8.3. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом
Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом проявляются в уплате налогов и получении субсидий и компенсаций, в целевом финансировании отдельных программ развития сельского хозяйства.
Налогообложение — это совокупность экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся в процессе распределения денежной формы стоимости, выражающихся в изъятии части доходов юридических и физических лиц в общегосударственное пользование.
Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход и имущество (прямая форма обложения). К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включенные в тариф.
В налоговой практике существуют три способа взимания налогов: кадастровый; изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника); изъятие налога после получения дохода.
Сельскохозяйственные организации облагаются налогами и платежами как по традиционной схеме, так и путем обложения через вмененный доход по желанию плательщика.
При традиционной системе налогообложения предприятие платит следующие виды налогов:
налог на прибыль от несельскохозяйственной деятельности;
налог на добавленную стоимость (НДС);
акцизы. Их уплачивают организации, реализующие производственные подакцизные товары (винно-водочные изделия — спирт этиловый ректификованный, спиртованные соки, пиво, табачные изделия и др.);
региональный налог на имущество предприятий. Для предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, чья выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей выручки от реализации продукции, предусмотрена льгота —они не уплачивают данный налог;
земельный налог;
налог на доходы физических лиц (организация выступает не в качестве плательщика налога, а его сборщика у работающих, у источника выплаты);
единый социальный налог.
Основным видом налога является земельный налог, размеры которого зависят от качества земли, ее площади, состава угодий, местоположения (по землям сельскохозяйственного назначения), социально-культурного потенциала территорий (по несельскохозяйственным землям) и др.
От уплаты земельного налога полностью освобождены: научные организации, опытные, экспериментальные и учебные заведения сельскохозяйственного, лесохозяйственного и другого профиля (за земельные участки, непосредственно используемые для научных, для научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур); организации Российской академии сельскохозяйственных наук; крестьянские (фермерские) хозяйства — в течение пяти лет с момента предоставления им участков.
Налог на землю используется на следующие цели:
финансирование по соответствующим нормативам землеустройства, ведение мониторинга и земельного кадастра, охрану земель и повышение их качества, освоение новых земель;
компенсацию собственных затрат землепользователей, землевладельцев, собственников земли на эти цели;
погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и выплату процентов за них;
инженерно-социальное обустройство территории; фиксированные выплаты пользователям, владельцам и собственникам, ведущим сельскохозяйственное производство на землях с низким плодородием почвы.
Средства от земельного налога и арендной платы расходуются исключительно на указанные цели, их остатки на конец года не изымаются и направляются по целевому назначению для использования в следующем году.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, чья выручка от реализации собственной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за предшествующий отчетному календарный год составила не менее 70 % в общей сумме выручки, могут платить единый сельскохозяйственный налог. Налоговая ставка установлена в размере 6 % доходов, уменьшенных на величину расходов.
При переходе на единый сельскохозяйственный налог весь процесс взимания налога значительно упрощается. Сокращается объем налоговой отчетности, а следовательно, уменьшаются затраты. Снижаются налоговые риски, связанные с допускаемыми ошибками при исчислении большого количества налогов.
В рыночных условиях государство должно финансировать приоритетные государственные программы развития сельского хозяйства. Помощь государства осуществляется выделением дотаций, компенсаций, субсидий.
Дотация — это ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых. За счет дотаций из федерального бюджета осуществляется санация убыточных хозяйств.
Компенсация — возмещение государством понесенных хозяйствующим субъектом расходов. Методом компенсирования возмещается, к примеру, часть затрат сельскохозяйственным производителям на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, затраты, связанные со строительством домов ЖСК.
Государственное финансирование хозяйственной деятельности может носить субсидиарный характер. Субсидия — это денежная помощь, оказываемая государством в качестве дополнительного источника покрытия расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и др.
Государственное финансирование может производиться и опосредованно, через бюджеты субъектов РФ. Таким видом помощи является выделение субвенций. Субвенция — это фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования расходов бюджетов субъектов РФ.
Контрольные вопросы и задания
Что представляют собой финансовые резервы предприятия?
Перечислите источники финансирования ресурсов.
Что такое доходы предприятия? На какие виды они подразделяются?
Что такое расходы предприятия? Из чего они состоят?
5. Охарактеризуйте взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий сбюджетом.
- Глава 1
- 1.4. Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства
- Глава 2
- 2.1. Понятие и функции рынка
- 2.2. Конкуренция и ее виды
- 2.3. Состав и структура аграрного рынка
- 2.4. Система рынков в сельском хозяйстве
- Глава 3 управление
- 3.1. Понятие, принципы и функции управления
- 3.2. Система управления сельским хозяйством
- 3.3. Структуры управления
- 3.4. Методы управления
- 4.2. Состав и распределение земельных ресурсов по землепользователям
- 4.3. Земельный кадастр и мониторинг земли
- 4.4. Земельные отношения и рента
- 4.5. Эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения
- Практическое занятие
- 2. Структура посевных площадей и степень использования пашни в спк «Нива«
- 1. Состав и структура земельного фонда спк «Нива»
- 3. Исходные данные
- 4. Эффективность использования сельскохозяйственных угодий
- Глава 5 трудовые ресурсы
- 5.1.Понятие и состав трудовых ресурсов, их занятость
- 5.2. Обеспеченность трудовыми ресурсами и сезонность их использования в сельском хозяйстве
- 5.3. Эффективность использования трудовых ресурсов и факторы роста производительности труда
- 5.4. Организация и нормирование труда в сельском хозяйстве
- 7. Исходные данные Глава 6
- 8. Производительность труда в сельском хозяйстве
- 6.1. Экономическая сущность, классификация и оценка основных средств
- 6.2. Износ и воспроизводство основных средств
- 6.3. Эффективность использования основных средств и пути ее повышения
- Практическое занятие
- 9. Исходные данные
- 11. Движение и воспроизводство основных средств
- 8812. Исходные данные
- Глава 7
- 7.1.;Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств
- 7.2. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Глава 8
- 8.2. Расходы и доходы предприятия
- 8.3. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом