logo search
ИП в Ук

«Основные этапы становления и развития психологии в Украине»

Севастополь

2004

В процессе развития и формирования психологии в Украине можно выделить два этапа.

Начало формирования психологической мысли на территории Украины восходит к периоду Киевской Руси. В 14 – 16 вв. в Украине распространялись произведения, в которых поднимались и психологические вопросы – об идеальном образе человека, о чертах характера, о смерти и бессмертии души, о взаимодействии души и тела и т.д. В 16-18 в.в. значительную роль в развитии украинской психологии сыграли братские школы, а также Киевско-могилянская академия, в рамках которых работали такие выдающиеся украинские философы, как С.Яворский, Ф.Прокопович, Г.Конисский, И.Гизель, К.Сокович.

Существенный вклад в развитие психологии во второй половине 18 в. внес Григирий Савич Сковорода, который известен прежде всего этическим учением, основанным на критике социального неравенства, морального разложения господствующих слоев общества. Значительное место в этом учении занимала проблема человека, самопознания, счастья и пути его достижения.

Каждый из трех миров, описанных в диалогах и трактатах Сковороды (микрокосм, или человек, макрокосм, или Вселенная и символический мир) состоит из видимой (сотворенный мир) и невидимой (бог) части. В обнаружении невидимой натуры через видимую и состоит, по мнению Сковороды, основная проблема человеческого существования, которая решается через подвиг самопознания.

Не менее значимы и идеи Сковороды относительно «сродного» труда. «Сродность» каждого человека к определенному виду деятельности, физической или духовной, выявляется через самопознание; человек распознавший сою «сродность», становится поистине счастлив. Идеальный педагог, с точки зрения Сковороды, напоминает сократовскую «родовспомогательницу»: задача наставника – не внушение, не интеллектуальная муштра, а деликатная помощь ученику в отыскании своего истинного призвания, своей сродности.

Материалистические основы украинской психологической науки 19 в. представлены работами украинского ученого Александра Афанасьевича Потебни. Природу, общество, человеческое мышление ученый рассматривал в поступательном движении, уделяя особое внимание раскрытию связей исторической эволюции мышления с развитием языка, выясняя зависимости эволюции языка от развития труда. Выдвигая идеи равноправия языков и культур, А.А.Потебня выступал за их братство, боролся против национализма.

Иван Михайлович Сеченов, работая в 1871 – 76 г.г. профессором Новороссийского университета в Одессе, написал ряд психологических трудов, объединив их в сборник «Психологические этюды». Его идея рефлекторной природы психики, истоки которой заложены в данном сборнике, оказала решающее влияние на всю российскую и украинскую психологию.

В 1874 г. в Украине родился один из известнейших ученых Александр Федорович Лазурский. А.Ф.Лазурский разрабатывает одну из первых отечественных типологий личности, в основе которой находятся выделенные им эндопсихика (часть психики, которая задается в основном врожденными биологическими механизмами) и экзопсихика (система отношений личности к окружающему миру). Один из первых А.Ф.Лазурский начинает проводить изучение личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

В начале 80-х годов 19-го века профессор Харьковского университета П.И.Ковалевский (автор пользующейся и на сегодняшний день большой популярностью даже не у специалистов книги «Одаренные безумием») создал первую на Украине психологическую лабораторию при клинике нервных и душевных заболеваний.

В последней четверти 19 века в Украине получает распространение экспериментальное изучение психологических проблем. С этого момента развитие психологии в Украине вступило во второй этап.

Последователь научных взглядов И.М.Сеченова Николай Николаевич Ланге (1858 – 1921) организовал в 1895 году в Одесском университете первую лабораторию экспериментальной психологии. Работы этого ученого ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии. После смерти Н.Н.Ланге работы в области экспериментальной психологии, исследования по восприятию времени продолжает Д.Г.Элькин.

С 1922 г. кафедру психологии и философии Одесского университета возглавляет Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960). Сразу же после революции С.Л.Рубинштейн принимает активное участие в перестройке системы высшей школы в Украине. Но неприятие одесскими психологами философских идей, которые в 20-е гг. он начал разрабатывать в своих курсах, вынуждают С.Л.Рубинштейна отойти от преподавательской деятельности и принять пост директора Одесской научной библиотеки. В целом одесский период в биографии Рубинштейна – это период интенсивных научных поисков, становления его как методолога науки, создания основ психолого-философской концепции. В статьях данных лет Рубинштейн раскрывает суть деятельностного подхода, начинает разрабатывать его философский, психологический и педагогический аспекты.

