logo search
лекция по социальной политике

Социальная политика как система социальной ответственности

Социальная политика может быть рассмотрена как система взаимо­действия множества элементов, основными из которых являются ее субъ­екты. Под субъек­тами социальной политики понимаются те элементы об­щественной системы (социальные институты, организации, неформальные объединения и формы коллективности, индивиды), ко­торые играют опре­деляю­щую роль в осуществлении социальной политики в целеполагаю­щем, организа­ционном, функциональном и ресурсообеспе­чивающем плане. То есть те обще­ственные структуры, которые непосред­ственным образом участвуют в опреде­лении целей, в организации, в реа­лизации и в финансировании социальной по­литики, ее конкретных про­грамм и меро­приятий.

Реализуемая данными субъектами социальная по­литика есть во­пло­щаемая социальная ответствен­ность, то есть ответственность за социаль­ное состояние общества в целом и его отдельных социальных параметров. Социальная ответ­ственность представляет собой особый вид социальных отношений между со­циальными акторами, характеризую­щийся специфи­ческим типом взаимозависимости, основанной на необ­ходимости исполне­ния взаимона­правленных обязательств и договорен­ностей.

В контексте социальной политики социальную ответственность можно определить как особый вид от­ношений между элементами обще­ст­венной системы, выражаю­щихся в их способности брать на себя и реали­зовывать соци­альные обязательства.

С оциальные обязательства можно трактовать как за­данные внешним, либо внутренним образом функции, связанные с реализа­цией основных социальных ценностей и целей со­ци­альной поли­тики, возни­кающих в ответ на актуализированные социаль­ные потреб­ности общества. Среди таких целей–ценностей социальной по­ли­тики в первую очередь сле­дует назвать обеспечение социальной безо­пасно­сти, социальной солидар­ности, социальной справедливости, соци­альной стабильности, социальной помощи, социального благополучия, со­ци­ального баланса, развития челове­ческих ресурсов. В конкретном виде социальные обязательства выражаются в обязатель­ст­вах по созданию необходимых материально-технических, фи­нансовых, орга­низационно-управленческих, нормативно-правовых, кадро­вых усло­вий, необходимых для непосредственной реализации перечислен­ных це­лей-ценностей социальной политики в определенных формах и простран­ственно-времен­ных параметрах.

Общественные структуры и субъекты общественной сис­темы, которые принимают на себя и реализуют социальные обя­за­тельства, могут быть названы субъектами социальной политики или субъектами социальной ответствен­ности.

Субъекты соци­альной ответственности мо­гут быть представлены соци­альными субъек­тами различного вида и характера корпоративности. Всех их можно разделить на две группы – государственные субъекты со­циальной политики (социальное государство) и негосударственные (соци­ально общество). Каждая из этих групп включает в себя множество кон­кретных субъек­тов социальной ответст­венности, непосредственно реали­зующих определен­ный спектр соци­альных обязательств в локальной об­ласти. Социальное госу­дар­ство объ­единяет в себе субъекты социальной ответственности, вклю­ченные в систему институтов государственной вла­сти и управления. Негосударственные субъекты, напротив, представлены институциализированными и не­институциализированными субъектами социальной ответственности, не вхо­дящими в систему государственной власти и управления и осуществ­ляю­щими свои социальные функции вне и независимо от государства. Так в состав социаль­ного государства входят государст­венные органы законодательной и ис­полнительной власти феде­рального и ре­гионального уровня, органы мест­ного самоуправления (в части исполнения го­сударственных социальных обя­зательств), специали­зированные (ведомствен­ные) государственные органы управления соци­альной сферой и их подведомст­венные предприятия и учре­ждения. К него­сударственным субъектам социальной политики относятся предприятия и учреждения различной формы собственности в части их корпоративной социальной политики, неправительственные ассо­циации и обществен­ные организации (инсти­туты третьего сек­тора), местные сообщества, нефор­мальные структуры коллектив­ности, семья и сети социальной поддержки.

В своей социальной активности государственные и негосударственные субъекты социальной политики тесно связаны, так как имеют единый объект – собственное общество в части его социальных отношений и социаль­ного потенциала. В конкретном виде объект соци­альной политики имеет сложный и дифференцированный характер, он может выступать в качестве всей сово­купности граждан соответствующего сообще­ства, либо в качестве отдель­ных социальных групп или определенных катего­рий населения, либо в ка­честве отдельных категорий семей и отдельных инди­видов. Объект соци­альной по­литики может быть многослойным и параллельно выступать в разнообразных формах, что определяет одновременную реализа­цию раз­личных способов взаимодействия с ним субъектов социальной политики.

В процессе реально осуществляемой социальной политики субъект и объ­ект социальной ответственности взаимно задают и определяют друг друга, так как содержание и характер социальных обязательств, воспроиз­во­дящихся в об­ществе, детерминируются характером и содержанием ак­туализи­рованных в данном обществе социальных потребностей. Связь же между субъектом и объ­ектом социальной ответственности носит специфи­че­ский характер – характер политики, как целенаправленной, преобра­зующей деятельности, свя­занной с мобилизацией и использованием различных видов общественных ресурсов. Следовательно, со­циальная политика предстает как целенаправленная, преобразующая дея­тельность, связанная с воспроизводством, мобилизацией, использованием, перераспределе­нием и развитием социальных ресур­сов.

