Организация информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе

курсовая работа

1.1 Роль ИКС в повышении экономической эффективности АПК

В АПК многих стран мира тезис «обучение через всю жизнь» активно реализуется через систему ИКС. В России во многом эти функции выполняют в учебных заведениях системы дополнительного профессионального образования и ВУЗах. В последнее время ИКС многих регионов взяли на себя эти функции. Из-за сложности сегодняшних проблем консультационной службе необходимо опираться на более широкий круг учебных дисциплин, помимо традиционных, а также на различные дополнительные источники информации.[9]

Консультационной службе необходимо избегать выдачи готовых ответов. Обоснованные суждения требуют большой работы, как со стороны экспертов, так и общественности. Мы в консультационной службе не стремимся выдавать информацию и указывать, как должен развиваться процесс, но скорее мы учим людей, как получать информацию и ею пользоваться.[10]

Основная роль ИКС в сельскохозяйственном производстве состоит в оказании помощи фермерам принимать лучшие решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Для эффективного развития производства сельские товаропроизводители должны принимать оптимальные управленческие решения.

Следовательно, сущность ИКС- означает:

-консультирование сельских товаропроизводителей по вопросам, касающимся технологии и организации производства, ведения хозяйства и других проблем;

-распространение достижений науки и передовой практики среди сельхозтоваропроизводителей;

-оказание помощи сельским товаропроизводителям в повышении уровня образования и квалификации, передача им специальных знаний, что позволит им принимать правильные решения.[9]

1.2 Этапы становления и современное состояние ИКС

Теоретическое обоснование деятельности ИКС изложил А.В. Чаянов в своей работе "Основные идеи и методы работы общественной агрономии" (1918). По его замыслу во взаимоотношениях с государством общественная агрономия должна играть активную роль, способствуя выработке соответствующей аграрной политики. Только при этом условии общественная агрономия сможет решать стоящие перед ней задачи. [9]

В качестве одной из основных функций ИКС А.В. Чаянов видит увеличение темпов развития сельского хозяйства. Новые научные открытия, результаты опытов или новые возможности рынка дают возможность сельским товаропроизводителям увеличить объем производства продукции без увеличения издержек или уменьшить издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут использовать эти возможности только после того, как они о них узнают. ИКС может стимулировать развитие сельского хозяйства путем ускорения процесса обучения, что не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом.[3]

А.В. Чаянов видит главную функцию ИКС в повышении уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не чиновником из местной администрации или федерального центра.

Становление и укрепление административно-командной системы в нашей стране на долгие годы прервет в экономике процесс инициативного поиска и выработки самостоятельных решений. На смену самодеятельности хозяйствующих субъектов придет администрирование, порой грубое и некомпетентное, со стороны партийных и государственных органов. Последствия этого особенно отразятся на сельском хозяйстве.

Возрождение ИКС в России начнется только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии.

При изучении вопросов истории ИКС, обращает на себя внимание тот факт, что становление и развитие сельскохозяйственных консультационных служб на Западе и в России происходило примерно в одно и то же время. Порой в России эти службы создавались раньше. Например, в Соединенных Штатах служба extension будет создана лишь в 1914 г.

В 1913 г. в сельском хозяйстве России работало 9000 консультантов, в то время как в Нидерландах - только 35, несмотря на то, что население России в ту пору было лишь в 10 раз больше.

История развития ИКС в нашей стране имеет глубокие корни и заслуживает всяческих похвал. Однако в данном случае численность российских консультантов несколько завышена, поскольку речь, скорее всего, идет об общей численности земской и государственной агрономической службы, где более половины ее состава принадлежало к так называемому вспомогательному персоналу, имеющему в основном низшее образование. Но, тем не менее, если не обращать внимания на общественные условия, в которых происходило развитие сельского хозяйства страны и становление земского института общественной агрономии, то можно сказать, что российская ИКС в ту пору находилась на передовых позициях в мире. Однако если посмотреть на характер деятельности этой службы и решаемые ею задачи, то сравнение с Западом будет не в нашу пользу.

