1. Растениеводство как наука и отрасль агропромышленного комплекса.
Сельскохозяйственное производство - древнейшая отрасль человеческой деятельности, впитавшая и отражающая быт, культуру, развитие, менталитет и в целом уровень и характер цивилизации народов.
Задача агропромышленного комплекса республики, а растениеводства, как его составляющей, - обеспечение продовольственной безопасности страны. В области растениеводства эта задача решается через производство продуктов питания для населения, кормов для сельскохозяйственных животных, а также разнообразного сырья для перерабатывающей промышленности.
В Беларуси АПК вообще, а растениеводство в частности, развиваются на основе Государственной программы устойчивого развития села на 2011–2015 годы. Растениеводство - одна из важнейших учебных дисциплин определяющих профессиональную подготовку агрономов. Термин «растениеводство» разнопланов. С одной стороны это отрасль агропромышленного комплекса, задачей которой как отмечалось выше, является производство в промышленных масштабах полевых культур, урожай которых используется в качестве продуктов питания, корма для сельскохозяйственных животных, растительного технологического сырья для перерабатывающей промышленности. С другой стороны растениеводство является учебной дисциплиной и наукой, призванной решать проблемы отрасли растениеводства.
Растениеводство - наука о растениях полевой культуры: их ботанических особенностях, систематике, закономерностях роста, развития, формирования урожайности, отношению к экологическим факторам жизни, приемах выращивания. Таким образом, центральным объектом изучения в науке «растениеводство» являются возделываемые полевые культурные растения. Все физиологические процессы, протекающие в растениях, как в живых организмах, и связанные с созданием и накоплением органического вещества, осуществляются в определенной среде обитания. Среда обитания оказывает воздействие на растения посредством разнообразных факторов жизни - солнечной радиации, света и тепла, влаги, питательных веществ почвы, атмосферного и почвенного воздуха. Жизнедеятельность и функционирование растений осуществляются благодаря аккумуляции факторов жизни. В процессе эволюции растения сформировали разнообразные органы, благодаря функционированию которых из неорганических создаются органические вещества, обеспечивающие жизнедеятельность организма. Продукты синтеза передвигаются в определенных направлениях и откладываются впрок в запасающих органах.
В процессе эволюции также вырабатывалась норма реакции растений на факторы жизни, на их количественные параметры и характеристики. Например, оптимальная температура для образования и роста клубней картофеля – 16-19 С. Но и при сдвигах как в одну, так и в другую сторону клубни образуются и растут. По мере отклонения температуры от оптимума ростовые процессы в клубнях замедляются, а в крайних точках – 7-8 и более 25 С - органообразование и ростовые процессы приостанавливаются и даже прекращаются. Чем дольше во времени и ближе к оптимуму количественно проявляются факторы жизни растений, чем благоприятнее их сочетание, тем комфортнее чувствует себя растение и тем большую продуктивность мы вправе от него ожидать.
Количественное проявление факторов бывает различным. И разрыв между оптимальным и фактическим значением фактора в значительной степени может быть компенсирован тем или иным приемом агротехники.
Следовательно, растениеводство представляет собой единство триады - растение -факторы жизни (среда обитания) - способы и средства воздействия на растение и среду обитания.
2. Растениеводство как комплексная наука и ее связь с другими дисциплинами. Объектами растениеводства как науки и отрасли являются растение и требования, предъявляемые им к основным факторам среды, а также методы, приемы удовлетворения этих требований для получения высокого урожая хорошего качества.
Поскольку на рост и развитие растений в той или иной степени влияют практически все факторы среды — гранулометрический и химический составы почвы, ее влагообеспеченность и аэрация, динамика температурного режима и инсоляции, скорость ветра, влажность воздуха и т. п., то для оптимизации условий выращивания конкретной культуры и сорта в конкретных экологических условиях растениевод должен учитывать состояние всех этих факторов.
Растениеводство как наука должна интегрировать знания фундаментальных и прикладных – сопутствующих наук.
В центре внимания растениеводства как науки — растение и требования его биологии. Цель возделывания — урожай и его качество. Влияние факторов внешней среды на уровень и качество урожая проявляется в основном через почву и технологию.
Для того чтобы знать биологию растения, необходимо изучить ботанику, физиологию и биохимию растений, генетику, селекцию и семеноводство. Для удовлетворения требований биологии культуры, оптимизации условий ее выращивания необходимо иметь полные сведения о почве, изучить геологию, минералогию, почвоведение, микробиологию, агрохимию, гидрологию, мелиорацию; кроме того, необходимо владеть знаниями по метеорологии, геодезии, землеустройству, экологии, земледелию. Для защиты культурных растений от вредных организмов необходимо знать энтомологию, фитопатологию, химические методы защиты растений от сорняков, вредителей и болезней.
Условия выращивания растений регулируют с помощью технологических приемов. При этом нужно учитывать экономические стороны производства продукции растениеводства – экономику, организацию, управление. Наконец, урожай должен быть переработан и доведен до потребителя. Все эти науки трудно усвоить без знания математики, физики, неорганической, органической, аналитической, физической и коллоидной химии.