В начале 20-го века начинается экспериментальное изучение проблем возрастной и педагогической психологии. Профессор Киевского университета И.А.Сикорский становится одним из основателей детской психологии, организовывает в 1912 году в Киеве лечебно-педагогический интернат с целью исследования, лечения, обучения и воспитания аномальных детей.

Заметную роль в развитии психологической школы сыграл профессор Киевского университета Георгий Иванович Челпанов (представитель интроспективного подхода, базирующегося на положениях о самодостаточности, автономности души человека, ее независимости от телесного субстрата). Именно в Киевский период своей деятельности (1892 – 1906 гг.) Г.И.Челпанов стал профессором и доктором наук, опубликовал работы, принесшие ему известность («Проблема восприятия пространства», «Мозг и душа», «О свободе воли"). В годы работы в Киеве сформировался определенный круг профессионального и личного общения, в который входили его ученики и коллеги - В.В.Зеньковский, Г.Г.Шпет и многие другие.

Альтернативой интроспективному подходу становится подход, берущий за основу понимания психики физиологические механизмы поведения, а именно, рефлексы. К данному направлению можно отнести рефлексологию, реактологию, которые активно развивались вплоть до 30-х годов 20-го века. Развитие этого направления психологии сконцентрировалось на кафедрах при Киевском, Днепропетровском, Одесском, Харьковском университетах. В то же время этот период развития психологии характеризуется господством механистических, рефлексологических представлений; многие кафедры психологии преобразуются в кафедры рефлексологии.

Известный советский психолог, один из основателей при поддержке Н.К.Крупской советской педологии Павел Петрович Блонский родился в Киеве, закончил Киевский университет, где особое влияние на него имели лекции Г.Г.Челпанова. В дальнейшем произошло расхождение П.П.Блонского и Г.И.Челпанова; Блонский предполагал необходимым построение психологии на основе марксизма и считал справедливым увольнение Челпанова (уже с поста директора Института психологии в Москве).

В 30-х годах начались углубленные исследования в области общей психологии, в первую очередь, отдельных проблем личности, памяти, мышления, внимания, восприятия, которые проводились в ведомственных психологических лабораториях и в психологических подразделениях научно-исследовательских институтов.

В 1921 г. открывается Харьковский институт труда, в котором имелся психологический отдел, в задачу которого входило построение теоретических основ и практическая апробация методов профориентации, коррекция утомляемости в процессе трудовой деятельности, выявление одаренности и т.д.

В Киеве одним из центров научно-исследовательской психологической работы стала кафедра педологии, образованная в 1922 году по инициативе С.А.Ананьина при институте народного образования. Аспирантами этой кафедры были Г.С.Костюк, Н.Ф.Ярошевский и т.д. Выпускаются журналы “Шлях освіти”, “Український вісник рефлексології та експериментальної педагогіки”, “Наукова думка” и др.

В Харькове в 1921 г. была открыта Психоневрологическая академия (в 1937г. реорганизована в Психоневрологический институт). Здесь в психологическом секторе работали А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.И.Божович, П.И.Зинченко, И.А.Соколянский и др.

В харьковский период своей деятельности Алексей Николаевич Леонтьев (1903 – 1979) приступил к разработке проблемы деятельности в психологии. Петр Иванович Зинченко (1903 – 1969) первые исследования выполнил под руководством А.Н.Леонтьева. Основной обрастью исследования П.И.Зинченко была проблема памяти. Более того, его можно с полным правом считать одним из основоположников и классиков отечественной теории памяти. Разработка проблемы памяти осуществлялась ученым в русле деятельностной парадигмы, предполагающей исследование мнемических процессов на основе анализа содержания и структуры той деятельности, в которую они включены. П..Зинченко подчеркивал активную, субъектную природу мнемической деятельности человека, не ограничивающейся лишь пассивным запечатлением информации, но включающую также ее целенаправленную переработку и преобразование. В дальнейшем профессор Харьковского университета основное внимание уделял изучению непроизвольной памяти, продемонстрировал зависимость эффективности непроизвольного запоминания от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (связь с мотивом, целью), выступал против жесткого разделения непроизвольной и произвольной памяти, подчеркивал продуктивную природу непроизвольной памяти, разрабатывал пути повышения эффективности мнемических процессов в целом. В работах Зинченко вскрывается связь мнемических процессов с активностью конкретной личности, их зависимость от ее индивидуальных особенностей, обусловленность типологическими свойствами нервной системы человека.

