75. Сущность социального государства
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения .
Социальное государство осуществляет свои цели и задачи в форме правовой государственности и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального неравенства. В наши дни демократические государства пытаются найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов в своей деятельности
Однако очевидно, что от конституционного закрепления идеи правового, социального государства до ее практической реализации лежит долгий и трудный путь. Для этого необходимы как политическая воля, проведение соответствующих политических реформ, так и создание необходимой социально-экономической базы, развитие культуры и др. предпосылки
76.
Сутність та співвідношення понять геополітика і зовнішня політика
Геополитика — междисциплинарная область знания о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли. Различается традиционная геополитика, новая геополитика (геоэкономика) и новейшая геополитика (геофилософия)[1]. Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическую мощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, является (по Хаусхоферу)[2] географическим разумом государства. Геоэкономика в отличие от традиционной геополитики делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях[1].
Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством пространственных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над геопространством — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей между свойствами пространства Земли и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей. Методологическим ядром геополитики при этом является «моделирование» на общепланетарном уровне, хотя в составе этой научной дисциплины существуют и региональные и локальные разделы, например, исследование границ, проблем спорных территорий, межгосударственных конфликтов и т. п. Тем не менее региональные и локальные проблемы могут успешно исследоваться только в контексте указанного методологического ядра, то есть следуя от общего к частному
Вне́шняя поли́тика (внешние сношения государства) — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.
77. Сутність іформи авторитаризму
Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политическойнауке для обозначениярежима, характеризующегосямонополией на властькакой-тооднойпартии, группировки, лицаилисоциальногоинститут
Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия ) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.
Авторитарнірежимиможутьбути класифіковані як:
абсолютистськімонархії, в якихверховна, виконавча, законодавча та судовавладаповністюналежитьоднійособі (СаудівськаАравія, Об'єднаніАрабськіЕміратитощо);
військово-бюрократичнідиктатури, встановленівнаслідоквійськовихпереворотів (в різнічаси: Аргентина, Бразилія, Греція, Чилітощо);
вождистські — спираються на авторитет сильного лідера, можутьматипідтримку народу і передумовоюстановленняякихможевиступатипевназагроза для держави (НімеччиначасівГітлера, СРСР часівСталіна);
неототалітарнірежими — владуконтролює одна партія, іншихпартійабо не існує,або вони маютьдекоративний характер (Корейська Народна Демократична Республіка).
персональнітиранії — владаналежитьдиктаторові та спирається на підтримкуполіцейськогоапарату (в різнічаси: Гаїті, Нікарагуа, Сомалі, Уганда);
Авторитаризм можеіснувати в найрізноманітніших формах. В історичномуминуломувінвиступав у формідревніхтираній, деспотій, абсолютнихмонархій і у формірізнихаристократичнихрежимів.
Залежновід того, на якісоціальнігрупи і інститутиспираєтьсявлада, можнавиділититакіформи авторитарного режиму:
Військовідиктатури, щопередбачаютьопір на армію. В умовахнерозвинутогогромадянськогосуспільства і слабкихдемократичнихтрадиційвійськовівиступаютьнайбільшорганізованою силою, яка володіє ресурсами для захопленнявлади (як правило, шляхом державного перевороту). Подібнірежими - доситьчастеявище в Африці, латинськійАмериці, на близькомуСході. Придушуючиполітичнісвободи, військовіможутьвиступитиініціаторамиекономічноїмодернізаціїсуспільства (військова диктатура генерала А.Піночета в Чилі).
Теократичний - з опорою на духовенство і релігію. На зразокможна навести сучаснийІран, де з середини 90-х pp. намітиласьтенденція до лібералізації режиму.
Олігархічний - владаналежитьпевнимкорпоративним кланам.
Вождистський (режим особистоївлади), щоопирається на авторитет сильного лідера. Сам режим можематипідтримку народу. Основою для виникненняподібнихрежимівможе стати відчуттязовнішньоїзагрози для країни. Самілідери часто використовуютьнаціоналістичні гасла, ідеїнезалежностіабо "модернізаційногопрориву" (швидкоговирішення проблем економічноївідсталості і бідності) для консолідаціїнаселеннянавколовласноївлади.
Змішані, поєднуючи в собіелементирізнихрежимів. Так, режим, встановленийС.Хусейном в Іраці, володіввластивостямивійськового, вождистського і частковотеократичногорежиміводночасно. Військовий режим, встановлений у 1973 р. в Чилі, пізнішетрансформувався в режим особистоївладиА.Піночета.
Як видно, формисучасного авторитаризму демонструютьстрокату картину. Поряд з вищевказанимивиділяютьоднопартійні і багатопартійні, президентські і парламентські, традиційні і мобілізаційніформи авторитаризму. Зрештоюавторитарний режим можевиступати у форміреакційноїдиктатуриабо бути більшліберальним. Останніформи авторитаризму є своєріднимсимбіозомавторитарнихдемократичнихтенденцій.
78.
Сущность, структура и уровни политического сознания
Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции
Выделяют три уровня политического сознания:
1. Обыденный - это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия политической жизни общества; они выражаются в сумме наблюдений и представлений, которые возникают у самих субъектов, участвующих в политическом процессе
В качестве относительно развитой формы обыденного политического сознания выступает общественное мнение, как исторически обусловленное и изменяющееся состояние общественного сознания больших групп людей, выражаемое публично по проблемам, важным для общественно-политической жизни. Общественное мнение - конкретные суждения по тем или иным проблемам жизни, разделяемые многими членами общества.
