Однако надо иметь в виду и тот неоспоримый факт, что качество выведенных летом маток выше.

Исходный очаг распространения пчел карпатской породы находится на Западной Украине, но на территории России работу по ее репродукции успешно выполняют племзавод Майкопского опорного пункта и племзавод «Кисловодский». Эти хозяйства поддерживают связь с украинскими пчеловодами, они регулярно восполняют чистопородный материал, ведут на хорошем уровне работу по поддержанию чистопородности и селекционному улучшению карпаток.

НИИ пчеловодства осуществляет первичную репродукцию племенного материала внутрипородного типа пчел среднерусской породы «Приокский» и поставляет его для массовой репродукции на специально отведенные изолированные пасеки Краснополянской ОСП и КФХ «Бортники».

Делись добром ;)