Социальная политика как система социальной ответственности
Социальная политика может быть рассмотрена как система взаимодействия множества элементов, основными из которых являются ее субъекты. Под субъектами социальной политики понимаются те элементы общественной системы (социальные институты, организации, неформальные объединения и формы коллективности, индивиды), которые играют определяющую роль в осуществлении социальной политики в целеполагающем, организационном, функциональном и ресурсообеспечивающем плане. То есть те общественные структуры, которые непосредственным образом участвуют в определении целей, в организации, в реализации и в финансировании социальной политики, ее конкретных программ и мероприятий.
Реализуемая данными субъектами социальная политика есть воплощаемая социальная ответственность, то есть ответственность за социальное состояние общества в целом и его отдельных социальных параметров. Социальная ответственность представляет собой особый вид социальных отношений между социальными акторами, характеризующийся специфическим типом взаимозависимости, основанной на необходимости исполнения взаимонаправленных обязательств и договоренностей.
В контексте социальной политики социальную ответственность можно определить как особый вид отношений между элементами общественной системы, выражающихся в их способности брать на себя и реализовывать социальные обязательства.
С оциальные обязательства можно трактовать как заданные внешним, либо внутренним образом функции, связанные с реализацией основных социальных ценностей и целей социальной политики, возникающих в ответ на актуализированные социальные потребности общества. Среди таких целей–ценностей социальной политики в первую очередь следует назвать обеспечение социальной безопасности, социальной солидарности, социальной справедливости, социальной стабильности, социальной помощи, социального благополучия, социального баланса, развития человеческих ресурсов. В конкретном виде социальные обязательства выражаются в обязательствах по созданию необходимых материально-технических, финансовых, организационно-управленческих, нормативно-правовых, кадровых условий, необходимых для непосредственной реализации перечисленных целей-ценностей социальной политики в определенных формах и пространственно-временных параметрах.
Общественные структуры и субъекты общественной системы, которые принимают на себя и реализуют социальные обязательства, могут быть названы субъектами социальной политики или субъектами социальной ответственности.
Субъекты социальной ответственности могут быть представлены социальными субъектами различного вида и характера корпоративности. Всех их можно разделить на две группы – государственные субъекты социальной политики (социальное государство) и негосударственные (социально общество). Каждая из этих групп включает в себя множество конкретных субъектов социальной ответственности, непосредственно реализующих определенный спектр социальных обязательств в локальной области. Социальное государство объединяет в себе субъекты социальной ответственности, включенные в систему институтов государственной власти и управления. Негосударственные субъекты, напротив, представлены институциализированными и неинституциализированными субъектами социальной ответственности, не входящими в систему государственной власти и управления и осуществляющими свои социальные функции вне и независимо от государства. Так в состав социального государства входят государственные органы законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления (в части исполнения государственных социальных обязательств), специализированные (ведомственные) государственные органы управления социальной сферой и их подведомственные предприятия и учреждения. К негосударственным субъектам социальной политики относятся предприятия и учреждения различной формы собственности в части их корпоративной социальной политики, неправительственные ассоциации и общественные организации (институты третьего сектора), местные сообщества, неформальные структуры коллективности, семья и сети социальной поддержки.
В своей социальной активности государственные и негосударственные субъекты социальной политики тесно связаны, так как имеют единый объект – собственное общество в части его социальных отношений и социального потенциала. В конкретном виде объект социальной политики имеет сложный и дифференцированный характер, он может выступать в качестве всей совокупности граждан соответствующего сообщества, либо в качестве отдельных социальных групп или определенных категорий населения, либо в качестве отдельных категорий семей и отдельных индивидов. Объект социальной политики может быть многослойным и параллельно выступать в разнообразных формах, что определяет одновременную реализацию различных способов взаимодействия с ним субъектов социальной политики.
В процессе реально осуществляемой социальной политики субъект и объект социальной ответственности взаимно задают и определяют друг друга, так как содержание и характер социальных обязательств, воспроизводящихся в обществе, детерминируются характером и содержанием актуализированных в данном обществе социальных потребностей. Связь же между субъектом и объектом социальной ответственности носит специфический характер – характер политики, как целенаправленной, преобразующей деятельности, связанной с мобилизацией и использованием различных видов общественных ресурсов. Следовательно, социальная политика предстает как целенаправленная, преобразующая деятельность, связанная с воспроизводством, мобилизацией, использованием, перераспределением и развитием социальных ресурсов.
