logo search
с 1 по 103

2.4. Система рынков в сельском хозяйстве

Аграрный рынок включает рынок земли, рынок труда, рынок материально-технических ресурсов, рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия

Земельный рынок в нашей стране еще недостаточно развит и не подкреплен в полном объеме законодательной базой. Во многих странах с рыночной экономикой такой рынок существует. В на­шей стране вопрос о создании полномасштабного рынка земли находится в стадии решения. У нас существует рынок, где основ­ным товаром являются дачные участки (земли членов коллектив-, ного садоводства и огородничества) и земельные участки личных подсобных хозяйств, в то время как основные земельные масси­вы сельскохозяйственных предприятий (производственных ко­оперативов, товариществ, обществ и т. д.) товаром не являют­ся. Исправить такое положение призван Закон РФ «Об оборо­те земель сельскохозяйственного назначения», вступивший в силу в январе 2003 г.

На свободном рынке будет господствовать рыночная цена зем­ли, которая сложится под воздействием спроса и предложения. Предполагается, что в некоторых сельскохозяйственных зонах под влиянием большого числа предложений сложатся заниженные цены на землю. В этом случае потребуется защитить продавцов, чтобы рыночная цена не упала ниже нормативного ее уровня. Наивысшие цены сложатся в пригородных зонах.

В сложившихся условиях продажа земли не может быть свобод­ной, нерегулируемой. Методами государственного регулирования сделок с землями сельскохозяйственного назначения являются:

прямое регулирование (например, изъятие по решению государ­ственных органов земель из рыночного оборота или их ограниче­ние в обороте; запрет на изменение целевого назначения сельско­хозяйственных угодий, на приобретение их лицом, не обладаю­щим возможностями организовать использование этих угодий по назначению; предоставление преимущественного права покупки или аренды отдельным землепользователям; установление пре­дельных размеров участков и др.);

косвенное регулирование, подразумевающее дифференцирован­ное налогообложение как самих сделок, так и последующего ис­пользования земли; кредитование и субсидирование различных категорий землепользователей; частичное финансирование со стороны государства землеустроительных работ и др.

Однако каждому сельскохозяйственному товаропроизводите­лю должна быть предоставлена возможность в необходимых слу­чаях приобрести дополнительную земельную площадь, требующу­юся для доведения производства до оптимальных размеров и ра­циональной организации труда.

Рынок труда — это общественно-экономическая форма движе­ния рабочей силы, занятой в отраслях агропромышленного комп­лекса. Рынок труда представляет собой систему отношений по по­воду обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жиз­ненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы по законам товарного производства и обращения.

На рынке труда в качестве специфического товара выступает рабочая сила. Поэтому рынок труда представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи такого товара.

Рынок труда, как и любой товарный рынок, основан на спросе и предложении. Спрос в данном случае выступает в форме по­требности на занятие свободных рабочих мест и выполнение ра­бот, а предложение — в наличии незанятой рабочей силы и нали­чии желающих изменить место работы. Спрос и предложение реа­лизуются в конкурентной борьбе между работниками на занятие того или иного рабочего места или выполнение работы, и между работодателями за привлечение нужной рабочей силы.

Рынок труда является рынком особого рода, для которого ха­рактерны следующие особенности. Во-первых, если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Во-вторых, предложение рабочей силы определяется демогра­фическими факторами — уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В-третьих, серьезное влияние на динамику рабочей силы оказывают процессы иммиграции. В-четвертых, влияние на потребность в рабочей силе оказывает развитие научно-техничес­кого процесса. Все перечисленные особенности необходимо учи­тывать при формировании и развитии рынка труда в агропромыш­ленном комплексе.

Опыт развитых стран показывает, что рынок аграрного труда способен значительно улучшить использование трудовых ресур­сов села, резко сократить потребность в них в сельском хозяй­стве. В то же время рыночные отношения ведут к целому ряду не­гативных социальных последствий, наиболее болезненным из ко­торых является безработица.

На Западе нормальным основанием для роста масштабов безра­ботицы является исчерпывание рынка, когда дальнейшее расши­рение рынка занятости означало бы перепроизводство продоволь­ственных товаров, а значит, и снижение эффективности. В сельс­ком хозяйстве России нет пока факторов перенасыщения и, следовательно, могут создаваться новые рабочие места для высво­божденных из сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей работников. Препятствием является лишь отсутствие достаточных инвестиций. Следовательно, в ближайшие годы рынок труда будет в значительной мере дисбалансирован, т. е. одновременно будут иметь место процессы как дефицита кадров, так и безработицы.

Государственная политика на рынке труда должна включать меры поддержки трудоспособного сельского населения, потеряв­шего работу, но желающего эффективно трудиться и активно ищущего новые виды деятельности. К основным направлениям государственного регулирования развития рынка труда относятся: стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе; подготовка и переподготовка рабочей силы; содействие найму работников; выделение средств на посо­бия безработным.

Рынок материально-технических ресурсов — сфера обмена, в ко­торую входят организации, обеспечивающие предприятия АПК необходимыми средствами производства. Поэтому часто такой рынок называют рынком средств производства.

