logo search
ekzamen_ekologia

Экономическая и эстетическая причины, побуждающие охранять природу. Переход от антропоцентризма и биоцентризму.

Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного производства стала одной из актуальнейших проблем современности.

Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках “Программы ООН по окружающей среде” (ЮНЕП).

Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.

Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на “реципиентов” (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием.

К первой группе относятся затраты на перемещение реципиентов за пределы зон локальных загрязнений окружающей среды, на озеленение санитарно-защитных зон, на сооружение и эксплуатацию систем очистки воздуха, поступающего в жилые помещения. Затраты, отнесенные ко второй группе, включают расходы на медицинское обслуживание заболевших от загрязненного воздуха, оплату бюллетеней, компенсацию потерь продукции из-за повышения заболеваемости, на компенсацию снижения продуктивности биологических земельных и водных ресурсов.

Экономическая эффективность от мероприятий, предупреждающих локальное загрязнение воздушной Среды “Э”, может быть определена по следующему выражению:

Э = У+Д-З

где

У - размеры предотвращаемого годового ущерба от загрязнения воздушной среды, руб.,

Д - годовой дополнительный доход от улучшения производственных результатов деятельности предприятия при реализации противозагрязняющих воздух мероприятий, включая рентабельную утилизацию загрязняющих веществ ( для горных предприятий, в частности метана), руб.,

З - приведенные затраты на предотвращение или снижение загрязнения воздушной среды, руб.

При З   У+Д противозагрязняющие мероприятия становятся экономически неэффективными, однако они могут быть социально оправданными.

Очень важно остановиться на таком явлении, как недооценка реальной экономической ценности природных ресурсов, биоразнообразия, которая сегодня становится важной причиной их деградации. Это объясняется понятным экономическим бессилием перед стоимостной оценкой колоссальной сложности природы, ее функций, взаимосвязей, системности и комплексности. Между тем необходимость такой стоимостной оценки очевидна.

И. Кант, размышляя о красоте природы, находил родство красоты природы с моралью. В 1790 г. он писал: "... есть основание предполагать, что у того, кого непосредственно интересует красота пpиpоды, имеются по кpайней меpе задатки морального образа мысли. По его мнению, пpекpасное - это символ моpального добpа. Лев Толстой называл пpиpоду непосредственным выражением кpасоты и добра. Кpасота пpиpоды говоpит о ее моральном содеpжании. Эта пpямая связь между хоpошим и пpекpасным стаpа как миp. Джон Мюиp считал, что кpасота и моpальность - это одно и то же. Дикая пpиpода является наиболее красивой и моpальной частью пpиpоды. Hедаpом Г. Тоpо говоpил, что "воспpиятие кpасоты является моpальным тестом". По Гегелю "нpавственность должна выступать в фоpме кpасоты". По Флобеpу, все, что пpекpасно - нpавственно.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм представляет собой одно из наиболее последовательных выражений точки зрения телеологии, то есть приписывания миру внеприродных, внешних ему целей. В античной философии антропоцентризм сформулировал Сократ, позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и некоторые философы нового времени.

Согласно американскому медиевисту Линну Уайту (Lynn White Jr) антропоцентризм возник как результат двух исторических образований:

модели cовременного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром.

иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле.

Начиная с эпохи Возрождения человек в философии перестаёт рассматриваться как причастный к Богу. К событиям в науке, затрагивающим место человека во Вселенной, относятся, главным образом, гелиоцентрическая система мира Коперника, сместившая фокус с человека на Солнце и эволюционная теория Чарльза Дарвина, спустившая человека с вершины цепи бытия.

Биоцентризм — идеология, этическая концепция или научный подход в природоохранном деле, ставящие превыше всего интересы живой природы в том виде, в каком они представляются человеку.

Биоцентризм противопоставляется антропоцентризму в том его наполнении, которое получило широкое распространение в XX веке и согласно которому человек — это хозяин природы, имеющий права изменять и использовать окружающий мир, сообразуясь лишь с собственными интересами.

Биоцентризм является одним из ответвлений экоцентризма — течения биоэтики, исходящего из представлений о заведомом приоритете сохранности экологической сферы планеты (включая и её неживые элементы) над удовлетворением текущих нужд человека (причём в этом также оппонирующего антропоцентризму), и рассматривающего как самостоятельную ценность экосферу в целом. Основное отличие биоцентризма от собственно экоцентризма — наделение первичным приоритетом важности всех живых организмов (то есть, представителей биосферы), и рассмотрение как индивидуумов той их части, для которой это принципиально возможно, не акцентируя при этом особое внимание на проблемах сохранения неживой природы.

Одно из ответвлений — левый биоцентризм, имеющий антикапиталистическую, антииндустриальную и анархическую направленность, близкий идеологии антиглобализма, появившийся в середине 1980-х годов в Великобритании.

Ряд сторонников идеологии биоцентризма в борьбе за свои идеи осуществляют на практике противоправную деятельность, расцениваемую в США как экологический терроризм.

83