logo search
Опорный конспект лекций

1. Растениеводство как наука и отрасль агропромышленного комплекса.

Сельскохозяйственное производство - древнейшая отрасль человеческой деятельности, впитавшая и отражающая быт, культуру, развитие, менталитет и в целом уровень и характер цивилизации народов.

Задача агропромышленного комплекса республики, а растениеводства, как его со­ставляющей, - обеспечение продовольственной безопасности страны. В области растение­водства эта задача решается через производство продуктов питания для населения, кормов для сельскохозяйственных животных, а также разнообразного сырья для перерабаты­вающей промышленности.

В Беларуси АПК вообще, а растениеводство в частности, развиваются на основе Государственной программы устойчивого развития села на 2011–2015 годы. Растениеводство - одна из важнейших учебных дисциплин определяющих профес­сиональную подготовку агрономов. Термин «растениеводство» разнопланов. С одной сто­роны это отрасль агропромышленного комплекса, задачей которой как отмечалось выше, является производство в промышленных масштабах полевых культур, урожай которых используется в качестве продуктов питания, корма для сельскохозяйственных животных, растительного технологического сырья для перерабатывающей промышленности. С дру­гой стороны растениеводство является учебной дисциплиной и наукой, призванной ре­шать проблемы отрасли растениеводства.

Растениеводство - наука о растениях полевой культуры: их ботанических особенно­стях, систематике, закономерностях роста, развития, формирования урожайности, отно­шению к экологическим факторам жизни, приемах выращивания. Таким образом, цен­тральным объектом изучения в науке «растениеводство» являются возделываемые поле­вые культурные растения. Все физиологические процессы, протекающие в растениях, как в живых организмах, и связанные с созданием и накоплением органического вещества, осуществляются в оп­ределенной среде обитания. Среда обитания оказывает воздействие на растения посредст­вом разнообразных факторов жизни - солнечной радиации, света и тепла, влаги, пита­тельных веществ почвы, атмосферного и почвенного воздуха. Жизнедеятельность и функ­ционирование растений осуществляются благодаря аккумуляции факторов жизни. В процессе эволюции растения сформировали разнообразные органы, благодаря функциониро­ванию которых из неорганических создаются органические вещества, обеспечивающие жизнедеятельность организма. Продукты синтеза передвигаются в определенных направ­лениях и откладываются впрок в запасающих органах.

В процессе эволюции также вырабатывалась норма реакции растений на факторы жизни, на их количественные параметры и характеристики. Например, оптимальная тем­пература для образования и роста клубней картофеля – 16-19 С. Но и при сдвигах как в одну, так и в другую сторону клубни образуются и растут. По мере отклонения темпера­туры от оптимума ростовые процессы в клубнях замедляются, а в крайних точках – 7-8 и более 25 С - органообразование и ростовые процессы приостанавливаются и даже пре­кращаются. Чем дольше во времени и ближе к оптимуму количественно проявляются факторы жизни растений, чем благоприятнее их сочетание, тем комфортнее чувствует се­бя растение и тем большую продуктивность мы вправе от него ожидать.

Количественное проявление факторов бывает различным. И разрыв между опти­мальным и фактическим значением фактора в значительной степени может быть компен­сирован тем или иным приемом агротехники.

Следовательно, растениеводство представляет собой единство триады - растение -факторы жизни (среда обитания) - способы и средства воздействия на растение и среду обитания.

2. Растениеводство как комплексная наука и ее связь с другими дисциплинами. Объектами растениеводства как науки и отрасли являются рас­тение и требования, предъявляемые им к основным факторам сре­ды, а также методы, приемы удовлетворения этих требований для получения высокого урожая хорошего качества.

Поскольку на рост и развитие растений в той или иной степе­ни влияют практически все факторы среды — гранулометричес­кий и химический составы почвы, ее влагообеспеченность и аэрация, динамика температурного режима и инсоляции, ско­рость ветра, влажность воздуха и т. п., то для оптимизации усло­вий выращивания конкретной культуры и сорта в конкретных экологических условиях растениевод должен учитывать состоя­ние всех этих факторов.

Растениеводство как наука должна интегрировать знания фун­даментальных и прикладных – сопутствующих наук.

В центре внимания растениеводства как науки — растение и требования его биологии. Цель возделывания — урожай и его ка­чество. Влияние факторов внешней среды на уровень и качество урожая проявляется в основном через почву и технологию.

