logo search
ТЕМА 5

5.1. Предпринимательство как объект анализа

Одним из первых на предпринимательство обратил внимание А. Маршалл, показавший, что предприниматель является ускорителем изменений, спонтанно и конструктивно развивающихся в обществе. В частности, анализируя предпринимательскую деятельность, он обратил внимание на то обстоятельство, что предприниматель должен обладать глубоким знанием всех особенностей не только своего производства, но и отрасли в целом. Должен уметь предвидеть общие тенденции развития производства и потребления, когда надо приступить к производству нового товара, либо модернизации старых образцов. Наконец, должен быть способен к трезвым суждениям и смелому риску1.

Если следовать теории А. Маршалла, фигура предпринимателя является настолько сложной и всеобъемлющей, а его способности так велики и столь многочисленны, что среди людей вряд ли найдется достаточное число тех, кто может подпасть под эту категорию. В этой связи А. Маршалл останавливается на том, что необходимо расширять круг предприимчивых людей посредством вовлечения в предпринимательскую деятельность акционеров. В этом случае риск ложится на них, проблемы управления – на директоров, а организация производства и надзор за процессом производства – на менеджеров.

Отмечая высокую гибкость корпоративного хозяйства, А. Маршалл вынужден констатировать, что у них имеется крупный недостаток – акционеры, берущие на себя главный риск, не имеют представления о конкретном направлении деятельности фирмы. Успешное функционирование акционерной формы организации производства, обеспечивается в силу роста предпринимательской этики. В этой связи представляется уместным привести высказывание А. Маршалла, во многом открывающее глаза на положение дел в современной России: «…ведущие должностные лица крупных публичных компаний… редко поддаются открывающимся перед ними должностными искушениями совершать мошеннические сделки. Если бы они проявили стремление воспользоваться возможностями правонарушений в размерах, приближающихся к тем, о которых нам повествует коммерческая история ранних цивилизаций, то злоупотребление возложенным на них доверием приняло бы такие громадные масштабы, что воспрепятствовало бы развитию этой демократической формы предпринимательства»2.

Проблемы в области предпринимательства А. Маршалл, в основном, связывал с бюрократическими методами работы государственных чиновников и всеобщей монополизацией производства.

Перспективы же предпринимательской деятельности – с развитием кооперативной ассоциации, участием собственного персонала в прибылях предприятия, передачи части управленческих функций рабочим.

Основным достижением А. Маршалла в области анализа предпринимательства является открытие цены предпринимательского таланта, состоящей из трех элементов: цены предложения капитала (процент), цены предложения предпринимательской способности (чистый доход от управления), цены предположения организации, соединяющей воедино две предыдущие (валовой доход от управления).

На противоречивость природы предпринимательства указывал Й. Шумпетер. По его мнению, предпринимательство выполняет две функции. С одной стороны оно является движущей силой социальных преобразований, с другой – объединяет ресурсы в новые, принципиально уникальные новаторские комбинации. Он выделил несколько видов комбинаций факторов производства, объединяющей силой которых является предприниматель: создание нового продукта; использование новых технологий производства; использование новой организации производства; открытие новых рынков сбыта и источников сырья.

Предпринимательство это не профессия, это стиль жизни, особый дар, свойство человеческого характера, стоящее вне классовой принадлежности. Его характеризуют следующие особенности: опора на собственные силы, предпочтение риска, ценность собственной независимости, ориентация на собственное мнение, потребность в достижении успеха, стремление к нововведению.

Предприниматель являет собой главного субъекта экономического развития. Им движет жажда деятельности и воля к победе. Он постоянно вносит новшества, совершенствует технологию, организацию, управление. Критикуя бюрократическую систему корпоративного механизма хозяйствования, Й. Шумпетер вводит понятие «человека организации». Он характеризует его как послушного, верного, безотказного работника, обладающего слабыми стимулами деятельности, потерявшего ответственность за ведение дела. В случае разрастания корпоративного сектора экономики, с уходом свободных предпринимателей исчезнет и возможность экономического развития. Поэтому, заключает Й. Шумпетер, исчезновение фигуры предпринимателя чревато гибелью экономической системы.

Противной стороной такого видения роли предпринимательства в рыночной среде выступает еще один аспект его понимания. Й. Шумпетер связывает с предпринимателем процесс разрушения старого и созидания нового. Таким образом, предприниматель постоянно держит общество в напряжении, акцентируя внимание на асинхронности своей деятельности.

В значительной мере благодаря Й. Шумпетеру в экономической теории закрепился взгляд на предпринимательские способности как особый, редкий ресурс общества. А предприниматель предстает особым социальным типом, обладающим способностью к реализации многообразных рыночных возможностей.

Содержание предпринимательской деятельности раскрыл П. Дракер. Он связывал ее с выявлением происходящих изменений во всем обществе. Сами изменения классифицировались им как внешние, внутренние, технологические, организационные, экономические и социальные. Задача предпринимательства сводится к использованию разнообразных изменений в обществе в целях достижения успеха. Для решения этой задачи предприниматель вынужден вести непрерывный анализ изменений и их диагностику. В отличие от Й. Шумпетера П. Дракер видит предпринимательскую деятельность не в новаторстве и нововведениях, а в исследовательских функциях и способности использовать их в собственных интересах. Темпы экономического развития связываются с предпринимательской активностью людей. Чем она выше, тем выше темпы роста.

