logo search
Тема 2 Реформирование и стратегическое планиров

2 .Система управления апк

Агропромышленный комплекс, сформированный как интегрированная структура сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, материально-технического обеспечения и агросервисного обслуживания, в настоящее время не представляет собой целостной системы. Распалась система государственного управления им как единым специфическим народнохозяйственным объектом. Функция государственного управления АПК рассредоточены между Минсельхозом России, Госкомимуществом РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, органами управления в субъектах Российской Федерации. Распыленность и недостаточность мер государственного регулирования привела к нарушению межотраслевых и региональных связей, к несогласованности интересов на различных стадиях производства и реализации продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, монополизации производства в АПК.

В основу организационной структуры государственного управления закладываются следующие основные положения:

- переориентация государственных функций от управления отраслями и первичными звеньями к экономическому регулированию взаимоотношений между субъектами рынка;

- выделение агропромышленного комплекса в единый объект управления, с четким определением объектов государственной собственности;

- соблюдение положений федеративного договора и нормативных документов по разграничению предметов ведения и полномочий в области агропромышленного комплекса между Российской Федерацией и ее субъектами;

- централизация разрозненных по органам исполнительной власти функций государственного управления в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ;

- разработка экономического механизма, обеспечивающего развитие кооперации и интеграции производства;

- разграничение функций государственного и хозяйственного управления на всех уровнях;

- усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и взаимодействия с органами государственного управления агропромышленного комплекса.

Ведущим федеральным органом исполнительной власти в агропромышленном комплексе является Министерство сельского хозяйства, в его функции входит проведение государственной аграрной политики и осуществление управления в АПК. С его помощью достигается государственное регулирование, единства и координация деятельности системы органов государственного управления агропромышленным комплексом. В республиках, входящих в состав РФ, краях, областях и автономных образованиях государственное управление реализуется через министерства, управления (департаменты) сельского хозяйства и продовольствия, управления (отделы) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящихся в структуре соответствующих правительств и администраций. Их функции, структура, численный состав определяются правительством (администрацией) субъектов федерации. Вводится институт федеральных структур Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ в субъектах Российской Федерации с содержанием их работников за счет средств федерального бюджета. Предполагается образование при министерстве отраслевых федеральных структур, что позволит повысить управляемость базовыми специализированными отраслями.

Задачи органов государственного управления АПК на уровне Федерации и ее субъектов в условиях рынка, многообразия форм собственности сводятся к следующему:

1.Разработкка и осуществление стратегии развития АПК;

2.Проведение целенаправленной социальной, продовольственной и научно- технической политики, прогнозирование развития АПК;

3.Управление государственной собственностью;

4.Создание организационных, правовых, информационных предпосылок для осуществления хозяйственной деятельности и развития рыночной инфраструктуры;

5.Формирование системы экономических нормативов по регулированию продовольственного рынка, земельных отношений;

6.Организация карантинного, санитарного, экологического, семенного и ветеринарного контроля;

7.Государственное регулирование агропромышленного производства на основе рационального использования бюджетных средств, дотаций и кредитов, поддержки ценового паритета, эффективной инвестиционной и институциональной политики, формирование федерального и региональных продовольственных фондов, организации маркетингового и консультативно- информационного обслуживания.

Повышение активности предпринимательской деятельности обуславливает необходимость создания специальной программы маркетингового, консультационного, информационного обеспечения. В сфере хозяйственного управления получает развитие новая функция – аудиторская. Она осуществляет защиту законных имущественных интересов хозяйствующих субъектов с помощью независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности и оказания соответствующих услуг.

Демократизация форм управления предполагает, что трудовой коллектив сам становится субъектом управления. Хозяйственно-экономическое самоуправление осуществляется на базе кооперативов, акционерных обществ, объединений, агрофирм, комбинатов, концернов, корпораций и других формирований, созданных на добровольных началах, сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами, предприятиями и организациями обслуживающих отраслей.