Для того чтобы знать биологию растения, необходимо изучить ботанику, физиологию и биохимию растений, генетику, селекцию и семеноводство. Для удовлетворения требований биологии куль­туры, оптимизации условий ее выращивания необходимо иметь полные сведения о почве, изучить геологию, минералогию, почво­ведение, микробиологию, агрохимию, гидрологию, мелиорацию; кроме того, необходимо владеть знаниями по метеорологии, гео­дезии, землеустройству, экологии, земледелию. Для защиты культурных растений от вредных организмов необходимо знать энтомологию, фитопатологию, химические методы защиты растений от сорняков, вредителей и болезней.

Условия выращивания растений регулируют с помощью технологических приемов. При этом нужно учитывать экономические стороны производства продукции растениеводства – экономику, организацию, управление. Наконец, урожай должен быть переработан и доведен до потребителя. Все эти науки трудно усвоить без знания математики, физики, неорганической, органической, ана­литической, физической и коллоидной химии.

Таким образом, для того чтобы в совершенстве владеть наукой управления ростом, развитием растений, величиной и качеством урожая, необходимо интегрировать знания многих фундаменталь­ных и прикладных наук.

3. Задачи в отрасли растениеводства. Ощая задача растениеводства как науки - изучение растений, факторов их жизни и разработка наиболее действенных приемов и способов воздействия на среду обитания агротехническими приемами с целью привести факторы жизни расте­ний в наиболее благоприятное количественное сочетание.

Общая задача растениеводства как отрасль АПК - используя научные разработки, в условиях производства строить таким образом агротехнику, чтобы добиться максималь­ной продуктивности растений и посевов; при этом полученный продукт должен быть вы­сококачественным конкурентоспособным, затраты на его производство минимальными, как и минимальное давление применяемых приемов на окружающую природу.

Еще одна весьма важная деталь. Растениеводство не изолировано, оно самым тесным образом связано с другими биологическими и прикладными науками - ботаникой, физио­логией растений, биохимией, агрометеорологией, почвоведением, агрохимией, селекцией, семеноводством, земледелием, защитой растений, механизацией. Достижения и выводы в области этих наук имеют прямое отношение к растениеводству.

Задачи науки «растениеводство» определяются задачами отрасли. Главной задачей отрасли растениеводства, важнейшей составляющей АПК, как уже отмечалось, является обеспечение продовольственной безопасности республики. В этом плане центральной проблемой отрасли была и остается проблема производства зерна.

Чрезвычайно актуальной является проблема производства кормов (в том числе через проблему производства зерна) со сбалансированными показателями энергии и белка. Ос­новное количество кормов в республике производится на пашне.

Весьма актуальны проблемы производства рапса, сахарной свеклы, льна, картофеля.

При всей сложности ситуации задача науки заключается в том, чтобы обеспечить, точнее обосновать производство продукции растениеводства с минимальнымии затратами на единицу продукции энергии, труда, ресурсов, одновременно создавая задел на перспек­тиву. Говоря о задачах науки растениеводства мы можем выделить биологический и тех­нологический аспекты, которые можно свети к следующим положениям

- Глубокое изучение биологических особенностей культурных растений, в первую очередь особенностей роста и развития, отношения и требований к условиям жизни, вы­явления возможностей регулирования этих явлений и процессов с помощью тех или иных

агроприемов, использования регуляторов роста. То есть важнейшей задачей науки в рас­сматриваемой позиции является управление урожаем.

- Изучение количественных причинно-следственных связей в системе «растение-среда обитания» с той же целью управления урожаем.

- Выявление потенциальных возможностей растений, посевов, культур, сортов

- Выявление «узких мест» в биологии растений, сдерживающих и ограничивающих урожайность и ее потенциал.

- Создание новых сортов растений с более высокими потенциальными возможно­стями и качеством продукции.

-Разработка новых приемов, технологий возделывания сельскохозяйственных расте­ний на основе применения новых сельскохозяйственных машин, пестицидов, компьютер­ной техники и др.

- Разработка региональной и микрозональной агротехники, отвечающей местным почвенно-климатическим условиям.

- Разработка сортовой агротехники.

Вопросы сортовой агротехники особенно остро встали с появлением сортов интен­сивного типа и интенсивных технологий.

- Разработка проблемы повышения качества продукции, особенно увеличения произ­водства продукции с высоким содержанием белка.