Ученый изучал особенности долговременной, кратковременной и оперативной, ее вариации на разных стадиях онтогенеза. Основные результаты изучения памяти были им отражены в книге «Непроизвольное запоминание».

Александр Васильевич Запорожец (1905 – 1981) раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов (восприятии, мышления и др.), выдвинул теорию перцептивных действий, разработал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности. Основное направление исследований Лидии Ильиничны Божович (1908 – 1981) лежало в области педагогической и детской психологии. Она изучала познавательные интересы школьников, мотивы учебной деятельности, природу и пути формирования устойчивой личности.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) на основе фундаментальных положений общепсихологической теории деятельности предложил и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий.

Иван Афанасьевич Соколянский (1989 – 1960) являлся одним из основателей советской тифло- и сурдопедагогики и психологии, разработал систему обучения и воспитания слепоглухонемых, доказал возможность достижения высокого уровня их психического развития (О.Скороходова).

Идеи культурно-гуманистической психологии занимали значительное место в научных трудах и педагогической деятельности А.Н.Раевского, который достаточно длительный период заведовал кафедрой психологии в Киевском университете. Он разрабатывал проблемы истории психологии, проблемы личности, работал в области психологии речи. Учениками А.Н.Раевского стали известнейшие ученые – Г.С.Костюк, П.Р.Чамата, Д.Ф.Николенко и др.

В 1945 г. открывается Научно-исследовательский институт психологи в Києве (ныне – Институт психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины), директором которого становится инициатор его создания, профессор Григорий Силович Костюк (1899 – 1982). В институте была уникальная для того тоталитарного периода библиотека, в которой была представлена литература дореволюционного периода, в том числе, и труды философов-идеалистов, и изданная в 20-е годы «подозрительная» (а подчас, и запрещенная) литература.

Идеи Г.С.Костюка, прежде всего его концепции психического развития и развивающих педагогических влияний, находили свое подтверждение и конкретизацию в многочисленных экспериментальных исследованиях самого Г.С.Костюка и его многочисленных учеников. Про результаты этих исследований ученый докладывал на Международных психологических конгрессах (в Монреале и Москве). Достижения Г.С.Костюка нашли и официальную оценку: академик Академии педагогических наук СССР, заслуженный деятель науки СССР, кавалер нескольких правительственных наград.

В то же время самостоятельная позиция ученого, тот факт, что Г.С.Костюк не был членом КПСС, привели к активизации его недоброжелателей в период очередных психологических заморозков, и с 1972 г. Г.С.Костюку пришлось оставить должность директора института. Начиная с этого периода, Г.С.Костюк возглавляет лабораторию психологии личности в данном институте и Киевскую лабораторию развития мышления школьников Института общей и педагогической психологии АПН СССР.

Исследования Г.С. Костюка по теории и методологии психологической науки, а также в области детской и педагогической психологии (в особенности по проблеме соотношения воспитания, обучения и развития) вошли в золотой фонд советской психологии, получили мировую известность. Они служили и служат идейными истоками творческой деятельности многих его участников и сотрудников (П.Р. Чамата, И.Е. Синица, Б.Ф. Баев, Н.К. Балацкая, Г.А.Балл, Е.А. Милерян, Л.Н. Проколиенко, В.А. Моляко, С.Д. Максименко, Е.И.Машбиц и др.).

Вместе с Г.С.Костюком работал Д.Ф.Николенко, известный своими работами в области психологии труда (большинство работ проводились в психологической лаборатории на железной дороге). Психологические аспекты трудовой подготовки молодежи в связи с реформой школы рассматривают В.А. Моляко, В.В.Рыбалко, С.И. Николаенко. Авторы акцентируют внимание читателя на том, что труд должен быть значимым для учащихся, т.е. соответствовать их реальным жизненным ценностям, побуждать к творчеству, выступать источником познания и радости.

