1.2. Солильная политика в системе общественных отношений
Поскольку социальная политика, как объект исследования, находится в поле зрения различных научных дисциплин, то ее смысловое наполнение каждый раз оказывается в зависимости от конкретной предметной области и исследовательской позиции, а в реальной практике - еще и от конкретных экономических и политических интересов. Однако в настоящий момент и в теоретической, и в практической сфере очень остро ощущается потребность в выявлении существенных и универсальных параметров социальной политики, ее функционального предназначения и места в системе общественных отношений. И в этой связи социологическая интерпретация социальной политики оказывается способной претендовать на комплексный и системный анализ ее природы. Это связано с тем, что непосредственной сферой реализации социальной политики является сфера социального. Доминантные цели и результаты социальной политики фокусируются именно в этой сфере, преобразуя и видоизменяя существенные параметры ее функционирования. При этом экономические, правовые, политические, управленческие составляющие социальной политики выступают в качестве средств и механизмов преобразования социального, и не покрывают социальную политику в целом.
Особенность социологического подхода к рассмотрению социальной политики заключается в том, что ее анализ осуществляется сквозь призму социальных отношений. Это позволяет рассматривать социальную политику и как особый элемент общественной системы, и как самостоятельную специфическую систему взаимодействия государственных и общественных структур, и как динамически воспроизводящееся системное образование, качественные характеристики и трансформационные траектории которого определяются целенаправленной деятельностью множества взаимосвязанных субъектов и независимых акторов.
Сущность социальной политики заключается в том, что она непосредственно связана с воздействием на социальные отношения, которые в каждом конкретном обществе имеют особый характер. Традиционно специфику социальных отношений выявляют через их сопоставление с другими видами общественных отношений, складывающимися в социуме. Принято считать, что общественные отношения в целом делятся на экономические, социальные, политические и духовные. Все они, являясь универсальными, в то же время охватывают свою специфическую часть общественного пространства и характеризуются специфическими проявлениями и функциями. Экономические отношения складываются между людьми и группами людей по поводу производства, распределения и потребления материальных благ, политические - по поводу власти, по поводу степени участия в управлении государством, духовные - по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. Социальные отношения занимают в этой цепи особое место, так как они складываются на базе и экономических, и политических, и духовных отношений и, пронизывая их, охватывают все сферы общественного бытия социальных групп.
С оциальные отношения развиваются на основе взаимодействия личностных, межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого человека, степени общности и отличия граждан по роду занятий, политическим симпатиям, этнической принадлежности, имущественному положению и иным сущностным факторам. Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, представляющая собой производную от равенства возможностей для реализации своего потенциала всеми членами общества11.
Под социальными отношениями понимаются отношения, складывающиеся между индивидами и социальными группами, занимающими различные статусные позиции в системе социальной иерархии и имеющими различный доступ к общественным благам и ресурсам. Специфика социальных отношений заключается в том, что они складываются по поводу распределения и перераспределения общественных ресурсов и, следовательно, по поводу сохранения либо изменения социальных позиций субъектов социальных отношений.
В связи с тем, что механизмы, ведущие к социальной дифференциации и к социальному неравенству, воспроизводятся в социуме естественным образом и могут способствовать не только стабилизации социальной структуры, но и социальной дезынтеграции, дестабилизации, социальному противостоянию и антагонизации, необходимы специальные механизмы и институциализированные формы, способствующие противодействию этим процессам. Определенный тип взаимодействий общественных субъектов институциализированного и неиституциализированного характера, сформировавшийся на протяжении XIX-XX столетий, обозначил основные траектории регулирования социальных отношений в обществе, направленные на их стабилизацию. Этот тип взаимодействий, реализующихся через регулирующее воздействие на социальные отношения, и составляет сущность социальной политики. Средством и результатом такого регулирующего воздействия может стать перемещение индивидов и социальных групп по социальной лестнице, изменение их статусных позиций, то есть социальная мобильность. В социологических теориях описываются различные виды социальной мобильности – горизонтальная и вертикальная, восходящая и нисходящая, индивидуальная и коллективная. Однако в данном случае речь идет о еще двух ее видах - центростремительной и центробежной социальной мобильности.
П од центростремительной социальной мобильностью понимается такой вид вертикальной социальной мобильности, который предполагает доминирование одновременных перемещений верхних и нижних социальных слоев по социальной лестнице навстречу друг другу, в сторону центральных, серединных позиций социальной иерархии. В результате этого осуществляется выравнивание социальной структуры, уменьшение социального неравенства, формирование массового среднего слоя с примерно однородным уровнем социальных возможностей.
