2.2. Конкуренция и ее виды
[Конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции в целях получения наивысшей прибыли. Она является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма.
Конкуренция есть основа существования и функционирования любого рынка, в том числе и аграрного, движущая сила развития современной экономики.
На рынке существуют различные формы (виды) конкуренции, каждая из которых является действенным рычагом развития аграрной экономики.
В зависимости от количества соперников, уровня развития конъюнктуры рынка различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная (чистая) конкуренция означает такое положение на рынке, когда влияние участника на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Для, совершенной конкуренции характерны следующие признаки: наличие большого числа продавцов и покупателей; стандартная, однородная продукция; разница в ценах является единственной причиной, по которой покупатель может предпочесть одну продукцию другой; отсутствие возможности у покупателей и продавцов влиять на цены; возможность для продавцов и покупателей свободно входить на рынок и покидать его.
Совершенная конкуренция в определенной степени присуща рынку сельскохозяйственной продукции. Этот рынок включает большое число независимых продавцов (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяй-
16
2 - 6567
17
ства), предлагающих стандартизированный товар (пшеницу, картофель, сахарную свеклу и т.д.), цена на который определяется соотношением спроса и предложения. Поскольку отдельные сельскохозяйственные товаропроизводители не могут воздействовать на цены, то они могут увеличить размер прибыли в основном только путем снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.
, Под несовершенной конкуренцией понимают такое положение на рынке, при котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Для этого вида конкуренции характерно влияние какой-то группы товаропроизводителей (или даже одного) на конъюнктуру рынка и наличие жестких барьеров для проникновения на рынок новых предпринимателей.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три типа: монополитическая конкуренция, олигополия и монополия.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом предпринимателей, производящих дифференцированный продукт, и сравнительно свободным вхождением на рынок, а также тем, что ни один из них не имеет значительной доли в общем объеме продаж. Еще одна черта монополистической конкуренции — наличие жесткой неценовой конкуренции между предприятиями.
В агропромышленном комплексе монополистическая конкуренция характерна для рынка продовольствия. Например, рынок молочной продукции, где продаются дифференцированные продукты, такие, как масло животное, сыр, творог, сметана, йогурты, которые отличаются один от другого качеством, упаковкой, товарным знаком и т. п. На этом рынке действует большое количество производителей, которые стараются убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Дифференциация товара позволяет производителю молочной продукции самостоятельно установить цену вне зависимости от действия конкурентов. Но так как объем продаж каждого производителя относительно невелик, то каждое предприятие имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
Олигополия характеризуется следующими признаками: наличие небольшого количества конкурентов — крупных предприятий; доступ на рынок новых товаропроизводителей значительно затруднен; взаимозависимость предприятий в принятии решений о ценах на свою продукцию.
В условиях олигополии контроль за сбытом находится в руках небольшого числа крупных предприятий.' Концентрация рынка в таком случае настолько велика, что ведущие предприятия могут влиять на рыночные цены через свои решения о выпуске продукции.
Крайней противоположностью чистой конкуренции является монополия. Она предполагает определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. В условиях монополии имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и устанавливает цену, приносящую ему максимум прибыли..Барьеры для вступления на рынок других предприятий практически непреодолимы.
К чистой монополии приближаются предприятия, поставляющие электроэнергию, природный газ, телефонную связь на местном уровне и услуги кабельного телевидения. В агропромышленном комплексе к монополии в определенной степени можно отнести АО «Русский сахар», которое почти полностью контролирует производство сахара в России.
В зависимости от применяемых средств различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли путем маневрирования ценами на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
- Неценовая конкуренция — это соперничество на основе изменения свойств и качества продукции, применения более эффективных методов сбыта, использования маркетинга.
В зависимости от принадлежности соперников к одной или нескольким отраслям выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.;
Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой продукции, т.е. соперничество между предприятиями одной отрасли. В результате внутриотраслевой конкуренции слабые, технически отсталые предприятия с высокими издержками производства вытесняются с рынка, разоряются или испытывают большие финансовые затруднения.
Межотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями различных отраслей, в результате чего происходит перераспределение капитала с учетом нормы прибыли, позволяющее сопоставить результаты с затратами. В настоящее время экономическая ситуация такова, что в сельском хозяйстве происходит перелив капитала из животноводства в растениеводство как наиболее рентабельную отрасль. Однако участие сельского хозяйства в межотраслевой конкуренции ограничено низкой скоростью оборота капитала и высокой фондоемкостью.
Таким образом, внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, а межотраслевая конкуренция способствует распределению производственных ресурсов между отраслями в зависимости от их общественной значимости и обеспечивает тем самым структурную перестройку аграрной экономики.
- Глава 1
- 1.4. Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства
- Глава 2
- 2.1. Понятие и функции рынка
- 2.2. Конкуренция и ее виды
- 2.3. Состав и структура аграрного рынка
- 2.4. Система рынков в сельском хозяйстве
- Глава 3 управление
- 3.1. Понятие, принципы и функции управления
- 3.2. Система управления сельским хозяйством
- 3.3. Структуры управления
- 3.4. Методы управления
- 4.2. Состав и распределение земельных ресурсов по землепользователям
- 4.3. Земельный кадастр и мониторинг земли
- 4.4. Земельные отношения и рента
- 4.5. Эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения
- Практическое занятие
- 2. Структура посевных площадей и степень использования пашни в спк «Нива«
- 1. Состав и структура земельного фонда спк «Нива»
- 3. Исходные данные
- 4. Эффективность использования сельскохозяйственных угодий
- Глава 5 трудовые ресурсы
- 5.1.Понятие и состав трудовых ресурсов, их занятость
- 5.2. Обеспеченность трудовыми ресурсами и сезонность их использования в сельском хозяйстве
- 5.3. Эффективность использования трудовых ресурсов и факторы роста производительности труда
- 5.4. Организация и нормирование труда в сельском хозяйстве
- 7. Исходные данные Глава 6
- 8. Производительность труда в сельском хозяйстве
- 6.1. Экономическая сущность, классификация и оценка основных средств
- 6.2. Износ и воспроизводство основных средств
- 6.3. Эффективность использования основных средств и пути ее повышения
- Практическое занятие
- 9. Исходные данные
- 11. Движение и воспроизводство основных средств
- 8812. Исходные данные
- Глава 7
- 7.1.;Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств
- 7.2. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Глава 8
- 8.2. Расходы и доходы предприятия
- 8.3. Взаимоотношения сельскохозяйственного предприятия с бюджетом