Развитие психоанализа в Украине
Психоанализ в Украине, также как и в России, опирался на очень своеобразный социальный слой. В конце 19-го - начале 20-го века способные молодые люди, как правило, выходцы из разночинных семей, движимые мотивом принести максимальную пользу своему народу, уезжали учиться медицине на Запад, чаще всего в немецкоязычные страны: Германию, Австрию, Швейцарию. Там они знакомились с психоанализом, некоторые увлекались марксизмом и уходили в революцию. В 20-е годы они возвращались на родину: либо врачами, либо революционерами. Многие революционеры, например, Л.Троицкий, Х.Раковский (возглавлял Совнарком Украины), А.Йоффе и другие были знакомы с психоанализом.
В начале 20-го века в Украине существовало 4 центра развития психоанализа. Несомненно, самым мощным центром психоанализа в Украине была Одесса, доказательством чего может быть работа И.К.Хмелевского «Патологический элемент в личности и творчестве Фридриха Ницше», деятельность М.В.Вульфа, В.Н.Лихницкого, Я.М.Когана, которые как переводили работы Фрейда, так и писали свои труды по психоанализу. Во Львове, в начале века входившем в состав Австро-Венгерской империи, существовали прямые связи с Веной. Наиболее яркой львовской работой является исследование С.Балея «З психології творчества Шевченка”. В Киеве под руководством А.И.Залкинда было создано психоаналитическое отделение Киевского психоневрологической института. Возникновение психоанализа в Харькове было подготовлено развитием как медицинских, так и гуманитарных наук. Развитию психоанализа в Харькове способствовали такие ученые как Г.Ю.Малис («Психоаналитический глоссарий», «Психоанализ коммунизма и др.), И.М.Аптер (один из основоположников отечественной сексологии) и др. Надежда Мандельштам пишет о Харькове 20-х годов: о З.Фрейде «говорили все, но сведения были уж слишком смутными и бесформенными». Духовную атмосферу Харькова этого периода характеризовали повальное увлечение интеллигенции психоанализом, иллюзии относительно возможностей построения идеального общества, стремление синтезировать фрейдизм и марксизм с целью создания целостной теории, охватывающей закономерности развития как общественной, так и индивидуальной психики.
Уже в конце 20-х годов врачи, практиковавшие психоанализ, если не были репрессированы, спешно переключались на другую работу, «вытесняя» из памяти свое опасное психоаналитическое прошлое.
В целом, психоанализ в Украине, кроме львовского, развивался в тесной связи с российским. Одесские психоаналитики переводили и издавали труды З.Фрейда не только в Одессе, но и в Москве. Выходец из Одессы Х.Вульф стал председателем Российского психоаналитического общества. Многие работы посвящены психоанализу выдающихся деятелей украинской культуры. Все сказанное свидетельствует о том, что украинский психоанализ возник, начал формироваться и обнаружил тенденцию не к простому заимствованию идей З.Фрейда, а к творческой, оригинальной их переработке на почве украинской культуры. Следует отметить высокогуманную направленность этих работ, а также почти полное отсутствие в них вульгаризма и натурализма.
Список литературы:
Балл Г.О. Сучасний гуманізм і освіта: Соціально-філософські та психолого-педагогічні аспекти. – Рівне: “Ліста-М”. – 2003. – 128 с.
С.А.Богданчиков. Научно-организационная деятельность Г.И.Челпанова // Вопросы психологии. – 1998. - №2. – С. 126 – 135.
Болотнікова І.В. Науково-історічні витоки становлення української педології та психології//Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - № 9-10. – С. 104 – 107.
История психоанализа в Украине / Сост. И.И.Кутько, Л.И.Бондаренко, П.Т.Петрик. – Х.: Основа, 1996. – 360с.
К 100-летию со дня рождения П.И.Зинченко // Психологический журнал. – 2004. - №2. – С.128 – 130.
Маклаков Г.А. Общая психология. – СПб: Питер, 2000. – 592 с.
Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 480 с.
Роменець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття. – Київ, “Либідь”, 1998. – 992 с.