2. Борьба с потерями при хранении продуктов
Для бесперебойного снабжения населения продуктами питания и промышленности сырьем необходимо иметь достаточные запасы каждого вида продукта. Много зерна, картофеля и овощей в течение года нужно животноводству. Значительная часть урожая должна быть сохранена в качестве посевных фондов. Наконец, для нормального развития экономики и жизни населения в случае неурожая, стихийных бедствий и т. д. необходимы резервы.
Лишь небольшая часть сельскохозяйственной продукции непосредственно от производителя поступает к индивидуальному потребителю. Большую часть ее (а некоторые виды сырья полностью) сначала сохраняют, подрабатывают или перерабатывают в различных звеньях народного хозяйства. Сохранение продуктов растениеводства до времени их использования – важнейшее дело. Можно повысить урожайность всех культур и резко увеличить их валовые сборы, но не получить должного эффекта, если на различных этапах продвижения продуктов к потребителю произойдут большие потери массы и качества. При неумелом обращении с продуктами в послеуборочный период потери могут быть велики.
Несмотря на развитие науки и техники, в мировом хозяйстве теряется значительная часть урожая. По данным Международной организации по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО), потери зерна и зернопродуктов при хранении ежегодно составляют 10–15%, потери картофеля, овощей и плодов – 20–30%. Потери продуктов при хранении – следствие их физических и физиологических свойств. Только знание природы продукта, происходящих в нем процессов, разработанных режимов хранения позволяет свести потери до минимума и тем самым способствует реальному росту урожайности. Уменьшение потерь продуктов при хранении рассматривается как один из важнейших путей сокращения дефицита продовольствия.
Различают два вида потерь продуктов при хранении: массы и качества. В большинстве случаев они взаимосвязаны, то есть потери массы сопровождаются потерями качества и наоборот. По природе потери могут быть физическими и биологическими. Для примера приведем схему возможных потерь зерна при хранении, так как она во многом типична и для других продуктов растениеводства.
Подробный анализ природы потерь различных продуктов при хранении рассмотрен в соответствующих главах книги. Здесь лишь необходимо подчеркнуть общие положения и правильно определить принципиальное отношение к различным видам потерь.
Потери массы. Уменьшение массы продукта при хранении может произойти вследствие физических явлений и биологических процессов. Пример физических потерь — испарение части влаги из продукта в окружающую среду. Однако в различных продуктах это оценивают неодинаково. Так, если небольшую потерю влаги в картофеле, овощах и плодах без признаков их увядания признают закономерной и учитывают в общей норме потерь, то при хранении зерна и семян снижение их влажности вследствие испарения не считают потерей, а рассматривают как положительное явление. В этом случае массу партии уменьшают соответственно снижению процента влажности.
Другой вид физических потерь — отделение мельчайших частиц покровных тканей продукта в процессе его перемещения, перекладки при хранении. В данном случае трение о поверхности, по которым перемещается продукт, или трение зерна о зерно, клубня о клубень и т. д. приводит к образованию неучтенного распыла. Чем многократнее перемещение массы продукта, тем больше и величина распыла. При неосторожном перемещении хранящихся продуктов возможно даже травмирование их поверхности и отделение макрочастиц, что сопровождается большими потерями массы и отражается на качестве и сохранности продукта при дальнейшем хранении.
Значительными могут быть потери вследствие биологических процессов. Так, при дыхании семян, картофеля, корнеплодов, плодов расходуются сухие вещества. При соблюдении оптимальных режимов хранения потери вследствие дыхания ничтожны, а у семян часто не выходят за пределы отклонений при взвешивании. Еще большие потери бывают при размножении в продукте микроорганизмов и насекомых-вредителей.
Однако правильная организация хранения обычно исключает активную деятельность микрофлоры и насекомых, и поэтому потери под воздействием данных организмов нельзя признать правомерными. Только неправильной организацией хранения можно объяснить потери массы продуктов вследствие механических просыпей (так называемой раструски), уничтожения их грызунами и птицами.
Чем больше отклоняются условия хранения от оптимальных, тем больше и потери массы. При самосогревании зерна потери массы достигают 3–8%, значительно снижается качество.
При соблюдении правил потери зерновых за год хранения составляют 0,07–0,3% массы сухого вещества. Картофель, морковь и многие плоды и овощи можно сохранить с потерей 2–4% массы за сезон (с осени до весны). Таким образом, потери массы растительных продуктов при хранении неизбежны, но при правильном режиме они не превышают установленных норм.
Потери качества. При правильной организации хранения продукта исключается понижение его качества. Последнее возможно лишь при длительном сроке хранения, превышающем пределы долговечности продукта.
