10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
Агропромышленный комплекс является одной из базовых отраслей народного хозяйства Центрального федерального округа. В 2009 году на долю округа приходилось 22,4 процента (или 565 млрд. рублей) общего объема производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации. Сельское хозяйство округа занимает 3-е место в России, доля которого в суммарном валовом региональном продукте составляет 2,3 процента. Наибольшая доля в производстве продукции сельского хозяйства округа принадлежит Белгородской, Московской, Воронежской, Липецкой, Курской и Тамбовской областям.
Численность сельского населения округа - 7 млн. человек. С 1990 по 2010 год доля сельского населения снизилась на 2,8 процента. В сельскохозяйственном производстве занято свыше 1,3 млн. человек (18,9 процента - сельское население). Уровень заработной платы и уровень жизни сельского населения крайне низкие.
В Центральном федеральном округе на 1 жителя приходится 0,38 гектара посевных площадей, на 1 занятого в сельском хозяйстве - 10,7 гектара. Валовой сбор зерна в расчете на 1 человека составляет 0,58 тонны, на 1 занятого в сельском хозяйстве - 16,3 тонны.
В Центральном федеральном округе насчитывается 40,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 7,4 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных предприятий и 5 тыс. малых предприятий.
Посевные площади всех сельскохозяйственных культур с 1990 по 2009 год сократились на 40 процентов, в том числе посевные площади зерновых культур - на 32,5 процента, сахарной свеклы - на 50 процентов, льна-долгунца - на 91 процент, картофеля - на 41 процент. В то же время посевные площади подсолнечника увеличились на 62,6 процента, посевные площади овощей остались на уровне 1990 года.
Поголовье крупного рогатого скота с 1990 по 2009 год сократилось более чем в 4 раза. Центральный федеральный округ занимает 3-е место в России по количеству крупного рогатого скота. Поголовье свиней уменьшилось в 2 раза. Тем не менее округ занимает 1-е место в стране по количеству свиней в хозяйствах всех категорий. Поголовье овец и коз снизилось более чем в 6 раз.
На долю округа приходится 18,3 процента молока, производимого в России, и 16,5 процента объема производства крупного рогатого скота на убой в живом весе (соответственно 2-е и 3-е места среди округов России).
В 2009 году в Центральном федеральном округе производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 2632,2 тыс. тонн, что на 12,4 процента выше уровня 2008 года, молока - 6004,2 тыс. тонн, что на 2,7 процента меньше уровня 2008 года.
В последнее время одной из самых быстро развивающихся подотраслей животноводства является свиноводство. Поголовье свиней в округе в 2009 году увеличилось на 17,3 процента по отношению к уровню 2008 года, производство на убой (в живом весе) - на 24,3 процента и составило 803 тыс. тонн.
За соответствующий период поголовье птицы увеличилось на 9,1 процента, производство на убой (в живом весе) - на 15,3 процента и составило 1275,3 тыс. тонн.
Успешно развивается пчеловодство. По производству меда Центральный федеральный округ занимает 2-е место (17,8 процента) среди округов России.
С учетом рациональной нормы потребления Центральный федеральный округ не в полной мере обеспечивает себя мясом, молокопродуктами, яйцом и хлебопродуктами за счет собственного производства. Из других субъектов Российской Федерации и из-за рубежа ввозится около 60 процентов потребляемого мяса и мясопродуктов, 27 процентов молока и молочных продуктов, 16 процентов яиц. Полностью удовлетворяется потребность в растительном масле, сахаре и картофеле.
Приоритетом развития агропромышленного комплекса является обеспечение потребностей населения в доступных и высококачественных отечественных продуктах питания, устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
Основным принципом развития агропромышленного комплекса является переход на индустриальный способ ведения сельского хозяйства, основой которого является возрастающая энерговооруженность производства. В настоящее время до 70 процентов сельскохозяйственной техники имеют сверхнормативный срок службы и подлежат замене.
Государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей совместно с частным бизнесом, диверсифицирующим свои активы в агропромышленном комплексе, создает возможность для внедрения и увеличения в агропромышленном производстве высокопроизводительной техники и других современных средств и методов производства.
Для достижения мирового уровня в развитии транспортной инфраструктуры и логистики, информационно-аналитического обеспечения необходимо привлечение инвестиций, которые являются одним из наиболее эффективных инструментов ускорения экономического роста, развития новых рынков, формирования новых возможностей для повышения деловой и социальной активности в обществе, в частности в сельском хозяйстве.
Развитие сельского хозяйства во многом зависит и от уровня профессиональной подготовки населения, работающего в этой сфере.
В настоящее время доля инженерно-технического персонала с высшим профессиональным образованием не достигает 30 процентов. Удельный вес молодежи в составе инженерно-технических служб составляет менее 7 процентов.
Таким образом, требуется увеличение на селе доли инженерно-технического персонала с высшим и средним профессиональным образованием, в том числе за счет привлечения молодых специалистов, для обслуживания парка современной высокопроизводительной техники мирового уровня, позволяющей внедрять научно обоснованные ресурсосберегающие технологии.
Принимаемые меры государственной поддержки, направленные на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе на повышение доступности кредитов посредством предоставления субсидий, содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в приобретении материальных ресурсов (минеральных удобрений, электрической энергии, горюче-смазочных материалов), проведение государственных закупочных и товарных интервенций, осуществление мониторинга цен основных видов сельскохозяйственной продукции, способствуют сокращению издержек производства и росту прибыльности сельскохозяйственных организаций. Однако рост цен на материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве, остается фактором, оказывающим негативное воздействие на его состояние.
Приоритетными направлениями развития сельского хозяйства на дальнейшую перспективу станет развитие молочного скотоводства, мясного скотоводства, птицеводства, зернового рынка, пчеловодства, производства льна, пищевой и перерабатывающей промышленности.
До 2020 года необходимо увеличение производства всех основных видов молочных продуктов. Дополнительная потребность в молочном сырье к 2020 году составит до 3 млн. тонн.
В перспективе особенно в областях, граничащих с Московской областью, основное производство молока может быть сосредоточено на крупных фермах (с поголовьем 600 - 1200 коров), входящих в состав холдингов. При этом модернизация ферм будет происходить путем реконструкции существующих производственных площадей в бывших совхозах и колхозах, а также путем нового строительства ферм с использованием современных технологий содержания скота, что соответствует имеющимся в хозяйствах земельным площадям для производства требуемого количества кормов.
Для решения кормовой проблемы необходимо увеличение производства бобовых культур за счет внедрения новых селекционных сортов сои, рапса и других высокобелковых культур, адаптированных к климатическим условиям различных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, а также повышение сохранности заготавливаемых кормов на основе строительства и использования специальных хранилищ, обеспечение устойчивого функционирования агроландшафтов, прекращение деградации пастбищ и снижения плодородия почв.
Государственная политика в части мясного скотоводства будет ориентирована на активное проведение организационных и экономических изменений, содействующих повышению эффективности деятельности организаций и предприятий по производству конкурентоспособных мясных продуктов. Особое внимание будет уделено разработке и реализации механизмов, повышающих инвестиционную привлекательность выращивания и откорма молодняка крупного рогатого скота.
В настоящее время Центральный федеральный округ располагает возможностями увеличить производство говядины к 2015 году в 2 раза (относительно уровня 2008 года), а к 2020 году - почти в 3 раза.
В ближайшее 10-летие основным источником получения говядины будет откормочный контингент из молочных стад.
Прогнозируется к 2020 году довести поголовье мясного скота в округе до 100 тыс. голов, увеличить производство свинины до 800 тыс. тонн.
