logo search
с 1 по 103

3.1. Понятие, принципы и функции управления

Важное значение в развитии сельского хозяйства имеет управ­ление, так как от него в значительной степени зависят результа­ты хозяйственной деятельности. Управление означает руковод­ство, направление чьей-либо деятельности. Управление производ­ством представляет собой процесс воздействия на коллектив людей или отдельных работников для достижения определенных целей. Управление позволяет обеспечить согласованную и эф­фективную деятельность предприятий, их подразделений и ра­ботников.

Различают субъект и объект управления. Субъект управления — это совокупность различных органов управления и управленчес­ких работников. Субъектом управления может выступать общее собрание организации, правление, дирекция, руководитель хозяй­ства, его заместитель, главные специалисты, специалисты, руко­водители подразделений.

Объект управления представляет собой все то, на что направле­но воздействие субъекта управления. Это могут быть трудовые коллективы, отдельные работники и т.д. Эффективность системы управления зависит от ее построения, квалификации кадров, ин­формационного обеспечения и общих условий хозяйствования.

Таким образом, управление производством — это осознанное и направленное воздействие на коллектив людей с целью побу­дить их работать так, чтобы производство было конкурентоспо­собным и высокоэффективным, а занятые в нем работники по­лучали хорошее материальное вознаграждение и моральное удов­летворение.

В период формирования рыночных отношений в России широ­ко стало употребляться слово «менеджмент». Оно происходит от глагола «to manage* (англ.) — управлять. Менеджмент — это тео­рия и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка. В экономической литературе часто слово «менеджмент» употребляется как управление производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. Специалиста по уп­равлению, наемного управляющего называют менеджером.

Основу управления производством составляют принципы управ­ления. Под принципами управления понимают основные правила и положения, которыми руководствуются органы и работники уп­равления в процессе своей деятельности. Они весьма многообраз­ны и определяются условиями хозяйствования, целями и задачами управления. Из многочисленных принципов управления можно выделить основные, характерные для рыночной экономики:

полномочия и ответственность;

единоначалие;

демократизация и максимальное делегирование полномочий работникам вплоть до самых низовых исполнителей; самостоятельность и ответственность; самоокупаемость и самофинансирование; научность и обоснованность управленческих решений, комп­лексность и системность в управлении производством; экономичность и эффективность управления. Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями. Под функциями управления понимают относитель­но самостоятельные группы работ, которые необходимо выпол­нять для эффективного ведения производства и сбыта продукции. Общими функциями управления, которые присущи любому про­цессу управления, являются планирование, организация, регули­рование, мотивация и контроль.

Планирование — это процесс принятия управленческих реше­ний относительно того, что делать, как делать, кому и когда де­лать. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущих действий, и для их осуществ­ления выбирается наилучший. Решения руководства передаются сверху вниз по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие каждого нижестоящего уровня могли конкретизи­ровать свой план. В итоге планирование представляет собой про­цесс подготовки решения о задачах, средствах и действиях работ­ников путем сравнительной оценки различных вариантов дей­ствий при изменяющихся условиях.

Организация — это деятельность по созданию целостной систе­мы рационального соединения и использования земельных, тру­довых, материальных и финансовых ресурсов, а также работа по формированию органов управления. Организация определяет обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями предприятия и внут­ри них.

Регулирование — это функция управления, которая обеспечива­ет ход управляемых процессов в рамках заданных параметров. Ре­гулирование обеспечивает слаженную работу трудового коллек­тива, помогает организовывать высокоэффективное производ­ство. В условиях рыночной экономики важное значение имеет государственное регулирование развития сельского хозяйства.

Мотивация — побуждение работников к трудовой деятельнос­ти, направленной на достижение целей организации. Различают три основных вида мотивации: материальную, моральную и адми­нистративную (организационную).

Контроль — система наблюдений и проверки соответствия функ­ционирования объекта управления принятым управленческим ре­шениям. Он проводится для выявления результатов управлен­ческих воздействий на процесс производства, оценки деятельнос­ти органов управления и отдельных его работников.

По мере развития рыночных отношений происходит выделе­ние новых функций управления. В современных условиях важное значение имеет такая новая функция управления, как маркетинг. Под маркетингом понимают систему внутрихозяйственного уп­равления, которая направлена на изучение и учет спроса и требо­ваний рынка с целью ориентации производственной деятельности на выпуск конкурентоспособной продукции.