Долговечность – период, в течение которого продукт сохраняет свои семенные, технологические или продовольственные свойства. Понятно, что долговечность посевного материала меньше, чем технологическая или продовольственная. Устойчивость некоторых продуктов (овощей, картофеля, плодов) при хранении и связанную с этим возможную продолжительность хранения называют лежкостью
Природа многих растительных объектов такова, что при правильном хранении в начальный период идут процессы дозревания, улучшающие их пищевые или посевные достоинства. Хорошо известно послеуборочное дозревание семян, дозаривание томатов, яблок зимних сортов и т. д.
Качество продуктов при хранении снижается (за исключением превышения предела долговечности) главным образом вследствие нежелательных процессов: возможного прорастания многих из них, действия микроорганизмов или насекомых, порчи и загрязнения грызунами или птицами, в результате повреждений (травмирования).
Сохранение запасов продуктов с минимальными потерями — очень сложное дело. Организацией хранения продуктов на научной основе занимаются специалисты высокой квалификации: товароведы, экономисты, технологи и механики. В сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит агрономам, экономистам и зооинженерам. Перед ними и всеми работниками сельскохозяйственного производства поставлены следующие задачи в области хранения:
– сохранять продукты и семенные фонды с минимальными потерями массы и без снижения качества;
– повышать качество продуктов и семенных фондов в период хранения, применяя соответствующие технологические приемы и режимы;
– организовывать хранение продуктов наиболее рентабельно, с наименьшими затратами труда и средств на единицу массы продукта, снижать издержки при хранении.
Последняя задача очень важна, так как при хранении некоторых продуктов (капусты, картофеля и др.) издержки часто превышают себестоимость их производства. Уменьшение этих затрат значительно снижает себестоимость семян, кормов и других продуктов, дает возможность получать большую прибыль при их реализации. Рациональное хранение позволяет хозяйствам, расположенным недалеко от крупных центров, хранить картофель, овощи, плоды длительное время и реализовывать их зимой или весной по более высоким сезонным ценам. Рациональное хранение продуктов возможно только при наличии и правильной эксплуатации технической базы: хранилищ, машин и оборудования, используемых для доработки продуктов с целью повышения их устойчивости и качества.
ЛЕКЦИЯ 2. Переработка зерна и маслосемян
1. Переработка зерна в муку.
2. Переработка зерна в крупы.
3. Переработка семян масличных культур для получения растительного масла.
- Лекция № 1 введение в дисциплину
- Растения
- Репродукция
- Посевные качества
- 1. Растениеводство как наука и отрасль агропромышленного комплекса.
- Лекция 2. Озимые зерновые культуры
- Озимая пшеница
- Озимая рожь
- Озимая тритикале
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 3. Яровые зерновые культуры Яровая пшеница
- Яровой ячмень
- Кукуруза
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 4. Зернобобовые культуры Горох
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 5. Клубнеплоды Картофель
- Лекция 6. Корнеплоды Сахарная свекла
- Кормовая свекла
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 7. Прядильные культуры
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 8. Масличные культуры Озимый рапс
- Вопросы для самопроверки и обсуждения
- Рекомендуемая литература
- Лекция 9. Кормовые травы
- 1. Технология выращивания многолетних бобовых трав на семена на примере клевера лугового
- Выбор участка
- Размещение в севообороте
- Выбор покровной культуры и сроки посева
- Обработка почвы
- Удобрение и известкование
- Подготовка семян к посеву
- 2. Технология выращивания многолетних злаковых трав на семена на примере
- 3. Технология выращивания перспективных кормовых трав
- Размещение в севообороте
- Выбор покровной культуры и сроки посева
- Обработка почвы
- Удобрение и известкование
- Подготовка семян к посеву
- Уход за посевами в год уборки на семена
- Уборка.
- Лекция 11 основы переработки продуции растениеводства Введение
- 1. Повышение качества продукции растениеводства
- Факторы, влияющие на качество продукции растениеводства
- 2. Борьба с потерями при хранении продуктов
- 1. Переработка зерна в муку.
- 2. Переработка зерна в крупы.
- 3. Переработка семян масличных культур и производство растительного масла.
- 1. Классификация способов переработки.
- 2. Факторы, влияющие на качество продуктов
- 3. Приготовление квашеных и соленых продуктов.
- 4. Маринование и продуктов, химическое консервирование.
- 5. Консервирование в герметически укупоренной таре.
- 6. Консервирование сахаром.
- 7. Производство соков.
- 8. Замораживание.
- 9. Сушка.
- 10. Производство крахмала.
- Вопросы для самопроверки и обсуждения