С этой целью предусматривается ввод новых наукоемких автоматизированных ферм с современными эффективными технологиями производства мяса, а также реконструкция и модернизация промышленных и кормопроизводственных комплексов с учетом возникших в течение продолжительной их эксплуатации (биологическое старение, эпизоотия, состояние экосистемы) ограничений, формирование маточного стада свиней и крупного рогатого скота на базе лучших отечественных и мировых генетических достижений, осуществление эффективной инвестиционной политики с целью привлечения в отрасль отечественного и зарубежного капитала.
Государственная политика в части птицеводства будет направлена на интенсивное развитие отрасли, которая способна в наиболее короткие сроки обеспечить значительное увеличение объемов производства диетического мяса птицы, что, в свою очередь, будет способствовать повышению занятости населения и улучшению социального климата в сельской местности. Предполагается создать крупные вертикально интегрированные кластеры с законченным циклом - от производства кормов и выращивания птицы до ее забоя, переработки, реализации продукции и утилизации отходов.
Особое внимание будет уделено созданию новых мощных племптицерепродукторов, способных обеспечить потребности отрасли в племенной продукции и полностью решить проблему технологической независимости птицеводов от иностранных поставщиков селекционно-племенного материала. Параллельно будут создаваться мощности по переработке мяса птицы.
Целесообразно использовать экспортный потенциал как один из мощных и постоянно действующих стимулов для наращивания производства зерна и повышения его качества. Для этого необходимо рассмотреть возможность распределения квоты на экспорт отдельных видов зерна с учетом специализации зон и регионов их производства с целью рационального размещения посевов зерновых культур и повышения эффективности использования природно-экономического потенциала Центрального федерального округа, а также обеспечить повышение удельного веса зерна твердых сортов пшеницы, гречихи, пивоваренного ячменя, кукурузы и бобовых культур.
В настоящее время функционирует кластер по производству зерновых и зернобобовых культур (Орловская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Белгородская и Воронежская области). В дальнейшем планируется поддерживать производство таких культур в этих областях на уровне, позволяющем полностью обеспечивать собственные потребности, а также экспортировать продукцию на внутренний и внешний рынки.
В северных регионах Центрального федерального округа необходимо сохранить и постепенно увеличивать собственное производство зерновых до уровня, необходимого для поддержания минимальных продовольственных резервов для обеспечения развития животноводства.
Увеличение производства льна может быть осуществлено при условии долговременного роста объемов его внутреннего потребления, а также сокращения импорта хлопкового сырья. Главным препятствием для успешной реализации имеющегося потенциала развития льняного комплекса является недостаточный уровень технического оснащения отрасли.
Выполнение работ по модернизации, техническому и технологическому переоснащению сферы первичной переработки в ряде льносеющих субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, будет способствовать восстановлению первичной переработки льна-долгунца.
Для дальнейшего развития пчеловодства необходимо широкое освоение технологии комплексного использования пчелиных семей, расширение масштабов производства, внедрение научно обоснованных технологий получения биологически активных продуктов пчеловодства, совершенствование работы по сертификации пчеловодческой продукции и создание сети соответствующих лабораторий, повышение требований к качеству выпускаемой продукции в соответствии с международными стандартами и стимулирование в пчеловодстве научно-исследовательской деятельности в области содержания и разведения пчел.
Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе Центрального федерального округа по созданию валового регионального продукта, а также по численности занятых в ней работников.
Лидирующее положение занимают сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачно-махорочная отрасли пищевой промышленности.
Принятие и реализация отраслевых программ по развитию свеклосахарного подкомплекса, первичной переработке скота, маслоделию и сыроделию, а также доступность инвестиционных кредитов посредством предоставления субсидий на строительство и реконструкцию сахарных заводов, объектов первичной переработки мяса и молока способствуют развитию и повышению конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности.
Развитие сахарной промышленности определено приоритетным направлением социально-экономического развития Центрального федерального округа.
