Аборигены
Эскимосы и алеуты сохраняют традиционные способы охоты, сменилось только снаряжение. Живут в основном на дивиденды от нефтяных компаний, часть являются рабочими на фермах. В настоящее время складывается общность англоязычных “северян” (смесь эскимосов, индейцев, метисов, бедных белых) и общность гренландцев - (смесь эскимосов и датчан). Среди аборигенов заметно социальное расслоение (рабочие по найму, интеллигенция, предприниматели). Существуют органы самоуправление общин. В послевоенный период была предпринята безуспешная попытка ввести у эскимосов оленеводство и внедрить миссионерские школы.
Индейцы США - 86 индейских народа в 1970 г. и уже 152 в 1980 г. В Канаде 2240 существует резерваций, где проживает 300 тыс. чел. На Юго-Западе США сосредоточено около 300 резерваций с общей численностью 1 420 тыс. чел. Более всего индейцев в Калифорнии - 201 тыс., Аклахоме 170 тыс., Аризоне - 153 тыс. Самая крупная резервация - индейцев Навахо (170 тыс), чироки (23 тыс.), апачи (9 тыс.). Самоуправление в резервации осуществляет выборный совет общины во главе с вождем. Задача совета - разрабатывать программы: образовательную, медицинскою, соцстрахования, организовывать рабочии места, строительство. Кроме того в резервации есть представитель из БДИ, который передает ежегодный бюджет в федеральное правительство. Почти половина индейцев США это горожане (самые распространенные профессии - верхолазы, монтажники, токари). Есть целые индейские кварталы. В резервациях все учат в школах и говорят на английском, но знают и изучают в школе язык самого многочисленного племени в резервации. Есть специальные программы и учебники по изучению языка и культуры индейских предков. Кроме того изучают точные науки (математику, физику, механику), овладевают навыками работы на компьютере и вождению автомобиля. Бытовая культура индейцев резерваций синкретична. Очень распространен “пейотизм” - смесь племенных культов, магии и шаманизма. Статус индейца определяется советом общины по заявлению и заключается в льготах на образования, медицинскую помощь, соц обеспечение независимо от стажа работы и страховки. У каждого индейца есть счет в банке за утраченную землю и отчисления за сегодняшнюю аренду земли нефтяными компаниями и др., который он не может снять, а пользуется только % от вклада и то только по разрешению совета общины.
Политика в отношении индейцев неоднократно менялась. Период войны сменился политикой патернализма (1815- по 29 октября 1890 г. - гибель индейцев хункапу у д. Вундед-Ни и после 1973 г.) - постепенное интегрирование индейцев в социально-экономическую структуру США. С 1974 г. принят закон о предпринемательности, где оговаривались льготные условия в индейских резервациях. С 1953-59 гг. преобладала политика терминации, быстрого интегрирования индейцев и ликвидация их статуса, но из-за пассивного сопротивления индейцев провалилась. Была попытка релокации, т.е. переселения большинства индейцев в города и смешение их с окружающим населением. Для борьбы за свои права индейцы создали свои политические партии. Самая многочисленная - Бюро по делам индейцев с 1824 г. НКАИ с 1944 г. и ДАИ с 1968 г. Есть и группы экстремистов-традиционалистов, захвативших в 1969 г. тюрьму Алькотрас и установивших палатки на месте боя у д. Вундед-Ни в 1973 г. Лидер этой группировки - Пельтиор был осужден на 20 лет, а все прогрессивное человечество боролось за его освобождение. В целом все требования умеренных индейцев сводятся к следующим требованиям: 1. Не прикосновенность земель. 2. Компенсация за отнятую во время войн землю в современных ценах. 3. Признания традиционных форм хозяйства как основы жизнеобеспечения, даже в национальных заповедниках и парках. 4. Не ограниченные права на природные ресурсы резерваций. 5. Защита культурного наследия индейцев.
В Южной Америки этническая ситуация существенного отличается. Там не было и нет резерваций, а большинство испаноязычного населения смешанное. Этому способствовали раннеклассовые отношения в индейском обществе. Уже к началу 19 в. во всех колониях преобладали метисы. Разные стартовые условия, разные группы эмигрантов, большое количество рабов привело к региональным этнокультурным отличиям. В 1830 г. произошел распад Великой Колумбии, Федерации соединенных провинций Центральной Америки в 1839 г. Затем началось обособление стран, в первую очередь Уругвая. Только в 1888 г. произошла отмена рабства и началась национально-освободительная война. С 1850 по 1930 г. въехало 12 тыс. человек, что значительно меньше чем в Северную Америку. В 20 в. действовали эмигрантские законы против китайцев, сирие-ливанцев. Не во всех государствах использовался труд рабов-негров (например в Уругвае). На испанском языке говорят более 20 этносов, на партугальском в Бразилии, Аргентине, Перу, Чили, Эквадоре. На французском на Гаити, Маврикии, Гваделупе, на английском на островах Карибского моря. Из европейцев преобладают испанцы, португальцы, ирландцы, баски, датчане, шведы.
Индейцев более всего в Мексике, Гватемале, Перу, Боливии, Эквадоре, Чили. В Коста-Рике - 92%, Сальвадоре - 96%, Гондурасе - 93%. Самые крупные индейские народы Гуахиро в Колумбии (85 тыс. чел.), паэс в Венесуеле (85 тыс. Причем в Венесуэле сильная смесь индейцев с неграми и выходцами из Индии из-за нефтеразработок 20 в. Сильная метисация вызвала необходимость ввести систему сосоловий. В Бразилии долгое время общенациональным языком был гуарани, а с 18 вэ – португальский. Сейчас в Бразилии продолжается актьивная миграция японцев (около 200 тыс.) и образование особой группы нисай. Много япоенцев и в перу. У всех латиноамериканцев сохраняется 3 уровня самосознания – американский, государственный и индейский. Влиянире иезуитов способствовало распространению католицизма. Постоянные межгосударственные войны, перевороты. В Парагрвае они унесли половину жителей в войне 1864-1870 г. Интересна группа “черных карибов” - смесь потомков индейцев и негров, вывезенных из Вест Индии англичанами на материковую часть. У них сложился своеобразный язк “папиаменто” - смесь романо-англо-африканских элементов. В сельве Амазонки сохраняются дробные этнические группы.
Высокая урбанизация государств - 2/3 населения живет в городах, в Уругвае 85% населения горожане, в Венесуеле, Аргентине, Чили - более 80 %. В одном Мехико проживает более 20 млн. чел.
- Глава VI Народы Америки
- Литература
- Америка сегодня
- Проблема заселения Американского континента
- Современные этнические процессы
- Аборигены
- Этнолигвистическая классификация аборигенов
- Хозяйственно-культурные типы аборигенов
- Производящие формы хозяйства
- Материальная культура а. Жилище.
- В. Одежда
- Ремесла
- Средства передвижения
- Социальная организация
- Религиозные верования
- Древниии цивилизации америки.
- Культовые центры и религиозные обряды индейцев