В России быстрый рост численности земского агрономического персонала был вызван прежде отсталостью крестьянского земледелия и постоянной угрозой очередного бедствия - неурожая. Причины этой отсталости общеизвестны, корни ее кроются в соответствующей политике государства, о чем уже шла речь. На 1000 человек населения у нас в Европейской России приходится грамотных несколько более 229. Между тем в Австралии грамотных приходится на 1000 человек населения - 816, в Германии - 980, в Бельгии - 998»

Российским земским агрономам приходилось решать задачи, которые Запад уже давно и безболезненно решил. Основной крестьянской массе приходилось объяснять казалось бы очевидные истины, доказывать им пользу травосеяния, применения минеральных удобрений, новых усовершенствованных орудий труда, сортов растений, пород животных и т.д. На это порой уходили годы. Однако общий строй российских земельных порядков, крестьянская бедность, выкупные платежи, налоговый гнет, малоземелье, общинное землепользование и т.д. не способствовали прогрессу в русской деревне. Движение в этом направлении будет предпринимать лишь наиболее инициативное и предприимчивое меньшинство.[9]

1.3 Виды оказываемых услуг и принципы функционирования информационно-консультационной службой

В настоящее время региональные и районные информационно-консультационные службы (центры), оказывают сельскохозяйственным товаропроизводителям (клиентам) следующие виды услуг:

¦ информационное обслуживание по различным вопросам (о новых технологиях, оборудовании, перспективных сортах, породах животных и др.);

¦ посещение сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью выявления их проблем непосредственно на месте;

¦ консультирование по всем направлениям деятельности хозяйств ( организационно-экономическим, технологическим и правовым вопросам и др.);

¦ предоставление ответов товаропроизводителям на их запросы;

¦ организация учебы сельских товаропроизводителей проведением обучающих семинаров, конференций и др.;

¦ отбор и внедрение в производство достижений науки и передового опыта;

¦ проведение «Дня поля» и «Дня Зоотехника» для специалистов и товаропроизводителей на базе научных учреждений и передовых хозяйств;

¦ оказание помощи при разработке и составлении бизнес-планов, введении бухгалтерского учета, реформировании предприятий и разработке программы выхода из кризиса;

¦ предоставление коммерческой информации и консультации по вопросам сбыта сельскохозяйственной продукции и приобретения различных материальных ценностей;

¦ анализ производственно-экономической деятельности, прогнозирование производства, консультации по составлению отчетов;

¦ внедрение в производственную деятельность персональных компьютеров;

¦ создание базы данных по сельхозпредприятиям по основным вопросам их деятельности; [9]

Виды оказываемых информационно-консультационных услуг по тематике запросов клиентов можно расположить по приоритетности в следующей последовательности:

1) Больше всего клиенты нуждаются в информациях о ценах рынка сбыта продукции, расчетно-экономических услугах (бизнес-планирование и др.) - 80-88 %;

2) Затем в услугах по технологическим вопросам в растениеводстве, животноводстве, приобретению техники, семян, удобрений - 70-78 %;

3) Меньше всего в услугах по правовым, налогам, кредитам и законодательным вопросам - 60-65 %.

В работе ИКС используются различные формы и методы оплаты информационно-консультационных услуг, что связано со сложным финансовым положением сельскохозяйственных предприятий. Большинство сельхозтоваропроизводителей не в состоянии оплачивать услуги ИКС. В этих условиях основным источником расчета за оказанные услуги должны являться региональные и местные бюджеты, особенно в первые годы становления службы. Определенный перечень консульта ционных услуг должен быть оказан на платной основе, за счеа средств самих сельхозтоваропроизводителей.[9]

Принципы функционирования ИКС. Функционирование информационно-консультационной службы должно осуществляться в соответствии с определенными принципами, строгое соблюдение которых обязательно для любой службы.[5]

К основным принципам функционирования информационно-консультационной службы относятся:

- открытость службы - информационно-консультационная помощь должна быть оказана любому клиенту и она должна взаимодействовать со всей инфраструктурой АПК;

- установление отношений специалистов ИКС с сельхозтоваропроизводителями на основе доверия и партнерства;

- климат взаимного доверия основан на знаниях и навыках консультанта. Сотрудник службы должен быть не только высококвалифицированным специалистом в своей области знаний, но и владеть консультационными, психологическими и педагогическими навыками;

- объективное, достоверное, своевременное предоставление сельхозтоваропроизводителям информации и других информационно-консультационных услуг,

- обеспечение конфиденциальной информации о клиентах службы;

- обеспечение финансовой поддержки со стороны государства и постепенное введение платных услуг в целях частичной окупаемости затрат;

- организация подготовки высококвалифицированных кадров для службы, создание условий для их работы и повышение их заинтересованности в оперативности и качестве предоставляемых информации и услуг,

- привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций-

Эффективность реализации указанных принципов зависит IK только от самой службы, но и от органов управления АПК всех уровней. Только при их активном участии и поддержке может быть решена задача по формированию службы, отвечающей предъявляемым к ней требованиям.[9]

Делись добром ;)