logo
Анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям

2.2.2 Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности - уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство накануне преобразований оставался крайне низким. Для изменения ситуации по снижению темпов роста сельскохозяйственного производства требовалось активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности в программе были продуманы меры по созданию необходимых условий эффективного функционирования сельского хозяйства:

1) меры по поддержанию почвенного плодородия

Главная цель - создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Комплекс мер реализуется в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года». Средства федерального бюджета, направляемые в рамках Государственной программы на реконструкцию межрегиональных и межхозяйственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, используются на техническое перевооружение объектов федеральной собственности. Вместе с тем, внутрихозяйственные системы, находящиеся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с недостатком собственных финансовых средств реконструируются медленными темпами, поливная техника обновляется крайне медленно, технический износ сооружений и оборудования превышает 80%.

2) меры по разработке технических регламентов, определяющих требования к основным и оборотным средствам сельскохозяйственного производства и к готовой продукции призваны создать условия для нормативного обеспечения выпуска качественной, безопасной для жизни населения, конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции. Разработка технических заданий на технические регламенты необходима для функционирования системы технического регулирования отрасли. Реформирование системы стандартизации в сельском хозяйстве, путем организации механизмов разработки и внедрения национальных стандартов, унифицированных с международными стандартами должно обеспечить применение передовых технологий, методов рационального использования ресурсов, техническую и информационную совместимость.

3) создание единой системы информационного обеспечения АПК - основными задачами которой являются формирование государственных информационных ресурсов и предоставление государственных услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе развития информационно-телекоммуникационной системы агропромышленного комплекса России, автоматизированной информационной системы Минсельхоза России, системы информации о рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

С субъектами Российской Федерации заключены соглашения по реализации мероприятий Государственной программы в части исполнения целевой программы ведомства «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 годы)». В рамках научно-исследовательских и методических работ предполагалось: сформировать нормативно-техническую и организационно-методическую базу применения информационных технологий в сфере сельского хозяйства. Все эти меры позволили систематизировать данные, повысить оперативность их обработки, устранить дублирование информации и несовместимость данных и предоставить удобный пользовательский доступ к различным видам информации, а также создать условия для широкого распространения и использования средств системы информационного обеспечения при подготовке и принятии решений на всех уровнях управления в сфере сельского хозяйства. В 2008 году 66 региональных органов управления АПК (79,5%) использовали функциональные возможности, предоставляемые системой информационного обеспечения, при целевом показателе 30%. Обеспечили предоставление государственных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям в электронном виде 46 субъектов Российской Федерации при задании - 42 региона. Наиболее распространены услуги по предоставлению нормативно-правовых документов для оформления субсидий на компенсацию части процентных ставок по кредитам и займам, информации о ценах и аналитические обзоры, справочной информации по перерабатывающим предприятиям. Ценовой мониторинг агропродовольственного рынка проводят 75% регионов, 62% - проводят дистанционный мониторинг сельскохозяйственных угодий, получая сведения о текущем (подекадно) состоянии развития сельскохозяйственных культур и прогнозы их урожайности.

4) развитие земельной ипотеки - важнейшее условие обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам под залог земельных участков. Решение данной задачи предполагалось путем создания законодательной и нормативной базы, которая позволила расширить возможности по привлечению ипотечных кредитов собственников и пользователей сельскохозяйственной земли ипотечного кредитования;

снижения транзакционных издержек оборота участков сельскохозяйственных земель;

создания инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования, снижающего транзакционные издержки процедуры залога;

организации научно-методологического обеспечения развития земельной ипотеки;

- повышения информированности сельхозпроизводителей об ипотечном кредитовании

5) кадровое обеспечение и развитие информационно-консультационной службы АПК. Целью осуществления мероприятий по данному направлению определено расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, повышение качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства.

Данное направление реализуется путем обновления учебно-научного оборудования образовательных учреждений Минсельхоза России путем предоставления целевого финансирования, формирования региональных информационно-консультационных систем (ИКС) путем предоставления целевого финансирования образовательным учреждениям высшего и дополнительного профессионального образования Минсельхоза России на конкурсной основе, создания на федеральном уровне учебно-методических центров. Центры сельскохозяйственного консультирования в 2008 году осуществляли деятельность в 58 субъектах Российской Федерации. Региональный уровень представлен 56 консультационными центрами (целевой индикатор 56 центров), районный - 443 центрами различных организационно-правовых форм. В рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» создано 262 районных центра в 29 субъектах Российской Федерации, в том числе в 2008 году создано 98 районных центров в 21 субъекте Российской Федерации. Для проведения подготовки, переподготовки и повышения квалификации консультантов в образовательных учреждениях Минсельхоза России создано 27 региональных учебно-методических центров Скульская Л.В., Широкова Т.К. О проблемах сельскохозяйственного производства и его кадрового обеспечения // Проблемы прогнозирования (Электронный ресурс) - 2009. №4 .