Соответственно, под центробежной социальной мобильностью следует понимать противоположный процесс, предполагающий доминирование одновременных перемещений средних социальных слоев из центра социальной иерархии в противоположные друг от друга стороны, в результате чего одна часть среднего слоя оказывается на вершине социальной лестницы, а другая - на ее дне. Следствием преобладания массовой центробежной социальной мобильности может стать минимизация или полное размывание среднего слоя и существенный рост социальной дифференциации и неравенства вплоть до поляризации и антагонизации социальной структуры.
В этом контексте регулирование социальных отношений может быть направлено на воспроизведение либо центробежной, либо центростремительной социальной мобильности, в зависимости от состояния общества, от поставленных целей и используемого арсенала средств. Социальная политика по своей природе в большей степени связана с мобилизацией потенциала центростремительной социальной мобильности, ибо именно этот ресурс способен вывести социальную систему на оптимальное состояние социальных отношений и, следовательно, на ее стабильное существование.
Одной из базовых целей современной социальной политики, вошедшей в ее арсенал в последней четверти XX века, наряду с классическими целями, связанными с регулированием социальных отношений, стало развитие человеческого потенциала. Эта цель тесно связана с классической, так как регулирование социальных отношений в сторону их стабилизации в конечном итоге связано с формированием в рамках социальной структуры общества массового среднего слоя, обладающего высоким социальным потенциалом, и в силу этого - базовыми качествами, определяющими тенденции воспроизводства общественных отношений в целом. Вследствие того, что в современных условиях человеческие ресурсы, по сравнению с природными, материальными, финансовыми, стали ведущими факторами роста, социальная сфера, где именно социальная политика является основным регулятором, оказалась ответственной за воспроизводство базового ресурса общества. Это существенное объективное обстоятельство в нынешних условиях придает социальной политике статус системообразующего начала во всем комплексе действий государственного и общественного регулиирования.
Воспроизводство человеческого потенциала осуществляется через развитие инфраструктуры социальной сферы - образования, здравоохранения, культуры, досуга, спорта, регулирования занятости, социальной защиты населения, что связано с развитием совокупных способностей, знаний и умений членов общества, дающих им возможность активно функционировать во всех сферах общественной жизни и тем самым инициировать их развитие. В связи с этим инвестиции в человеческий ресурс, а значит, и инвестирование социальной политики, оказываются сегодня наиболее значимыми и эффективными.
Н а основе всего изложенного, можно дать следующее развернутое определение социальной политики:
Социальная политика представляет собой особую функционально значимую сферу социальной деятельности, имеющую своим содержанием целенаправленное, организованное регулирование социальных отношений, осуществляемое заинтересованными общественными субъектами в направлении формирования устойчивой, сбалансированной социальной структуры общества, посредством создания условий для индивидуальной и коллективной центростремительной социальной мобильности. В результате этого достигается оптимальный уровень социального неравенства, обеспечивается благоприятный социальный климат, и формируются необходимые условия для воспроизводства и развития человеческого потенциала.
В данном смысле социальная политика предстает не только как область деятельности, локализованная в пределах одного из участков социума, но и как система макрорегуляторов, оказывающих существенное влияние на состояние, функционирование и развитие общества в целом.
В этом контексте экономические, правовые, политические, организационно-управленческие константы социальной политики могут рассматриваться в качестве механизмов, с помощью которых осуществляется регулирование социальных отношений. Определяющими в данной системе действия являются конечные цели и смысл социальной политики, носящие чисто социальный характер, – достижение оптимальных форм социальных отношений как условия стабильного существования общества.
В рамках данного подхода основными механизмами социальной политики могут быть названы:
экономические механизмы – система регулирования и пераспределения доходов и финансовых ресурсов, реализуемая посредством налогово-бюджетного регулирования; система гарантий от элементарных жизненных рисков, включая социальное страхование, социальную помощь и попечительство; обеспечение доступности широкого спектра социальных услуг, финансируемых из бюджетных и внебюджетных источников;
политические механизмы – режим реальной демократии, всеобщее избирательное право, рассредоточение центров политической власти по уровням и сферам;
правовые механизмы – законодательно закрепленные гражданские и социальные права и гарантии, реальная практика равноправия;
организационные механизмы – функционирование разветвленной системы отраслей социальной сферы, оказывающих социальные услуги населению, в условиях реализации принципа их доступности;
управленческие механизмы – функционирование многоуровневой, скоординированной системы управления социальной сферой и требующими общественного контроля сферами социальной жизни;
культурные механизмы – реализация принципов поликультурного развития и взаимодействия, насыщенность официальной и оппозиционных идеологий социальными и гуманитарными ценностями.
В общей системе действия этих механизмов социальная политика выступает в виде системного качества. Являясь полифункциональной сферой, она имеет четкую определенность в области социального, где концентрируются ее базовые цели и результаты.