2. Эмпирический - это более или менее осознанная сумма наблюдений о явлениях и процессах политической жизни, которые возникают у ее участников. Этот уровень формируется на почве практического повседневного опыта людей. В отличие от обыденного данный уровень сознания характеризуется большей определенностью и предметностью представлений о социально-политических процессах. И первому и второму уровню присущи чувства, настроения, импульсивность, эмоциональное восприятие происходящих политических событий. Эти несистематизированные взгляды и чувства, складывающиеся стихийно в процессе практической деятельности, составляют сферу политической психологии
3. Теоретический - это наиболее высокая ступень в познании политической реальности. Она представляет собой систему взглядов и идей, выработанных на основе научного осмысления всей совокупности социально-политических отношений. Такой уровень сознания включает в себя более или менее целостное представление о существенных закономерных связях и отношениях социально-политической действительности. Система теоретически обоснованных взглядов и идей составляют политическую идеологию
Структура – политическая психология и политическая идеологии.
79.
Радикалізм політичний - ( від лат. radicalis - корінний) - практична й ідеологічна орієнтація політики, ціль якої виступає принципова зміна суспільства й політичної структури коштами рішучих, кардинальних дій. Радикалізм протилежний консерватизму, помірності, традиціоналізму. Підставами радикалізму є: прагнення пригноблених верств населення змінити своє социальнополитическое положення в суспільстві й різні інтелектуальні концепції, представники яких критично ставляться до існуючих политикокультурным відносинам і вважають, що дана ситуація може бути змінена за допомогою політичних і організаційних дій.
Радикалізм може бути легальним і нелегальним. Крайньою формою нелегального радикалізму є тероризм. Нелегальний радикалізм перебуває поза законом, він дуже небезпечний, оскільки тісно пов'язаний з насильством і авантюризмом. Історично виправданий радикалізм для зменшення негативних наслідків потребує сдержках і противагах, бажане, щоб він був інтелектуально й культурно обґрунтований.
80.
Теории демократии (коллективистские теории, либеральные и элитарные концепции, плюралистическая теория, идентитарные и конкурентные теории, теория партисипаторной демократии)
М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей.
Плебисцитарной, или мандатной, или партийной демократией является такая модель демократии, в которой при непосредственном волеизъявлении народа его политическое влияние на власть ограничивается схемой «одобрить/отвергнуть»
Элитарная теория допускает возможность определенной социальной мобильности, позволяющей неэлитарным группам стать элитами. Элитаризм не означает, что обладающие властью постоянно находятся в конфликте с массами или что они всегда достигают своих целей за счет интересов общества и это не заговор с целью подавления масс.
Партисипаторная демократия
Значительное место в современных демократических теориях занимает концепция партиципаторной демократии Сутью данной теории является возвращение к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни.
Либеральные теории опираются на следующие идеи:
- автономность личности и ее первичность по отношению к народу;
- политический порядок должен обеспечить саморазвитие индивида;
- главной ценностью признается свобода индивида, корни которой лежат вне политики - в частной жизни, в предпринимательстве;
- основная функция государства заключается в ограничении внешнего давления на индивидуальную свободу, что дает максимальную возможность для саморазвития;
- индивидуальные свободы требуют закрепления в конституции;
- вся политическая власть, в конечном счете, находится в руках людей;
- народный суверенитет - это формирование власти с согласия народа и право каждого гражданина участвовать в управлении
Идентитарные теории исходят из того, что существует единая воля народа, которая должна быть выражена без опосредованных звеньев. Принцип представительства отрицается, а основной акцент переносится на прямую демократию
- Авторитаризм
- 2. Базові типи політичної культури за Алмондом та Вебером: Патріархальний, підданства,активістській
- 8. Тоталітарний режим
- 9. Генеза та еволюція поняття «геополітика»
- 11. Головні функції політичних систем
- 12. Головні характеристики традиційних політичних систем
- 13. Громадянське суспільство: сутність та структурні елементи
- 14. Демократичний політичний режим
- 16. Засоби боротьби з тероризмом
- 17. Зміст системного підходу до вивчення політики
- 25. Об єднання громадян
- 28. Теологічна теорія
- 38. Політична еліта і лідерство в Україні
- 41. Політична поведінка
- 43. Політичний процес та його суб’єкти
- 52. Принципи правової держави
- 53. Причини та умови виникнення тероризму
- 55. Ресурси політичної влади
- 56. Реформа, революція, переворот, трансформація
- 61. Система міжнародних політичних відносин: загальна характеристика
- 65. Структура політичних партій
- 66. Структура політичної влади
- 67. Структура и орг.. Полит. Процесса
- 69. Суб єкти політичної влади
- 74. Сущность системного подхода по исследованию политической сферы
- 75. Сущность социального государства
- 81. Теории элит (г. Моска, в. Парето, р. Михельс). Теории лидерства
- 83. Теории лидерства: теория черт, определяющей роли последователей, ситуационная, синтетическая
- 84. Теологічна теорія
- 87. Типы партийных систем, их характеристика
- 88. Типы политической культуры: фрагментарная и интегрированная, тоталитарная, авторитарная и демократическая культура
- 92. Формы демократии: их сильные и слабые стороны
- 94. Формы тоталитарных режимов
- 97. Функции политической власти
- 98. Функции политической элиты