Следует заметить, что потенциальные субъекты социальной от­ветственности могут принимать на себя и реализовывать социальные обяза­тельства добровольно, то есть на основе собственного, самостоя­тельно приня­того решения или сделанного выбора, на основе интерпрета­ции данных обяза­тельств в качестве собственного интереса. Кроме этого, социальные обязатель­ства могут вменяться тем или иным общественным субъектам в соответст­вии с действующим в данном обществе законода­тельством или системой не­правового нормативного регулирования. В этом случае реализация социаль­ных обяза­тельств может не осознаваться субъ­ектом в качестве собственного интереса.

Так, примерами добровольного осуществления социальных обяза­тельств может служить деятельность общественных организаций, реали­зующих на доб­ровольных началах программы социальной помощи. В ка­честве примера вме­ненных социальных обязательств может быть названа практика обязательных социальных отчислений, которые в соответствии с действующими законами должны делать предприятия в различные социаль­ные фонды, что напрямую и непосредственно не связано с их про­изводствен­ными интересами (что может являться одной из причин уклоне­ния от данных платежей или ухода в «тень»).

В зависимости от специфики и степени корпоративности субъ­екта соци­альной политики, может быть выделено несколько уровней реализации его со­циальной ответственности:

Индивидуальная социальная ответственность, субъ­ектом кото­рой вы­ступает отдельный индивид, кон­кретный человек, член общества, коллек­тива, семьи, выполняющий ряд со­циальных обязательств самостоя­тельно, за счет своих собственных средств и ресурсов по отношению к себе либо к дру­гим (к членам своей семьи, кол­лектива).

Коллективная социальная ответственность, субъект которой высту­пает в виде малой или средней социальной группы, коллектива, реа­лизую­щего посредством совместного участия своих членов социальные обязатель­ства либо по отношению к себе (к членам дан­ной группы, кол­лектива), либо по отноше­нию к внешним агентам и группам лиц. Причем данные социаль­ные обязатель­ства реализуются собственными усилиями коллектива за счет аккумулиро­ванных им ресурсов. Пример - социальные обязательства, реали­зуемые трудовым коллективом предприятия по отношению к своим чле­нам.

Общественная социальная ответственность, где субъектом явля­ется все общество, реализующее социаль­ные обязательства по отношению к своим гражданам либо по отношению к представителям других обществ. В этом слу­чае общество инициирует созда­ние уполномоченных общест­венных структур (специализированных соци­альных институтов и органи­заций), реа­лизующих от его (общества) имени социальные обязатель­ства, в качестве которых в пер­вую очередь выступают институты государ­ства и граждан­ского общества.

В зависимости от направленности социальной ответственности можно выделить следующие ее виды:

Внутренняя социальная ответственность, предпола­гающая реа­лиза­цию субъектом своих социальных обязательств только по отношению к себе самому. Например: личная ответственность индивида за уровень своего благо­состояния; социальная ответственность коллектива пред­при­ятия по от­ноше­нию к своим членам; реализация на уровне государства программ соци­альной помощи семьям, имеющим де­тей.

Внешняя социальная ответственность, предполагающая реализа­цию субъ­ектом социальной ответственности социальных обязательств по от­ноше­нию к другим лицам, коллективам, организациям. Например: трудо­спо­соб­ный член семьи обеспечивает ресурсы для удовлетворения социаль­ных по­требностей не­трудоспособных членов; промышленное предприятие осущест­вляет шефство над соци­альным учреждением (детским домом); развитое го­сударство финан­сирует программы борьбы с бедность более слабому госу­дар­ству.

Из приведенных примеров видно, что внешние и внутренние виды со­ци­альной ответственности могут реализовываться на всех ее уровнях - на ин­ди­видуальном, коллективном и общественном. Данные виды социаль­ной ответ­ст­венности не являются взаимоисключающими и в оптимальном варианте вза­имно дополняют друг друга.

Таким образом, социальная политика как система имеет плисубъектный характер. А вся совокупность социальных обязательств, воспроизводящихся в обществе, может быть распределена между государственными и негосудар­ственными субъектами различным образом.

1 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 29-30

2 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 207.

3 Там же. С. 208.

4 Зомбарт В. Идеалы социальной политики. СПб., 1905. С. 13.

5 Там же. С..15.

6 Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение. Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М., 1989. С. 246.

7 Кулаков П.А. Социальная политика в России (социологический анализ). Новосибирск, 1998. С. 11.

8 Шкаратан О.И. Декларируемая и реальная социальная политика // Мир России. 2001. №2. С. 6.

9 Ярская В.Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы ана­лиза // Журнал исследований социальной политики. 2003. №1. С. 19.

10 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 20-21.

11 Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. М., 1995. С. 115-116.

12 Пронин С., Люблинский В., Цвылев Р. О приоритетах социальной политики // Общество и экономика. 2000. №8. С. 28-30.