Для увеличения инвестиций в свеклосахарный комплекс и последовательного наращивания производства свекловичного сахара в России необходимо прежде всего обеспечить комплексный режим импортных поставок сахара, сахаросодержащих продуктов и закупок сахара-сырца. На территории Белгородской, Курской, Воронежской и Тамбовской областей необходимо увеличивать сырьевую базу и осуществлять скоординированное строительство новых сахарных производств.
Для систематического воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получения стабильных урожаев и улучшения баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов реализуется федеральная целевая программа"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99.
По состоянию на 1 января 2009 г. мелиоративный комплекс Центрального федерального округа представлен наличием 1922,3 тыс. гектаров мелиорированных земель, из них 485,5 тыс. гектаров орошаемых и 1436,8 тыс. гектаров осушаемых земель.
Для сохранения и воспроизводства земельных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве в сложных агроландшафтных и природно-климатических условиях, необходимо обеспечить:
строительство и реконструкцию мелиоративных и водохозяйственных объектов;
реабилитацию почв на землях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
освоение современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;
проведение комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве;
выполнение гидромелиоративных, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель;
осуществление агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий;
выполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.
Основными направлениями реализации государственной политики в развитии агропромышленного комплекса предусматриваются:
привлечение инвестиций в основной капитал;
переход сельскохозяйственных товаропроизводителей на инновационный способ ведения сельского хозяйства;
увеличение темпов структурно-технологической модернизации;
увеличение энерговооруженности производства;
обновление устаревшего парка машин современной высокопроизводительной техникой мирового уровня;
замена устаревших машин на универсально-комбинированную спецтехнику и спецоборудование;
увеличение объема производства продукции сельского хозяйства до рациональных норм потребления на душу населения и экспортных возможностей;
обеспечение полного цикла производства продукции сельского хозяйства;
расширение производства продукции сельского хозяйства с высокой добавленной стоимостью;
сохранение и воспроизводство земельных ресурсов;
развитие социальной инфраструктуры в сельской местности;
улучшение жилищных условий в сельской местности;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров.
Реализация настоящей Стратегии позволит получить комплексный эффект в сельском хозяйстве, включающий:
снижение зависимости экономики России от поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из зарубежных стран;
формирование в агропромышленном комплексе эффективных, ориентированных на рынок и обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения;
повышение инновационной активности и уровня обновления основных фондов предприятий агропромышленного комплекса и смежных отраслей;
повышение производительности труда;
повышение спроса на квалифицированные кадры и улучшение их возрастной структуры.
Центральный федеральный округ располагает наименьшим рыбохозяйственным фондом озер и водохранилищ среди федеральных округов, занимает 5-е место по общему объему уловов водных биологических ресурсов, включая товарное рыбоводство, в федеральных округах Российской Федерации и 4-е место по производству товарной пищевой продукции.
Из входящих в состав Центрального федерального округа субъектов Российской Федерации основная роль в выращивании товарной рыбы принадлежит Белгородской, Московской, Рязанской и Воронежской областям, в производстве товарной пищевой рыбной продукции - Московской, Смоленской, Курской областям и г. Москве.
Причинами уменьшения добычи (вылова) водных биологических ресурсов в водоемах Центрального федерального округа являются:
значительное антропогенное воздействие на водные биологические ресурсы, ведущее к загрязнению рыбохозяйственных водоемов;
значительное сокращение объемов рыбоводно-мелиоративных работ;
значительный рост цен на горюче-смазочные материалы, орудия лова и другое оборудование, что ведет к неэффективности промысла многих видов рыб;
заинтересованность предприятий в добыче только ценных видов рыб (стерлядь, судак), что в значительной степени подрывает их запасы;
несовершенство учета вылова рыбы в рыбохозяйственных водоемах, сокрытие реальных уловов из-за снижающейся рентабельности бизнеса отдельными юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими промышленное рыболовство, что ведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет, а также браконьерство.
Наблюдается ежегодное увеличение числа рыболовов-любителей, а также юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих деятельность по организации любительского и спортивного рыболовства, которое является одним из самых массовых видов отдыха населения.
