logo search
полит

75. Сущность социального государства

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения .

Социальное государство осуществляет свои цели и задачи в форме правовой государственности и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального неравенства. В наши дни демократические государства пытаются найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов в своей деятельности

Однако очевидно, что от конституционного закрепления идеи правового, социального государства до ее практической реализации лежит долгий и трудный путь. Для этого необходимы как политическая воля, проведение соответствующих политических реформ, так и создание необходимой социально-экономической базы, развитие культуры и др. предпосылки

76.

Сутність та співвідношення понять геополітика і зовнішня політика

Геополитика — междисциплинарная область знания о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли. Различается традиционная геополитика, новая геополитика (геоэкономика) и новейшая геополитика (геофилософия)[1]. Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, является (по Хаусхоферу)[2] географическим разумом государства. Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях[1].

Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством пространственных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над геопространством — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей между свойствами пространства Земли и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей. Методологическим ядром геополитики при этом является «моделирование» на общепланетарном уровне, хотя в составе этой научной дисциплины существуют и региональные и локальные разделы, например, исследование границ, проблем спорных территорий, межгосударственных конфликтов и т. п. Тем не менее региональные и локальные проблемы могут успешно исследоваться только в контексте указанного методологического ядра, то есть следуя от общего к частному

Вне́шняя поли́тика (внешние сношения государства) — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

77. Сутність іформи авторитаризму

Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) приме­няется в политическойнауке для обозначениярежима, характеризующе­госямонополией на властькакой-тооднойпартии, группировки, лицаилисоциальногоинститут

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия ) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Авторитарнірежимиможутьбути класифіковані як:

абсолютистськімонархії, в якихверховна, виконавча, законодавча та судовавладаповністюналежитьоднійособі (СаудівськаАравія, Об'єднаніАрабськіЕміратитощо);

військово-бюрократичнідиктатури, встановленівнаслідоквійськовихпереворотів (в різнічаси: Аргентина, Бразилія, Греція, Чилітощо);

вождистські — спираються на авторитет сильного лідера, можутьматипідтримку народу і передумовоюстановленняякихможевиступатипевназагроза для держави (НімеччиначасівГітлера, СРСР часівСталіна);

неототалітарнірежими — владуконтролює одна партія, іншихпартійабо не існує,або вони маютьдекоративний характер (Корейська Народна Демократична Республіка).

персональнітиранії — владаналежитьдиктаторові та спирається на підтримкуполіцейськогоапарату (в різнічаси: Гаїті, Нікарагуа, Сомалі, Уганда);

Авторитаризм можеіснувати в найрізноманітніших формах. В історичномуминуломувінвиступав у формідревніхтираній, деспотій, абсолютнихмонархій і у формірізнихаристократичнихрежимів.

Залежновід того, на якісоціальнігрупи і інститутиспираєтьсявлада, можнавиділититакіформи авторитарного режиму:

Військовідиктатури, щопередбачаютьопір на армію. В умовахнерозвинутогогромадянськогосуспільства і слабкихдемократичнихтрадиційвійськовівиступаютьнайбільшорганізованою силою, яка володіє ресурсами для захопленнявлади (як правило, шляхом державного перевороту). Подібнірежими - доситьчастеявище в Африці, латинськійАмериці, на близькомуСході. Придушуючиполітичнісвободи, військовіможутьвиступитиініціаторамиекономічноїмодернізаціїсуспільства (військова диктатура генерала А.Піночета в Чилі).

Теократичний - з опорою на духовенство і релігію. На зразокможна навести сучаснийІран, де з середини 90-х pp. намітиласьтенденція до лібералізації режиму.

Олігархічний - владаналежитьпевнимкорпоративним кланам.

Вождистський (режим особистоївлади), щоопирається на авторитет сильного лідера. Сам режим можематипідтримку народу. Основою для виникненняподібнихрежимівможе стати відчуттязовнішньоїзагрози для країни. Самілідери часто використовуютьнаціоналістичні гасла, ідеїнезалежностіабо "модернізаційногопрориву" (швидкоговирішення проблем економічноївідсталості і бідності) для консолідаціїнаселеннянавколовласноївлади.

Змішані, поєднуючи в собіелементирізнихрежимів. Так, режим, встановленийС.Хусейном в Іраці, володіввластивостямивійськового, вождистського і частковотеократичногорежиміводночасно. Військовий режим, встановлений у 1973 р. в Чилі, пізнішетрансформувався в режим особистоївладиА.Піночета.

Як видно, формисучасного авторитаризму демонструютьстрокату картину. Поряд з вищевказанимивиділяютьоднопартійні і багатопартійні, президентські і парламентські, традиційні і мобілізаційніформи авторитаризму. Зрештоюавторитарний режим можевиступати у форміреакційноїдиктатуриабо бути більшліберальним. Останніформи авторитаризму є своєріднимсимбіозомавторитарнихдемократичнихтенденцій.

78.

Сущность, структура и уровни политического сознания

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции

Выделяют три уровня политического сознания:

1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе

В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.

2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии

3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию

Структура – политическая психология и политическая идеологии.

79.

Радикалізм політичний - ( від лат. radicalis - корінний) - практична й ідеологічна орієнтація політики, ціль якої виступає принципова зміна суспільства й політичної структури коштами рішучих, кардинальних дій. Радикалізм протилежний консерватизму, помірності, традиціоналізму. Підставами радикалізму є: прагнення пригноблених верств населення змінити своє социальнополитическое положення в суспільстві й різні інтелектуальні концепції, представники яких критично ставляться до існуючих политикокультурным відносинам і вважають, що дана ситуація може бути змінена за допомогою політичних і організаційних дій.

Радикалізм може бути легальним і нелегальним. Крайньою формою нелегального радикалізму є тероризм. Нелегальний радикалізм перебуває поза законом, він дуже небезпечний, оскільки тісно пов'язаний з насильством і авантюризмом. Історично виправданий радикалізм для зменшення негативних наслідків потребує сдержках і противагах, бажане, щоб він був інтелектуально й культурно обґрунтований.

80.

Теории демократии (коллективистские теории, либеральные и элитарные концепции, плюралистическая теория, идентитарные и конкурентные теории, теория партисипаторной демократии)

М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей.

Плебисцитарной, или мандатной, или партийной демократией является такая модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить/отвергнуть»

Элитарная теория допускает возможность определенной социальной мобильности, позволяющей неэлитарным группам стать элитами. Элитаризм не означает, что обладающие властью постоянно находятся в конфликте с массами или что они всегда достигают своих целей за счет интересов общества и это не заговор с целью подавления масс.

Партисипаторная демократия

Значительное место в современных демократических теориях занимает концепция партиципаторной демократии Сутью данной теории является возвращение к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни.

Либеральные теории опираются на следующие идеи:

- автономность личности и ее первичность по отношению к народу;

- политический порядок должен обеспечить саморазвитие индивида;

- главной ценностью признается свобода индивида, корни которой лежат вне политики - в частной жизни, в предпринимательстве;

- основная функция государства заключается в ограничении внешнего давления на индивидуальную свободу, что дает максимальную возможность для саморазвития;

- индивидуальные свободы требуют закрепления в конституции;

- вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей;

- народный суверенитет - это формирование власти с согласия народа и право каждого гражданина участвовать в управлении

Идентитарные теории исходят из того, что существует единая воля народа, которая должна быть выражена без опосредованных звеньев. Принцип представительства отрицается, а основной акцент переносится на прямую демократию