5.2. Концепция защиты населения Республики Беларусь при радиационных авариях на аэс
В Республике Беларусь в настоящее время нет атомных электростанций и других объектов ядерно-энергетического цикла. Вместе с тем, в приграничных районах сопредельных с республикой государств (Россия, Украина, Литва) функционируют, в частности, Смоленская, Чернобыльская, Ровенская, Игналинская АЭС. Как показывает опыт Чернобыльской катастрофы, аварии на них могут привести к масштабному загрязнению территории Беларуси и дополнительному облучению населения, что требует разработки превентивных мер защиты.
Настоящая концепция содержит основные принципы защиты населения. Она разработана с учетом рекомендаций международных организаций, опыта ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и сложившейся в республике послеаварийной радиоэкологической ситуации. Ее положения основаны на современных представлениях о действии ионизирующего излучения на организм человека и на международных стандартах в области радиационной защиты.
Цель концепции – обоснование мероприятий, предотвращающих возникновение детерминистских (нестохастических) и ограничение риска стохастических эффектов у населения.
При радиационной аварии на АЭС рассматриваются следующие основные факторы радиационного воздействия:
- внешнее гамма-излучение от радиоактивного облака;
- поступление радиоактивных веществ через органы дыхания;
- радиоактивное загрязнение кожных покровов и одежды;
- внешнее гамма-излучение от радиоактивных веществ, осевших на поверхность земли и местные объекты (здания, сооружения и т.п.);
- поступление радиоактивных веществ в организм в результате потребления населением пищевых продуктов и воды.
Концепция предусматривает защитные мероприятия на период первых 10-дней от аварии. Последующие мероприятия по защите населения регламентируются законами РБ “О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС”, “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС”, а также другими нормативными документами.
Все официальные документы, касающиеся мероприятий по защите населения и планов их реализации, не должны противоречить настоящей концепции.
Основным критерием для принятия решения о мерах защиты является индивидуальная доза облучения, прогнозируемая от начала аварии до момента завершения формирования радиоактивного следа, составляющего в среднем 10 суток.
При мощности экспозиционной дозы (МЭД), превышающей ее значение для данной местности на 20 мкР/час, ограничивается пребывание людей на открытой местности, осуществляется герметизация жилых и служебных помещений (уплотнение дверей и окон, отключение вентсистем при отсутствии фильтров), начинается йодная профилактика и вводится запрет на употребление молока и листовых овощей.
При мощности экспозиционной дозы равной 2,5 мР/час мероприятия по защите населения заключаются в исключении пребывания на открытой местности, прекращении работы ДДУ, школ и учебных заведений, прекращении всех видов деятельности, кроме необходимой для жизнеобеспечения населения.
При необходимости пребывания вне помещения – защита кожных покровов и органов дыхания.
Эвакуация детей и беременных женщин осуществляется при ожидаемой дозе 10 мЗв за 10 суток после аварии. Решение об эвакуации принимается, если мощность экспозиционной дозы составляет 5 мР/час.
Эвакуация остального населения осуществляется при ожидаемой дозе 50 мЗв за 10 суток после аварии. Решение об эвакуации принимается, если МЭД составляет 25 мР/час.
Эвакуация детей и беременных женщин осуществляется при ожидаемой дозе на щитовидную железу равной 200 мЗв.
Эвакуация остального населения осуществляется при ожидаемой дозе на щитовидную железу равной 500 мЗв.
На территории Беларуси устанавливаются две зоны первоочередных защитных мероприятий.
Первая в радиусе 30 км от Игналинской и Чернобыльской АЭС – зона возможной эвакуации. В случае аварии на этих АЭС в 30-ти км зонах незамедлительно вводится режим чрезвычайного положения.
Вторая – в радиусе 100 км от АЭС – зона профилактических мероприятий. По опыту аварии на ЧАЭС, на границах этой зоны дозу облучения щитовидной железы, превышающую 200 мЗв, получили более 50% детей.
Эвакуация населения должна проводиться за пределы 100 км зоны.
Концепция рекомендована и утверждена Национальной комиссией по радиационной защите населения Республики Беларусь от 30 марта 1993 года, протокол №12; одобрена решением коллегии Министерства здравоохранения 26 апреля (протокол №6).