Следует заметить, что потенциальные субъекты социальной ответственности могут принимать на себя и реализовывать социальные обязательства добровольно, то есть на основе собственного, самостоятельно принятого решения или сделанного выбора, на основе интерпретации данных обязательств в качестве собственного интереса. Кроме этого, социальные обязательства могут вменяться тем или иным общественным субъектам в соответствии с действующим в данном обществе законодательством или системой неправового нормативного регулирования. В этом случае реализация социальных обязательств может не осознаваться субъектом в качестве собственного интереса.
Так, примерами добровольного осуществления социальных обязательств может служить деятельность общественных организаций, реализующих на добровольных началах программы социальной помощи. В качестве примера вмененных социальных обязательств может быть названа практика обязательных социальных отчислений, которые в соответствии с действующими законами должны делать предприятия в различные социальные фонды, что напрямую и непосредственно не связано с их производственными интересами (что может являться одной из причин уклонения от данных платежей или ухода в «тень»).
В зависимости от специфики и степени корпоративности субъекта социальной политики, может быть выделено несколько уровней реализации его социальной ответственности:
Индивидуальная социальная ответственность, субъектом которой выступает отдельный индивид, конкретный человек, член общества, коллектива, семьи, выполняющий ряд социальных обязательств самостоятельно, за счет своих собственных средств и ресурсов по отношению к себе либо к другим (к членам своей семьи, коллектива).
Коллективная социальная ответственность, субъект которой выступает в виде малой или средней социальной группы, коллектива, реализующего посредством совместного участия своих членов социальные обязательства либо по отношению к себе (к членам данной группы, коллектива), либо по отношению к внешним агентам и группам лиц. Причем данные социальные обязательства реализуются собственными усилиями коллектива за счет аккумулированных им ресурсов. Пример - социальные обязательства, реализуемые трудовым коллективом предприятия по отношению к своим членам.
Общественная социальная ответственность, где субъектом является все общество, реализующее социальные обязательства по отношению к своим гражданам либо по отношению к представителям других обществ. В этом случае общество инициирует создание уполномоченных общественных структур (специализированных социальных институтов и организаций), реализующих от его (общества) имени социальные обязательства, в качестве которых в первую очередь выступают институты государства и гражданского общества.
В зависимости от направленности социальной ответственности можно выделить следующие ее виды:
Внутренняя социальная ответственность, предполагающая реализацию субъектом своих социальных обязательств только по отношению к себе самому. Например: личная ответственность индивида за уровень своего благосостояния; социальная ответственность коллектива предприятия по отношению к своим членам; реализация на уровне государства программ социальной помощи семьям, имеющим детей.
Внешняя социальная ответственность, предполагающая реализацию субъектом социальной ответственности социальных обязательств по отношению к другим лицам, коллективам, организациям. Например: трудоспособный член семьи обеспечивает ресурсы для удовлетворения социальных потребностей нетрудоспособных членов; промышленное предприятие осуществляет шефство над социальным учреждением (детским домом); развитое государство финансирует программы борьбы с бедность более слабому государству.
Из приведенных примеров видно, что внешние и внутренние виды социальной ответственности могут реализовываться на всех ее уровнях - на индивидуальном, коллективном и общественном. Данные виды социальной ответственности не являются взаимоисключающими и в оптимальном варианте взаимно дополняют друг друга.
Таким образом, социальная политика как система имеет плисубъектный характер. А вся совокупность социальных обязательств, воспроизводящихся в обществе, может быть распределена между государственными и негосударственными субъектами различным образом.
1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 29-30
2 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 207.
3 Там же. С. 208.
4 Зомбарт В. Идеалы социальной политики. СПб., 1905. С. 13.
5 Там же. С..15.
6 Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение. Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М., 1989. С. 246.
7 Кулаков П.А. Социальная политика в России (социологический анализ). Новосибирск, 1998. С. 11.
8 Шкаратан О.И. Декларируемая и реальная социальная политика // Мир России. 2001. №2. С. 6.
9 Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. 2003. №1. С. 19.
10 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 20-21.
11 Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995. С. 115-116.
12 Пронин С., Люблинский В., Цвылев Р. О приоритетах социальной политики // Общество и экономика. 2000. №8. С. 28-30.