logo search
с 1 по 103

2.2. Конкуренция и ее виды

[Конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции в целях получения наивысшей прибыли. Она является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма.

Конкуренция есть основа существования и функционирования любого рынка, в том числе и аграрного, движущая сила развития современной экономики.

На рынке существуют различные формы (виды) конкуренции, каждая из которых является действенным рычагом развития аг­рарной экономики.

В зависимости от количества соперников, уровня развития конъюнктуры рынка различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная (чистая) конкуренция означает такое положение на рынке, когда влияние участника на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Для, совершенной конкуренции характерны следующие признаки: наличие большого числа про­давцов и покупателей; стандартная, однородная продукция; раз­ница в ценах является единственной причиной, по которой поку­патель может предпочесть одну продукцию другой; отсутствие возможности у покупателей и продавцов влиять на цены; возмож­ность для продавцов и покупателей свободно входить на рынок и покидать его.

Совершенная конкуренция в определенной степени присуща рынку сельскохозяйственной продукции. Этот рынок включает большое число независимых продавцов (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяй-

16

2 - 6567

17

ства), предлагающих стандартизированный товар (пшеницу, кар­тофель, сахарную свеклу и т.д.), цена на который определяется соотношением спроса и предложения. Поскольку отдельные сель­скохозяйственные товаропроизводители не могут воздействовать на цены, то они могут увеличить размер прибыли в основном только путем снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

, Под несовершенной конкуренцией понимают такое положение на рынке, при котором не выполняется хотя бы одно из условий со­вершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного пред­принимательства. Для этого вида конкуренции характерно влия­ние какой-то группы товаропроизводителей (или даже одного) на конъюнктуру рынка и наличие жестких барьеров для проникнове­ния на рынок новых предпринимателей.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три типа: монополитическая конкуренция, олигополия и монополия.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом предпринимателей, производящих дифференци­рованный продукт, и сравнительно свободным вхождением на ры­нок, а также тем, что ни один из них не имеет значительной доли в общем объеме продаж. Еще одна черта монополистической кон­куренции — наличие жесткой неценовой конкуренции между предприятиями.

В агропромышленном комплексе монополистическая конку­ренция характерна для рынка продовольствия. Например, рынок молочной продукции, где продаются дифференцированные про­дукты, такие, как масло животное, сыр, творог, сметана, йогурты, которые отличаются один от другого качеством, упаковкой, товар­ным знаком и т. п. На этом рынке действует большое количество производителей, которые стараются убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Дифферен­циация товара позволяет производителю молочной продукции са­мостоятельно установить цену вне зависимости от действия кон­курентов. Но так как объем продаж каждого производителя отно­сительно невелик, то каждое предприятие имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Олигополия характеризуется следующими признаками: наличие небольшого количества конкурентов — крупных предприятий; до­ступ на рынок новых товаропроизводителей значительно затруд­нен; взаимозависимость предприятий в принятии решений о це­нах на свою продукцию.

В условиях олигополии контроль за сбытом находится в ру­ках небольшого числа крупных предприятий.' Концентрация рынка в таком случае настолько велика, что ведущие предприя­тия могут влиять на рыночные цены через свои решения о вы­пуске продукции.

Крайней противоположностью чистой конкуренции является мо­нополия. Она предполагает определенный тип экономических отно­шений, который дает возможность одному из участников этих отно­шений диктовать свои условия на рынке определенного товара. В ус­ловиях монополии имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и устанавливает цену, приносящую ему максимум прибыли..Барьеры для вступления на рынок других предприятий практически непреодолимы.

К чистой монополии приближаются предприятия, поставляю­щие электроэнергию, природный газ, телефонную связь на мест­ном уровне и услуги кабельного телевидения. В агропромыш­ленном комплексе к монополии в определенной степени можно отнести АО «Русский сахар», которое почти полностью контроли­рует производство сахара в России.

В зависимости от применяемых средств различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция представляет собой соперничество пред­принимателей за извлечение дополнительной прибыли путем ма­неврирования ценами на продукцию без изменения ее ассорти­мента и качества.

- Неценовая конкуренция — это соперничество на основе измене­ния свойств и качества продукции, применения более эффектив­ных методов сбыта, использования маркетинга.

В зависимости от принадлежности соперников к одной или не­скольким отраслям выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.;

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой продукции, т.е. соперничество между предприятиями одной отрасли. В результате внутриотраслевой конкуренции сла­бые, технически отсталые предприятия с высокими издержками производства вытесняются с рынка, разоряются или испытывают большие финансовые затруднения.

Межотраслевая конкуренция — это соперничество между пред­принимателями различных отраслей, в результате чего происходит перераспределение капитала с учетом нормы прибыли, позволяю­щее сопоставить результаты с затратами. В настоящее время эко­номическая ситуация такова, что в сельском хозяйстве происходит перелив капитала из животноводства в растениеводство как наи­более рентабельную отрасль. Однако участие сельского хозяйства в межотраслевой конкуренции ограничено низкой скоростью обо­рота капитала и высокой фондоемкостью.

Таким образом, внутриотраслевая конкуренция инициирует технический прогресс, а межотраслевая конкуренция способству­ет распределению производственных ресурсов между отраслями в зависимости от их общественной значимости и обеспечивает тем самым структурную перестройку аграрной экономики.