- 5. Основы радиационной безопасности
- 5.1. Законодательство Республики Беларусь по обеспечению радиационной безопасности населения
- 5.2. Концепция защиты населения Республики Беларусь при радиационных авариях на аэс
- 5.3. Принципы и критерии радиационной безопасности
- 5.4. Внешнее и внутреннее облучение человека
- 6. Радиоэкологическая обстановка в Республике Беларусь
- 6.1. Источники ионизирующих излучений и загрязнения
- Окружающей среды
- 6.2. Радиационная обстановка до и после аварии на чаэс
- 6.3. Территория радиоактивного загрязнения, зонирование территории
- Радиоактивного загрязнения и величины дозовых нагрузок на население
- По состоянию на 1 января 2002 года
- Цезием-137 (тыс. Га)
- 7. Поведение радионуклидов в окружающей среде
- 7.1. Миграция радионуклидов в биосфере и в сфере
- Сельскохозяйственного производства
- 7.2. Поведение радионуклидов в почве
- 7.3. Поступление радионуклидов в растения
- 7.4. Накопление радионуклидов растительностью лесных фитоценозов
- 7.5. Пути поступления и особенности распределения радионуклидов в организме животных и птицы
- 7.6. Переход радионуклидов из кормов в молоко и мясо
- Крупного рогатого скота, Бк/кг
- Рациона в продукцию животноводства (в % на 1 кг продукта)
- 8. Агропромышленное производство в условиях радиоактивного загрязнения
- 8.1. Общие принципы организации агропромышленного производства
- 8.2. Мероприятия по уменьшению содержания радионуклидов в продукции растениеводства
- 8.2.1. Инвентаризация сельскохозяйственных угодий
- По плотности загрязнения радионуклидами
- 8.2.2. Прогноз содержания радионуклидов в урожае
- 8.2.3. Ограничения по плотности загрязнения почв при возделывании различных сельскохозяйственных культур
- Обеспеченности почв обменным калием, Ки/км2
- 8.2.4. Система обработки почв в условиях радиоактивного загрязнения
- 8.2.5. Принципы подбора культур и сортов
- 8.2.6. Применение удобрений, известкование кислых почв
- Радионуклидами землях
- Радионуклидами землях
- Культур микроэлементами
- Радионуклидами землях
- 8.2.7. Особенности применения средств защиты в условиях радиоактивного загрязнения
- 8.2.8. Технологические приемы обработки растениеводческой продукции, направленные на снижение содержания в ней радионуклидов
- Загрязненного радиоактивными веществами
- 8.2.9. Особенности использования сенокосно-пастбищных угодий
- 8.3. Мероприятия по уменьшению содержания радионуклидов в продуктах животноводства
- 8.4. Радиационный контроль природной среды и сельскохозяйственной продукции
- 8.5. Радиационная безопасность при проведении сельскохозяйственных работ
- Заключение
- Республиканские допустимые уровни
- Содержания радионуклидов Cs-137 и Sr-90 в
- Пищевых продуктах и питьевой воде (рду-99)
- Нормируемые величины для: Cs-137
- Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов цезия-137 и стронция-90 в сельскохозяйственном сырье и кормах (рду-99)
- Коэффициенты перехода Cs-137 (нКи/кг:Ки/км2 или Бк/кг:кБк/м2) в продукцию растениеводства в зависимости от обеспеченности дерново-подзолистых почв обменным калием
- Коэффициенты перехода Сs-137 (нКи/кг:Ки/км2 или Бк/кг:кБк/м2) в продукцию растениеводства в зависимости от обеспеченности торфяно-болотных почв обменным калием
- Коэффициенты перехода Sr-90 Ки/кг:Ки/км2 или Бк/кг:кБк/м2) в продукцию растениеводства в зависимости от степени кислотности дерново-подзолистых почв
- Коэффициенты перехода Sr-90 (нКи/кг:Ки/км2 или Бк/кг:кБк/м2) в продукцию растениеводства в зависимости от степени кислотности торфяно-болотных почв
- Приложение 7 Рекомендуемые системы защиты сельскохозяйственных культур для зоны радиоактивного загрязнения
- Литература