Таким образом, для того чтобы в совершенстве владеть наукой управления ростом, развитием растений, величиной и качеством урожая, необходимо интегрировать знания многих фундаментальных и прикладных наук.
3. Задачи в отрасли растениеводства. Ощая задача растениеводства как науки - изучение растений, факторов их жизни и разработка наиболее действенных приемов и способов воздействия на среду обитания агротехническими приемами с целью привести факторы жизни растений в наиболее благоприятное количественное сочетание.
Общая задача растениеводства как отрасль АПК - используя научные разработки, в условиях производства строить таким образом агротехнику, чтобы добиться максимальной продуктивности растений и посевов; при этом полученный продукт должен быть высококачественным конкурентоспособным, затраты на его производство минимальными, как и минимальное давление применяемых приемов на окружающую природу.
Еще одна весьма важная деталь. Растениеводство не изолировано, оно самым тесным образом связано с другими биологическими и прикладными науками - ботаникой, физиологией растений, биохимией, агрометеорологией, почвоведением, агрохимией, селекцией, семеноводством, земледелием, защитой растений, механизацией. Достижения и выводы в области этих наук имеют прямое отношение к растениеводству.
Задачи науки «растениеводство» определяются задачами отрасли. Главной задачей отрасли растениеводства, важнейшей составляющей АПК, как уже отмечалось, является обеспечение продовольственной безопасности республики. В этом плане центральной проблемой отрасли была и остается проблема производства зерна.
Чрезвычайно актуальной является проблема производства кормов (в том числе через проблему производства зерна) со сбалансированными показателями энергии и белка. Основное количество кормов в республике производится на пашне.
Весьма актуальны проблемы производства рапса, сахарной свеклы, льна, картофеля.
При всей сложности ситуации задача науки заключается в том, чтобы обеспечить, точнее обосновать производство продукции растениеводства с минимальнымии затратами на единицу продукции энергии, труда, ресурсов, одновременно создавая задел на перспективу. Говоря о задачах науки растениеводства мы можем выделить биологический и технологический аспекты, которые можно свети к следующим положениям
- Глубокое изучение биологических особенностей культурных растений, в первую очередь особенностей роста и развития, отношения и требований к условиям жизни, выявления возможностей регулирования этих явлений и процессов с помощью тех или иных
агроприемов, использования регуляторов роста. То есть важнейшей задачей науки в рассматриваемой позиции является управление урожаем.
- Изучение количественных причинно-следственных связей в системе «растение-среда обитания» с той же целью управления урожаем.
- Выявление потенциальных возможностей растений, посевов, культур, сортов
- Выявление «узких мест» в биологии растений, сдерживающих и ограничивающих урожайность и ее потенциал.
- Создание новых сортов растений с более высокими потенциальными возможностями и качеством продукции.
-Разработка новых приемов, технологий возделывания сельскохозяйственных растений на основе применения новых сельскохозяйственных машин, пестицидов, компьютерной техники и др.
- Разработка региональной и микрозональной агротехники, отвечающей местным почвенно-климатическим условиям.
- Разработка сортовой агротехники.
Вопросы сортовой агротехники особенно остро встали с появлением сортов интенсивного типа и интенсивных технологий.
- Разработка проблемы повышения качества продукции, особенно увеличения производства продукции с высоким содержанием белка.
Впервые (1876 г) курс растениеводства студентам начал читать Иван Александрович Стебут. Становление растениеводство как науки и учебной дисциплины связано также с именами Н.И. Вавилова, Д.Н. Прянишникова. Существенный вклад в развитие растениеводства внесли белорусские ученые М И. Афонин, Н.И. Вострухин, З.А. Дмитриева, А.И. Козловский, М.С. Савицкий, В.П. Самсонов, И.Г. Стрелков. С.Г. Скоропанов и многие другие.
4. Ботаническая, биологическая и производственная группировка с\х культур. .В группу растений полевой культуры входит, как уже отмечалось ранее, около 90 видов, относящихся ко многим ботаническим: семействам. Каждый из этих видов и даже отдельные сорта различаются по морфологическим, биологическим, хозяйственным признакам и приемам возделывания. Для удобства изучения все разнообразие полевых культур принято делить на группы с учетом наиболее характерных признаков.
Классификация, предложенная И.А. Стебутом в его книге «Основы полевой культуры и меры ее улучшения в России», была построена на особенностях возделывания растений. Полевые растения он делил по густоте стояния на растения парового, полевого и лугового «клина. Такое простейшее деление имело ряд недостатков. Оно соединяло в одну группу несходные культуры, такие, как лен и травы, а в паровой «клин» была включена, например, сахарная свекла, хотя в пару она могла быть размещена лишь в очень ограниченных районах на юге страны.
Д. Н. Прянишников в своем учебнике "Частное земледелие" применил комплексную группировку. Он разделил культуры лугового «клина» на две группы: прядильные и кормовые, а зерновые на три. группы: культуры с зернами, богатыми: а) крахмалом, б) белками, в) маслом.
Эта классификация полевых культур была в основном сохранена и в учебнике И. В. Якушкина «Растениеводство».