Впервые (1876 г) курс растениеводства студентам начал читать Иван Александрович Стебут. Становление растениеводство как науки и учебной дисциплины связано также с именами Н.И. Вавилова, Д.Н. Прянишникова. Существенный вклад в развитие растениеводства внесли белорусские ученые М И. Афонин, Н.И. Вострухин, З.А. Дмитриева, А.И. Козловский, М.С. Савицкий, В.П. Самсонов, И.Г. Стрелков. С.Г. Скоропанов и многие другие.

4. Ботаническая, биологическая и производственная группировка с\х культур. .В группу растений полевой культуры входит, как уже отмечалось ранее, около 90 видов, относящихся ко многим ботаническим: семействам. Каждый из этих видов и даже отдельные сорта различа­ются по морфологическим, биологическим, хозяйственным признакам и приемам возделывания. Для удобства изучения все разнообразие поле­вых культур принято делить на группы с учетом наиболее характерных признаков.

Классификация, предложенная И.А. Стебутом в его книге «Осно­вы полевой культуры и меры ее улучшения в России», была построена на особенностях возделывания растений. Полевые растения он делил по густоте стояния на растения парового, полевого и лугового «кли­на. Такое простейшее деление имело ряд недостатков. Оно соединяло в одну группу несходные культуры, такие, как лен и травы, а в паровой «клин» была включена, например, сахарная свекла, хотя в пару она могла быть размещена лишь в очень ограниченных районах на юге страны.

Д. Н. Прянишников в своем учебнике "Частное земледелие" применил комплексную группировку. Он разделил культуры лугового «кли­на» на две группы: прядильные и кормовые, а зерновые на три. груп­пы: культуры с зернами, богатыми: а) крахмалом, б) белками, в) маслом.

Эта классификация полевых культур была в основном сохранена и в учебнике И. В. Якушкина «Растениеводство».

И. П. Подгорный придерживается группировки полевых культур по их назначению: 1) зерновые культуры; 2) технические культуры; бахчевые культуры и 4) кормовые культуры. В учебниках по растениеводству, подготовленных коллективом ав­торов кафедры растениеводства Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (ТСХА) в принята группировка полевых культур по наиболее существенному признаку, имеющему прямое отношение к сельскохозяйственному производству,— характеру использования главного продукта, получаемого в урожае (табл.).

Производственная

и ботанико-биологическая группировка полевых культур

Группа культур по характеру

ипользования

Биологическая группировка

Полевая культура

получаемой

продукции

I

Зерновые

1.

Зерновые хлеба (озимые и яровые)

Пшеница, рожь, ячмень, овес

2.

Зерновые хлеба яровые и растения дру-

Кукуруза, просо, сорго, рис, гречиха

гих семейств

3.

Зерновые бобовые

Горох, кормовые бобы, чечевица,

чина, нут, фасоль, соя, люпин

Корнеплоды, клубнеплоды,

4.

Корнеплоды

Сахарная свекла, кормовая свекла морковь, брюква, турнепс

бахчевые, кор-

5.

Кормовая капуста

Кормовая капуста, кольраби

мовая капуста

6.

Клубнеплоды

Картофель, земляная груша

7.

Бахчевые

Арбуз, дыня, тыква

Кормовые культуры

8.

Бобовые травы мно­голетние

Клевер, люцерна, эспарцет и др.

9.

Злаковые травы мно­голетние

Тимофеевка, овсяница, житняк и др.

10.

Бобовые травы од­нолетние

Вика, сераделла, клевер и др.

11.

Злаковые травы од-

Суданская трава, могар, райграс

нолетние

12.

Новые многолетние кормовые растения

Борщевик Сосновского, окопник жесткий, горец Вейриха, сильфия пронзеннолистная, козлятник восточ-

ный

13.

Новые однолетние кормовые растения

Мальва мутовчатая, редька маслич­ная

Масличные и эфирномас­личные

14.

Масличные

Подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, рыжик, клещевина, кунжут, мак мас­личный, арахис, перилла, ляллеман-

15.

Эфирномасличные

ци я

Кориандр, анис, тмин, мята переч­ная, шалфей мускатный

V

Прядильные

16

Растения с волокном на семенах

Хлопчатник

17.

Лубоволокнистые

Лен, конопля, кенаф

Табак и махорка

Табак, махорка

Каждая группа подразделяется на биологические подгруппы, включающие отдельные полевые культуры. Эта группировка положена в основу ныне действующей программы курса «Растениеводство» для сельскохозяйственных вузов по многим специальностям.