2. Переработка зерна в крупы.
Виды круп. Крупы – второй по значимости продукт питания (после муки). Их вырабатывают из зерна злаковых культур, а также гречихи и гороха. Физиологические нормы питания человека, разработанные в нашей стране, предусматривают введение в рацион различных круп примерно 24–35 г в день. Предпочтительнее крупы из гречихи, риса, овса и бобовых, поскольку их белки обладают повышенной биологической ценностью. Все крупы богаты крахмалом. Это энергетически ценные продукты. Особенно необходимы крупы в рационе питания детей и при различных заболеваниях.
Зерно в крупы перерабатывают на государственных крупяных заводах или в крупяных цехах при других предприятиях (мукомольных, пищевых комбинатах и т. д.), а также в хозяйствах. Предприятия малой мощности (производительностью несколько тонн в сутки) называют крупорушками, так как в основу приготовления крупы положен процесс обрушивания зерна, то есть отделения от него цветковых пленок.
Вырабатывают следующие виды и сорта круп: из гречихи – ядрицу, первого и второго сортов, продел; из риса – рис шлифованный и полированный (высший, первый и второй сорта), дробленый (как побочный продукт в результате раскалывания зерен при обработке), из гороха – горох лущеный, полированный (целый и колотый); из проса – пшено шлифованное (высший, первый и второй сорта); из овса – крупы недробленую, плющеную (высший и первый сорта), хлопья и толокно; из ячменя – крупу перловую (шлифованную) пяти номеров и ячневую трех номеров (дробленую); из твердой пшеницы – крупу «Полтавская» и «Артек»; из кукурузы – крупу шлифованную пяти номеров, крупу для хлопьев (крупную) и кукурузных палочек (мелкую). Кроме того, при помолах пшеницы вырабатывают манную крупу: из мягкой (марка М), смеси мягкой – 80% и твердой — 20% (МТ), из одной твердой (марка Т).
Качество крупы зависит не только от химического состава и физических свойств зерна. Существенное значение имеют степень очистки от примесей и способы обработки очищенного зерна. Крупа — готовый продукт, который подвергают только кулинарной обработке, и поэтому присутствие в ней каких-либо примесей резко отражается на качестве пищи. Не меньшее влияние на пищевую ценность и внешний вид оказывает и организация технологического процесса.
Оценка качества круп. Качество круп и способы определения его нормированы стандартами. К обязательным показателям при оценке круп относят сенсорные (цвет, запах и вкус). В крупах недопустимы вредители. Влажность разных круп должна быть в пределах 12–15,5%. Строго нормируют количество примесей, особенно вредных, испорченного и битого ядра, мучели, металлических примесей и нешелушеных зерен. От содержания их зависят сорт крупы и соответствие продукта требованиям государственного нормирования.
Определяют также кулинарные достоинства крупы. В эту оценку входят цвет, вкус и структура сваренной каши, продолжительность варки и коэффициент разваримости, под которым понимают отношение объема каши (в миллилитрах) к объему крупы (в миллилитрах), взятой для варки. В зависимости от сортовых особенностей сырья, способов его обработки и ассортимента круп коэффициент разваримости колеблется обычно в следующих пределах: у пшена 4–5,2; круп из гречихи 3,2–4; риса 4,3–5,2; перловых 5,5–6,6; у овсяных 3,3–4,1.
Хранение круп. Крупы хранят в чистой, плотной и незараженной таре (мешках). При отправке зерна на крупорушку сразу подготавливают тару. Фасуют крупы и в мелкую тару (бумажные мешки). При хранении продукт защищают от увлажнения и вредителей хлебных запасов. Можно хранить крупы в одном складе с мукой. Крупы, выработанные на крупорушках без применения гидротермической обработки, менее стойки при хранении. Это особенно относится к пшену и овсяным, которые быстро прогоркают. Быстро (в течение нескольких недель) прогоркают в теплое время крупы, полученные из зерна, подвергшегося хотя бы самым начальным стадиям самосогревания, прорастания или плесневения.
- Лекция № 1 введение в дисциплину
- Растения
- Репродукция
- Посевные качества
- 1. Растениеводство как наука и отрасль агропромышленного комплекса.
- Лекция 2. Озимые зерновые культуры
- Озимая пшеница
- Озимая рожь
- Озимая тритикале
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Яровые зерновые культуры Яровая пшеница
- Яровой ячмень
- Кукуруза
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 4. Зернобобовые культуры Горох
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Клубнеплоды Картофель
- Лекция 6. Корнеплоды Сахарная свекла
- Кормовая свекла
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 7. Прядильные культуры
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Масличные культуры Озимый рапс
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Кормовые травы
- 1. Технология выращивания многолетних бобовых трав на семена на примере клевера лугового
- Выбор участка
- Размещение в севообороте
- Выбор покровной культуры и сроки посева
- Обработка почвы
- Удобрение и известкование
- Подготовка семян к посеву
- 2. Технология выращивания многолетних злаковых трав на семена на примере
- 3. Технология выращивания перспективных кормовых трав
- Размещение в севообороте
- Выбор покровной культуры и сроки посева
- Обработка почвы
- Удобрение и известкование
- Подготовка семян к посеву
- Уход за посевами в год уборки на семена
- Уборка.
- Лекция 11 основы переработки продуции растениеводства Введение
- 1. Повышение качества продукции растениеводства
- Факторы, влияющие на качество продукции растениеводства
- 2. Борьба с потерями при хранении продуктов
- 1. Переработка зерна в муку.
- 2. Переработка зерна в крупы.
- 3. Переработка семян масличных культур и производство растительного масла.
- 1. Классификация способов переработки.
- 2. Факторы, влияющие на качество продуктов
- 3. Приготовление квашеных и соленых продуктов.
- 4. Маринование и продуктов, химическое консервирование.
- 5. Консервирование в герметически укупоренной таре.
- 6. Консервирование сахаром.
- 7. Производство соков.
- 8. Замораживание.
- 9. Сушка.
- 10. Производство крахмала.
- Вопросы для самопроверки и обсуждения