В субъектах Российской Федерации утверждаются перечни рыбопромысловых участков для целей организации любительского и спортивного рыболовства и проводятся конкурсы на право заключения договоров по их предоставлению.
Этот процесс идет неравномерно. Например, в Брянской, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областях и г. Москве перечни рыбопромысловых участков не сформированы либо не утверждены. В Калужской, Курской, Орловской, Рязанской, Смоленской и Тульской областях перечни участков сформированы, но конкурсы не проведены.
В настоящее время функционируют 4 рыбоводных завода, осуществляющих искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов.
Для рыбохозяйственного комплекса Центрального федерального округа целесообразно:
развивать промышленное рыболовство в тех рыбохозяйственных водоемах, где антропогенная нагрузка на водные биологические ресурсы небольшая и где этот вид предпринимательства экономически оправдан. При этом необходимо оказывать предпринимателям помощь на государственном уровне путем проведения рыбоводно-мелиоративных мероприятий, работ по воспроизводству частиковых, растительноядных, а также ценных видов рыб (стерлядь, судак), бороться с браконьерством и оптимизировать учет вылова водных биологических ресурсов;
предусмотреть механизмы использования рыбопромысловых участков в целях более рационального освоения рыбохозяйственных водоемов;
развивать предпринимательскую деятельность по организации любительского и спортивного рыболовства.
Одним из инвестиционно привлекательных сегментов рыбохозяйственного комплекса является индустриальное рыбоводство с использованием теплых сбросных вод предприятий энергетики и установок замкнутого водоснабжения, которое будет развиваться на инновационной основе с эффективным использованием российских и зарубежных научно-технических разработок и передового опыта.
Индустриальное рыбоводство позволит привлечь в рыбохозяйственный комплекс средства инвесторов, которые сейчас не направляются в рыбопромысловый сектор ввиду ограниченности ресурсного потенциала.
Развитие индустриального рыбоводства планируется за счет выращивания дорогостоящих видов рыб, прежде всего осетровых, для получения пищевой икры. Также высокорентабельно выращивание на теплых водах в зимнее время форели, а летом карпа.
Наряду с индустриальным рыбоводством перспективно товарное прудовое рыбоводство.
Развитие прудового рыбоводства планируется за счет увеличения количества прудовых хозяйств, привлечения малого, среднего бизнеса и частных предпринимателей, а также выращивания прудовой рыбы на интенсивной основе.
Развитие пастбищного рыбоводства планируется за счет массового вселения растительноядных рыб в крупные водоемы южных областей Центрального федерального округа.
Также планируется провести комплексные исследования водоемов, находящихся в федеральной собственности, для их последующего использования в рыбоводной сфере и сдачи в долгосрочную аренду пользователям, а также решить вопросы организационного и экономического плана для вовлечения в рыбоводство юридических и физических лиц.
С целью создания условий для ускоренного развития рыбоводства необходимо разработать комплекс научно-исследовательских мероприятий, позволяющих осуществить:
совершенствование методов реконструкции ихтиофауны водоемов в направлении повышения их продуктивности и хозяйственной ценности;
выведение новых и совершенствование существующих пород, а также формирование ремонтно-маточных стад рыб с использованием целевой селекции на базе молекулярно-генетических методов;
введение в практику рыбоводства новых высокопродуктивных пород рыб;
совершенствование методов обнаружения, профилактики и лечения заболеваний рыб в условиях интенсивного выращивания на основе достижений генной инженерии;
создание системы информационно-экономического обеспечения аквакультуры и маркетинга продукции.
Развитие пастбищного, индустриального и прудового рыбоводства потребует:
модернизации существующих рыборазводных предприятий и строительства новых таких предприятий с учетом современных технологий;
организации мониторинга воспроизводимых популяций на основе использования достоверных и оперативных методов;
резкого увеличения объемов выпуска в естественные водоемы молоди ценных видов рыб;
проведения рыбоводно-мелиоративных работ во внутренних водоемах.
