logo search
с 1 по 103

8.3. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом

Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюд­жетом проявляются в уплате налогов и получении субсидий и компенсаций, в целевом финансировании отдельных программ развития сельского хозяйства.

Налогообложение — это совокупность экономических и органи­зационно-правовых отношений, складывающихся в процессе рас­пределения денежной формы стоимости, выражающихся в изъя­тии части доходов юридических и физических лиц в общегосудар­ственное пользование.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложе­ния). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услу­ги, уплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.

В налоговой практике существуют три способа взимания нало­гов: кадастровый; изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника); изъятие налога после получения дохода.

Сельскохозяйственные организации облагаются налогами и платежами как по традиционной схеме, так и путем обложения через вмененный доход по желанию плательщика.

При традиционной системе налогообложения предприятие платит следующие виды налогов:

налог на прибыль от несельскохозяйственной деятельности;

налог на добавленную стоимость (НДС);

акцизы. Их уплачивают организации, реализующие производ­ственные подакцизные товары (винно-водочные изделия — спирт этиловый ректификованный, спиртованные соки, пиво, табачные изделия и др.);

региональный налог на имущество предприятий. Для предпри­ятий по производству, переработке и хранению сельскохозяй­ственной продукции, чья выручка от указанных видов деятельнос­ти составляет не менее 70 % общей выручки от реализации про­дукции, предусмотрена льгота —они не уплачивают данный налог;

земельный налог;

налог на доходы физических лиц (организация выступает не в качестве плательщика налога, а его сборщика у работающих, у источника выплаты);

единый социальный налог.

Основным видом налога является земельный налог, размеры которого зависят от качества земли, ее площади, состава угодий, местоположения (по землям сельскохозяйственного назначения), социально-культурного потенциала территорий (по несельскохо­зяйственным землям) и др.

От уплаты земельного налога полностью освобождены: науч­ные организации, опытные, экспериментальные и учебные заве­дения сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого про­филя (за земельные участки, непосредственно используемые для научных, для научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур); организации Российской академии сельскохозяйствен­ных наук; крестьянские (фермерские) хозяйства — в течение пяти лет с момента предоставления им участков.

Налог на землю используется на следующие цели:

финансирование по соответствующим нормативам землеуст­ройства, ведение мониторинга и земельного кадастра, охрану зе­мель и повышение их качества, освоение новых земель;

компенсацию собственных затрат землепользователей, земле­владельцев, собственников земли на эти цели;

погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и вы­плату процентов за них;

инженерно-социальное обустройство территории; фиксиро­ванные выплаты пользователям, владельцам и собственникам, ве­дущим сельскохозяйственное производство на землях с низким плодородием почвы.

Средства от земельного налога и арендной платы расходуются исключительно на указанные цели, их остатки на конец года не изымаются и направляются по целевому назначению для исполь­зования в следующем году.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, чья выручка от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и про­дуктов ее переработки за предшествующий отчетному календар­ный год составила не менее 70 % в общей сумме выручки, могут платить единый сельскохозяйственный налог. Налоговая ставка установлена в размере 6 % доходов, уменьшенных на величину расходов.

При переходе на единый сельскохозяйственный налог весь процесс взимания налога значительно упрощается. Сокращается объем налоговой отчетности, а следовательно, уменьшаются за­траты. Снижаются налоговые риски, связанные с допускаемыми ошибками при исчислении большого количества налогов.

В рыночных условиях государство должно финансировать при­оритетные государственные программы развития сельского хозяй­ства. Помощь государства осуществляется выделением дотаций, компенсаций, субсидий.

Дотация — это ассигнования из государственного бюджета, вы­деляемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых. За счет дотаций из федерального бюджета осуществляется санация убыточных хозяйств.

Компенсация — возмещение государством понесенных хозяй­ствующим субъектом расходов. Методом компенсирования возме­щается, к примеру, часть затрат сельскохозяйственным произво­дителям на приобретение минеральных удобрений и средств за­щиты растений, затраты, связанные со строительством домов ЖСК.

Государственное финансирование хозяйственной деятельности может носить субсидиарный характер. Субсидия — это денежная помощь, оказываемая государством в качестве дополнительного источника покрытия расходов. Государством, например, субсиди­руются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и др.

Государственное финансирование может производиться и опосредованно, через бюджеты субъектов РФ. Таким видом по­мощи является выделение субвенций. Субвенция — это фиксиро­ванный объем государственных средств, выделяемых на безвоз­мездной основе для целевого финансирования расходов бюдже­тов субъектов РФ.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что представляют собой финансовые резервы предприятия?

  2. Перечислите источники финансирования ресурсов.

  3. Что такое доходы предприятия? На какие виды они подразделяются?

  4. Что такое расходы предприятия? Из чего они состоят?

5. Охарактеризуйте взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий сбюджетом.