Крайне значимы для психологии развития и психологии личности можно считать исследования П.Р.Чаматы, направленные на изучение этапов развития самосознания в его отношении с сознанием. П.Р.Чамата выделил три точки зрения по этому вопросу. Одна из этих точек зрения, высказанная, в частности, В.М.Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е. ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшей форме состоит в неясном чувствовании собственного существования. Согласно другой точке зрения, которую в отечественной литературе аргументировали, в частности, Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн, самосознание ребенка есть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Речь идет о том этапе в развитии ребенка, когда он овладевает речью и характеризуется попытками самостоятельного действования (2-3 года). П.Р.Чамата, опираясь на идеи И.М.Сеченова, А.Галича и А.Потебни, противопоставляет первым двум точкам зрения третью – самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения, которую ясно сформулировал И.М.Сеченов, сводится к следующему. К ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызванные собственной активностью организма. Первые – объективны, т.е. отражают внешний мир, вторые – субъективны, они отражают состояние тела – это самоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать эти ощущения, а это, по И.М.Сеченову, и значит осознать их отдельно. Такое осознание оказывается возможным благодаря накоплению опыта активности во внешнем мире. Ребенок находится как бы в естественной экспериментальной ситуации: изменение условий видения, слышания, осязания по-разному влияет на составные части комплексных ощущений, тем самым делается возможной их диссоциация. П.Р.Чамата, развивая дальше эту точку зрения, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, не с рождения, а по мере овладения собственным телом, в процессе превращения обычных действий в произвольные действия. Органы своего тела постепенно осознаются ребенком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности.

Основываясь на понятии «саморазвития» личности, в институте психологии им. Г.С.Костюка разворачиваются исследования по проблемам развития самосознания личности, образа «Я», самооценки, уровня притязаий (Е.И.Кульчицкая, М.Й.Боришевский, С.П.Тищенко), развития мышления (Г.А.Балл, В.В.Андриевская, О.В.Проскура), развития речи нормальных и аномальных детей (И.Е.Синица, Б.Ф.Баев, А.Ф.Бондаренко и др.), педагогического такта (И.Е.Синица), психологии учебной деятельности, программированного обучения, творчества (С.Д.Максименко, В.А.Моляко, Е.И.Машбиц).

В 50-70-х гг. круг теоретических исследований, над которыми работали психологи страны, расширился за счет таких проблем, как структура деятельности человека, ее виды, основные компоненты, возможность моделирования деятельности и передача определенных функций кибернетическим машинам. Во многих исследованиях по истории отечественной психологии был произведен теоретический анализ, обосновано положительное, содержащееся в идеях ее выдающихся представителей и сохраняющее свое значение и ныне (П.М.Пелех, В.А.Роменец, А.Н.Ткаченко и др.)

Далее в истории украинской психологии наступает период щирокомасштабных экспериментальных исследований по общей психологии. Изучались вопросы чувственного познания, внимания, памяти, мышления, речи, представлений, воли, чувств, восприятия, личности. Принципиальные подходы к разработке актуальных проблем общей психологии конкретизированы в исследованиях по детской и педагогической психологии. Изучались социально-психологические механизмы функционирования педагогического коллектива, личностные характеристики педагогов, социально-психологические механизмы адаптации, межличностной совместимости. Проводились исследования в области социальной психологии, психологии труда и инженерной психологии, психологии спорта, патопсихологии. Психологические аспекты трудовой подготовки молодежи в связи с реформой школы рассматривают В.А. Моляко, В.В. Рыбалко, С.И. Николаенко. Авторы акцентируют внимание читателя на том, что труд должен быть значимым для учащихся, т.е. соответствовать их реальным жизненным ценностям, побуждать к творчеству, выступать источником познания и радости.

В.А.Роменец разрабатывает психологию творчества, пишет фундаментальные тома по истории психологии, создает психологию поступка Владимир Андреевич Роменец подчинил весь свой внутренний и внешний мир, сконденсировал и собрал свое время, чтобы успеть совершить этот Великий Поступок — написать полную историю всемирной психологии (в 7 томах). И, возможно, от собственного поступка отталкиваясь, блестяще разработал логику Поступка. Развернутое определение психологической сущности поступка в его сочетании с нравственной оценкой является весомым вкладом В.Роменца в теорию и методологию психологической науки о человеке вообще.

Основываясь на понятии «саморазвития» личности в институте психологии им. Г.С.Костюка разворачиваются исследования по проблемам развития самосознания личности, образа «Я», самооценки, уровня притязаий (Е.И.Кульчицкая, М.Й.Боришевский, С.П.Тищенко), развития мышления (Г.А.Балл, В.В.Андриевская, О.В.Проскура), развития речи нормальных и аномальных детей (И.Е.Синица, Б.Ф.Баев, А.Ф.Бондаренко и др.), педагогического такта (И.Е.Синица), психологии учебной деятельности, программированного обучения, творчества (С.Д.Максименко, В.А.Моляко, Е.И.Машбиц).