Повышение эффективности искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов будет обеспечиваться совершенствованием его процессов, разработкой и внедрением ресурсосберегающих технологий, реконструкцией и техническим перевооружением существующих, а также строительством новых предприятий по искусственному воспроизводству.
Развитие обрабатывающей базы ориентируется на переработку продуктов промышленного рыболовства внутренних водоемов, производство которых к 2020 году должно существенно увеличиться. Наиболее приоритетным направлением в этих бассейнах будет развитие консервного и морозильного производства.
Основными результатами реализации государственной политики в развитии рыбохозяйственного комплекса в Центральном федеральном округе должны стать:
привлечение инвестиций в основной капитал;
увеличение темпов структурно-технологической модернизации;
увеличение объема производства продукции рыбохозяйственного комплекса;
увеличение доли производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;
увеличение доли российской рыбной продукции в структуре потребления;
увеличение среднедушевого потребления рыбных товаров;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров.
- Правительство российской федерации распоряжение от 6 сентября 2011 г. N 1540-р
- Стратегия социально-экономического развития центрального федерального округа на период до 2020 года
- I. Общие положения
- II. Характеристика центрального федерального округа,
- 1. Текущее состояние
- 2. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального
- 3. Проблемы Центрального федерального округа
- 4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа
- 5. Сценарий социально-экономического развития Центрального
- III. Текущее состояние и основные направления
- 1. Производство и распределение электроэнергии
- 2. Химическая и нефтехимическая промышленность
- 3. Фармацевтическая промышленность
- 4. Добыча и переработка полезных ископаемых
- 5. Машиностроение и приборостроение
- 6. Металлургический комплекс
- 7. Строительный комплекс
- 8. Лесоперерабатывающий комплекс
- 9. Легкая промышленность
- 10. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы
- 11. Транспортные услуги и складские комплексы
- 12. Туристический комплекс
- 13. Сфера услуг
- 14. Развитие научно-технической
- 15. Внешнеэкономическая деятельность
- 16. Финансово-банковский сектор
- 17. Формирование благоприятной среды для развития малого
- 18. Сохранение окружающей среды и обеспечение
- 19. Развитие водохозяйственного комплекса
- 20. Оборонно-промышленный комплекс
- IV. Текущее состояние и перспективы развития транспортной,
- 1. Развитие транспортной инфраструктуры
- 2. Развитие энергетической инфраструктуры
- 3. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры
- V. Основные направления и перспективы социального развития
- 1. Демографическая ситуация
- 2. Потенциал трудовых ресурсов для обеспечения
- 3. Миграционная политика
- 4. Система образования (с учетом федеральных
- 5. Здравоохранение, федеральные медицинские центры,
- 6. Развитие культуры
- 7. Физическая культура и спорт, спортивные школы
- 8. Молодежная политика
- 9. Социальная защита населения
- 10. Развитие жилищной сферы
- VI. Экономические специализации и конкурентные
- 1. Социально-экономическое развитие Белгородской области
- 2. Социально-экономическое развитие Брянской области
- 3. Социально-экономическое развитие Владимирской области
- 4. Социально-экономическое развитие Воронежской области
- 5. Социально-экономическое развитие Ивановской области
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 7. Социально-экономическое развитие Костромской области
- 8. Социально-экономическое развитие Курской области
- 9. Социально-экономическое развитие Липецкой области
- 10. Социально-экономическое развитие Московской области
- 11. Социально-экономическое развитие Орловской области
- 12. Социально-экономическое развитие Рязанской области
- 13. Социально-экономическое развитие Смоленской области
- 14. Социально-экономическое развитие Тамбовской области
- 15. Социально-экономическое развитие Тверской области
- 16. Социально-экономическое развитие Тульской области
- 17. Социально-экономическое развитие Ярославской области
- 18. Социально-экономическое развитие г. Москвы
- VII. Механизмы и инструменты реализации настоящей стратегии