Один из важнейших принципов организации рынка средств производства для сельского хозяйства — принцип единства мате­риально-технического снабжения, ремонта, гарантийного и пос­легарантийного обслуживания, а также снабжения запчастями на весь срок службы машины.

Поставка техники, оборудования и других средств производ­ства может осуществляться как непосредственно предприятием-производителем, так и через несколько звеньев посредников: оп­товые базы, дилерские пункты, сбытовые фирмы. ■

Неотъемлемым элементом рынка материально-технических ре­сурсов является вторичный рынок машин и оборудования, что по­зволяет привлечь в производство простаивающую у ряда собствен­ников и производителей технику и удовлетворить спрос покупате­лей с невысоким уровнем платежеспособности.

Создание свободного рынка материально-технических ресур­сов — неотъемлемая составная часть формирования рыночной экономики в агропромышленном комплексе, поскольку старые методы централизованного распределения материально-техничес­ких ресурсов не могут удовлетворить постоянно изменяющуюся потребность товаропроизводителей в этих ресурсах при производ­стве и реализации продукции на рынке, подверженном влиянию спроса и предложения. Свободная реализация средств производ­ства предполагает насыщение рынка этой продукцией, конкурен­цию многих поставщиков, из которых потребители выбирают наиболее экономически выгодных по качеству, ассортименту про­дукции и уровню цен.

Анализ формирования российского рынка средств производ­ства для сельского хозяйства показывает, что многие объектив­ные требования не соблюдаются, а система материально-техни­ческого обеспечения села не только не улучшается, а наоборот, приходит в упадок. Сложившийся рынок материально-техничес­ких средств не в состоянии обеспечить сельскохозяйственные предприятия необходимыми ресурсами, что привело к резкому сокращению активной части основных средств и увеличению срока их службы. В последние годы списание сельскохозяйствен­ной техники в десятки раз превышало ее поступление.

Разрушение централизованной поставки ресурсов по фондам и лимитам не привело к созданию условий для формирования свободного рынка средств производства, призванного улучшить удовлетворение потребности сельскохозяйственных предприятий. Предприятия-монополисты, которые преобладают в ресурсопро-изводящих отраслях, воспользовались правом свободного повы­шения цен на продукцию, что позволило им получать высокие до­ходы при одновременном снижении объемов выпуска продукции. Уменьшению поставок материально-технических ресурсов также способствовало снижение платежеспособного спроса сельских то­варопроизводителей в результате установления диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Рынок сельскохозяйственного сырья и продовольствия — это сфе­ра обмена товарами сельского хозяйства и других отраслей АПК между производителями и потребителями, сложившаяся на осно­ве разделения труда.

В зависимости от видов продукции, представленных на рынке, различают рынок сельскохозяйственного сырья (зерна, картофеля и овощей) и рынок продовольствия (мяса и мясопродуктов, моло­ка и молочных продуктов и т. д.).

Рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия свой­ственны определенные особенности, обусловленные спецификой агропромышленного производства.

  1. Зависимость предложения сельскохозяйственной продукции от погодных условий, которые ограничивают возможность конт­роля со стороны товаропроизводителей за количеством и каче­ством продукции. Это необходимо учитывать в производственной и сбытовой деятельности, так как нельзя избежать отрицательных последствий неблагоприятных погодных условий.

  1. Наличие гарантированного спроса на сельскохозяйственную продукцию, что обусловлено ее способностью удовлетворять по­требности населения в пище. В определенной степени указанная особенность аграрного рынка компенсирует отрицательное влия­ние предыдущей.

Сельскохозяйственный товаропроизводитель может использо­вать эту особенность для повышения эффективности своей дея­тельности. Он имеет возможность не производить из года в год одну и ту же продукцию, а маневрировать, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, таким образом успешно бороться с конкурентами и находить новые источники дохода.

  1. Большой объем продукции и ее скоропортящийся характер требуют хранилищ (в особенности овощи, картофель, плоды) или реализации в максимально сжатые сроки. Только так можно избе­жать значительных потерь урожая и, следовательно, снижения до­ходов товаропроизводителя.

  2. Сосредоточение потребления сельскохозяйственной продук­ции в городах, что способствует ее сбыту главным образом через различного рода посредников. При этом товаропроизводители вы­нуждены «делиться» с посредниками частью стоимости своей про­дукции.

Рыночные отношения предполагают конкурентное, но беспре­пятственное продвижение продукции от производителя к потре­бителю. Эта система должна включать: механизм квотирования, обеспечивающий гарантию реализации определенной части сель­скохозяйственной продукции и продовольствия; создание феде­ральных и региональных продовольственных фондов и резервов; систему закупок государством продукции для осуществления то­варных инвестиций; обеспечение свободы перемещения продук­ции внутри страны.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое рынок? Перечислите преимущества и негативные стороны рынка.

  2. Каковы функции рынка?

  3. Что такое конкуренция?

  4. Какие вилы конкуренции существуют?

  5. Какие элементы входят в структуру аграрного рынка?

  6. Охарактеризуйте специализированные рынки.