К сожалению, отдельный предприниматель не имеет возможности контролировать движение цен, в связи с чем для достижения конкурентного равновесия вынужден консолидироваться с другими членами общества.

Чем сложнее экономический механизм, тем большее значение играет в нем предпринимательство. Ф. Хайек обращает внимание на то, что в сложных экономических системах большое значение играют люди, имеющие возможность гибко реагировать на постоянное изменение среды. Локальное знание имеет явное преимущество перед централизованной властью. Поэтому в соответствии со шкалой общественных приоритетов рыночные отношения будут служить гарантом производства дешевой продукции, ибо конкуренция между предпринимателями ведет к уменьшению издержек.

Оригинальность позиции Ф. Хайека состоит в том, что он связал возможности конкуренции со способностями предпринимателей. Именно конкуренция выступает как способ открытия новых технологий, продуктов, рынков сырья и сбыта. Она заставляет предпринимателя искать новые производственные комбинации, эффективные технологии, обеспечивать поступательное развитие экономической системы. При этом она сохраняет индивидуализм развития, творческую устремленность человека к созданию новых, доселе неизвестных потребностей и их удовлетворению.

Роль индивидуализма применительно к рыночной системе достаточно полно исследовал Дж. Милль. Он видел в нем систему промышленной организации, в которой инициатива исходит от индивида, а все организации являются результатом их добровольного соглашения. Интересен факт проявления враждебности со стороны общества к ярким, одаренным личностям, проявляющим свою индивидуальность.

Рыночная специфика предпринимательства связана с понятием риска. Рынок, обеспечивая конкурентные начала, неизбежно ведет к непредсказуемости предпринимательской деятельности. Принятие на себя риска в этих условиях представляется главным и определяющим признаком в предпринимательстве. Принимая решения, связанные с нововведениями, предприниматель принимает на себя дополнительный риск. Предпринимательский риск специфичен и тесным образом связан с его новаторской функцией. Центром влияния здесь выступают «человеческие отношения». Человек, направляя усилия на повышение эффективности своей деятельности, опосредовано рационализирует результативность деятельности предприятия, повышая уровень благосостояния общества, стимулируя его экономический рост.

Неопределенность возникает большей частью из-за постоянно меняющихся условий предпринимательской деятельности. На нее оказывают влияние предпочтения субъектов рынка, их поведение. Сама рыночная среда представляет собой неустойчивое образование. Здесь нет долговременных тенденций, нет ничего неуклонного, постоянного. Все вместе ведет к совершенствованию предпринимательской деятельности, обостряя логику экономического анализа, развивая интуицию и практицизм.

Неопределенность и риск порождают проблему разделения труда. Последнее выступает не только как область общественной среды, но и как процедура открытия. Оказывается сфера труда богата возможностями находить все новые и новые факторы совершенствования эффективности производственной деятельности. Обычно совокупность этих улучшений принято связывать с технологическими изменениями. Рассматривая предпринимательство как результат разделения труда, скрепленный процедурами открытия, можно констатировать, что предпринимательство есть результат преобразующей силы труда. В связи с этим укажем на то, что обстоятельством появления людей, смыслом жизни которых является предпринимательская деятельность, предметом и содержанием деятельности – изменения самого труда, служит именно процесс разделения труда.

Необходимым условием предпринимательства является экономическая свобода. Она позволяет действовать без оглядки на центральные и местные власти, развивает собственную инициативу, прививает ответственность за успех или неудачу задуманного предприятия. Предпосылкой и гарантом такой свободы является наличие права частной собственности. Правда, собственно наличие частной собственности, без ее защиты со стороны государства, правовых институтов и общественного самосознания ничего не дает. В связи с этим в рыночной экономике важны определение и разграничение, четкое понимание сфер ответственности и правомочий всех субъектов прав собственности. Поэтому предприниматель нуждается в институциональном (и, прежде всего, правовом) обеспечении своей деятельности. Многообразие форм собственности и многоукладность экономики формируют необходимое предпринимательское поле, где успешным образом сосуществуют, дополняя друг друга, индивидуальные частные, коллективные, государственные, смешанные, совместные и другие предприятия. Во многих случаях малые и средние предприятия тесным образом сотрудничают с корпоративным сектором экономики, все вместе – с государственными образованиями предпринимательского толка.

Действуя в сфере отношений собственности, предпринимательство, тем не менее, активно проявляет себя на товарных, денежных и валютных рынках. Столь разнообразная направленность действий ведет к проявлению уникальных качеств предпринимательства: универсальности и всеприсутствии. Их следствием являются изменения сначала внутренней, а затем и внешней среды предпринимательства, что оказывает положительное безусловное воздействие на развитие всей экономической системы. В этом проявляется специфичность управленческой деятельности предпринимательства.

Можно констатировать о наличии четырех этапов в развитии теории предпринимательства. Итак, предпринимательство:

– связывается с неизбежным риском и неопределенностью, где задача предпринимателя сводится к извлечению более высоких доходов по сравнению с индивидом, не обладающим способностями к предпринимательству;

– служит связующим звеном в рационализации факторов производства, для целей максимизации прибыли и получения предпринимательского дохода;

– это основа производительной силы экономического развития, непрерывно воспроизводящей новые комбинации факторов, обладающей способностями инноватора;

– выступает фактором, создающим новые организационные формы производства, несущим управленческие начала.

Сейчас наступило время очередного, пятого, этапа. Он связывается с ролью предпринимательских структур как источником устойчивого конкурентного преимущества стран, отраслей.