И. П. Подгорный придерживается группировки полевых культур по их назначению: 1) зерновые культуры; 2) технические культуры; бахчевые культуры и 4) кормовые культуры. В учебниках по растениеводству, подготовленных коллективом авторов кафедры растениеводства Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (ТСХА) в принята группировка полевых культур по наиболее существенному признаку, имеющему прямое отношение к сельскохозяйственному производству,— характеру использования главного продукта, получаемого в урожае (табл.).
| Производственная | и ботанико-биологическая группировка полевых культур | ||
| Группа культур по характеру |
|
|
|
| ипользования | Биологическая группировка | Полевая культура | |
| получаемой |
|
|
|
| продукции |
|
|
|
I | Зерновые | 1. | Зерновые хлеба (озимые и яровые) | Пшеница, рожь, ячмень, овес |
|
| 2. | Зерновые хлеба яровые и растения дру- | Кукуруза, просо, сорго, рис, гречиха |
|
|
| гих семейств |
|
|
| 3. | Зерновые бобовые | Горох, кормовые бобы, чечевица, |
|
|
|
| чина, нут, фасоль, соя, люпин |
| Корнеплоды, клубнеплоды, | 4. | Корнеплоды | Сахарная свекла, кормовая свекла морковь, брюква, турнепс |
| бахчевые, кор- | 5. | Кормовая капуста | Кормовая капуста, кольраби |
| мовая капуста | 6. | Клубнеплоды | Картофель, земляная груша |
|
| 7. | Бахчевые | Арбуз, дыня, тыква |
| Кормовые культуры | 8. | Бобовые травы многолетние | Клевер, люцерна, эспарцет и др. |
|
| 9. | Злаковые травы многолетние | Тимофеевка, овсяница, житняк и др. |
|
| 10. | Бобовые травы однолетние | Вика, сераделла, клевер и др. |
|
| 11. | Злаковые травы од- | Суданская трава, могар, райграс |
|
|
| нолетние |
|
|
| 12. | Новые многолетние кормовые растения | Борщевик Сосновского, окопник жесткий, горец Вейриха, сильфия пронзеннолистная, козлятник восточ- |
|
|
|
| ный |
|
| 13. | Новые однолетние кормовые растения | Мальва мутовчатая, редька масличная |
| Масличные и эфирномасличные | 14. | Масличные | Подсолнечник, сафлор, горчица, рапс, рыжик, клещевина, кунжут, мак масличный, арахис, перилла, ляллеман- |
|
| 15. | Эфирномасличные | ци я Кориандр, анис, тмин, мята перечная, шалфей мускатный |
V | Прядильные | 16 | Растения с волокном на семенах | Хлопчатник |
|
| 17. | Лубоволокнистые | Лен, конопля, кенаф |
| Табак и махорка |
| – | Табак, махорка |
Каждая группа подразделяется на биологические подгруппы, включающие отдельные полевые культуры. Эта группировка положена в основу ныне действующей программы курса «Растениеводство» для сельскохозяйственных вузов по многим специальностям.
- Лекция № 1 введение в дисциплину
- Растения
- Репродукция
- Посевные качества
- 1. Растениеводство как наука и отрасль агропромышленного комплекса.
- Лекция 2. Озимые зерновые культуры
- Озимая пшеница
- Озимая рожь
- Озимая тритикале
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Яровые зерновые культуры Яровая пшеница
- Яровой ячмень
- Кукуруза
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 4. Зернобобовые культуры Горох
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Клубнеплоды Картофель
- Лекция 6. Корнеплоды Сахарная свекла
- Кормовая свекла
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 7. Прядильные культуры
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Масличные культуры Озимый рапс
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Кормовые травы
- 1. Технология выращивания многолетних бобовых трав на семена на примере клевера лугового
- Выбор участка
- Размещение в севообороте
- Выбор покровной культуры и сроки посева
- Обработка почвы
- Удобрение и известкование
- Подготовка семян к посеву
- 2. Технология выращивания многолетних злаковых трав на семена на примере
- 3. Технология выращивания перспективных кормовых трав
- Размещение в севообороте
- Выбор покровной культуры и сроки посева
- Обработка почвы
- Удобрение и известкование
- Подготовка семян к посеву
- Уход за посевами в год уборки на семена
- Уборка.
- Лекция 11 основы переработки продуции растениеводства Введение
- 1. Повышение качества продукции растениеводства
- Факторы, влияющие на качество продукции растениеводства
- 2. Борьба с потерями при хранении продуктов
- 1. Переработка зерна в муку.
- 2. Переработка зерна в крупы.
- 3. Переработка семян масличных культур и производство растительного масла.
- 1. Классификация способов переработки.
- 2. Факторы, влияющие на качество продуктов
- 3. Приготовление квашеных и соленых продуктов.
- 4. Маринование и продуктов, химическое консервирование.
- 5. Консервирование в герметически укупоренной таре.
- 6. Консервирование сахаром.
- 7. Производство соков.
- 8. Замораживание.
- 9. Сушка.
- 10. Производство крахмала.
- Вопросы для самопроверки и обсуждения